Личностно ориентированный подход при работе с одарёнными детьми.
Личностно ориентированный подход при работе с одарёнными детьми
«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А.Сухомлинский.
В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных. Поэтому одной из главных задач современной школы является выявление одаренных детей и организация системной работы с ними. Обучение одаренных школьников в условиях введения ФГОС подразумевает формирование метапредметных умений, универсальных учебных действий.
В современной школе работа с одаренными детьми – это неограниченное поле деятельности.
Способности и талант – это понятие индивидуальное. Кто-то имеет художественные способности, кто-то музыкален, есть дети, способные к анализу, есть прирождённые исследователи, которым интересен процесс исследования.
Одаренный ребенок – это ребенок с высоким интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями, с творческим подходом и высокой мотивацией к деятельности, что приводит в процессе взаимодействия личностного потенциала и профессионального педагогического сопровождения к высоким достижениям и ярким результатам в одной или нескольких сферах.
Иностранный язык, на мой взгляд, это уникальный школьный предмет, в котором интегрированы знания из области литературы и истории, географии, биологии…
Иностранный язык обладает большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом. Основной упор в методике преподавания делается на развитие умений общаться, на формирование коммуникативной компетенции. Уже в самом методе коммуникативного обучения заложены возможности не только обучению иностранному языку, но и формированию всесторонней личности. Однако в школе должны быть созданы благоприятные условия, а на уроке - творческая атмосфера для успешного развития способностей и дарований детей. Такие условия возможно создать, осуществляя личностно ориентированный подход в обучении.
Под личностно ориентированным подходом принято понимать: обучение и воспитание направленное на развитие личности (в узком смысле), и в широком понимании: процесс обучения и воспитания позволяющий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребёнка, развитие его индивидуальности.
Какая же цель данного подхода?
Заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, необходимые для становления самобытной личности.
Планируя работу с одаренными детьми, я учитываю черты, характеризующие одаренного ребенка: хорошая память, высокий уровень интеллекта, развитая речь, большой словарный запас, стремление к лидерству, повышенные требования к себе и окружающим, стремление к совершенству во всём. Способные, а тем более одаренные дети быстро схватывают объяснения учителя, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями, им необходим высокий темп продвижения, сложность и оригинальность заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности.
Следует отметить, что не все одаренные дети испытывают интерес к изучению иностранных языков, так как его изучение требует определенных волевых усилий, навыков саморегуляции. Я привлекаю таких детей к изучению иностранного языка, вовлекая их в творческую деятельность, формируя и развивая у них способность ставить перед собой задачи, намечать пути их решения, планировать и анализировать свою деятельность, то есть формирую метапредметные умения и навыки.
Необходима система работы с одарёнными учащимися. Моей целью работы является создание условий для выявления и развития одаренных учащихся.
Основные задачи включают:
1.Выявление одарённых детей и создание системы работы с ними;
(использую методику изучения уровня обучаемости по Третьякову П.И.) Обучаемость – уровень учебных возможностей учащегося, уровень самостоятельности в учебной деятельности.
2.Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
3.Использование на уроке дифференциации на основе учета индивидуальных особенностей детей;
4.Развитие у одарённых детей высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях;
5.Организация разнообразной внеурочной деятельности.
Работа с одарёнными учащимися предполагает следующие формы:
урочная деятельность (традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, круглый стол, экскурсия, диспут, дебаты, пресс-конференция, ролевая игра, интегрированные уроки)
внеклассная работа: предметные олимпиады, предметные декады, спецкурсы, научно-исследовательская работа, консультации, творческие домашние задания;
система дополнительного образования – дистанционные олимпиады, дистанционные курсы, самостоятельная работа, факультативы; предметные кружки; кружки по интересам; курсы по выбору
Вся работа строится на основе принципов:
максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
возрастания роли внеурочной деятельности.
Во внеурочной деятельности в моей практике особое место занимают декады английского языка, в которых у детей есть возможность проявления своих способностей и дарований.
В работе с одаренными детьми использую технологии продуктивного обучения и компетентстного подхода.
Проблемный метод.
Поисковый метод.
Эвристический метод.
Исследовательский метод.
Проектный метод.
Метод творческих и нестандартных заданий:
Подготовка докладов;
Написание эссе;
Подготовка презентаций;
Написание рефератов;
Литературные переводы;
Создание стихотворений по образцу
Иллюстрации текстов или стихотворений;
Создание открыток к праздникам;
Метод развития критического мышления.
Мозговой штурм.
Кластер как метод
Метод кейсов.
Информационно-коммуникационные технологии
Разнообразные методические приёмы и технологии позволяют понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения, использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные виды деятельности. Учащиеся активно занимаются исследовательской работой в научных обществах Школьной академии наук (ШАН). Одарённые дети исследуют и изучают историю, обычаи и традиции, литературу, музыку, живопись англоговорящих стран. В апреле 2016 года трое учащихся из ШАН заняли призовые места в научно-практической конференции «Шаг в будущее», среди них Ковалёв Максим, ученик 7 класса, представивший работу «Приметы и суеверия в России и Британии» (кафедра английского языка).
В числе современных педагогических технологий, используемых при подготовке личностно ориентированных уроков, особого внимания заслуживает эвристическая методика обучения.
Приведу некоторые задания, которые я использую на уроке английского языка, на основе эвристической методики.
Работа предполагается с текстом, в зависимости от уровня подготовленности ребенка, при этом каждый ученик получает собственный экземпляр текста. На чтение текста выделяется пять минут, затем предоставляется список заданий индивидуально.
Задания № 1:
определить тему и проблему текста;
найти абзац, в котором описывается …;
составить вопросы по тексту …;
пересказать подробно часть текста;
пересказать текст в косвенной речи;
составить реферирование всего текста, опустив детали.
Эвристические методы: метод символического видения, метод сравнения, метод эвристических вопросов, метод реферирования.
Задания № 2:
Дать дефиницию незнакомым словам из текста и составить с ними диалоги; привести ассоциации.Эвристические методы: метод прогнозирования, метод вживания, метод ассоциативного видения.
Задания № 3:
Прочитать текст и ответить на поставленные вопросы.
Эвристические методы: метод конструирования понятий.
Задания № 4:
Поделиться собственным опытом по теме, выразить свою точку зрения, приводя примеры. Работа в группах, парах.
Эвристические методы: метод сравнения, метод мозгового штурма.
Задания № 5:
Придумать историю в стиле фэнтези; продолжить рассказ по данному началу; записать свои впечатления; выразить мнение от первого, второго или третьего лица.
Эвристические методы: метод образной картины, метод придумывания.
Таким образом, эвристическая система обучения направлена на развитие критического или творческого мышления, при котором формируются внутренняя потребность к преодолению познавательных трудностей и рефлексии.
Такая система позволяет учитывать склонности, особенности темперамента, свойств мышления и памяти одаренных детей. Кроме того, на занятиях создается ситуация успеха. Я лишь предлагаю то или иное задание, а учащиеся обдумывают форму работы, решая, как работать над ним — индивидуально или в микро-группе. Данная обучающая среда способствует развитию творческих способностей учащихся, содействует не только выявлению одаренности у школьников, но и помогает поддерживать ее в рамках креативного подхода.
Этот метод ориентируется на личность школьника, позволяет учитывать сущность языка как орудие мышления и деятельности человека, как средство становления личности.
Особое внимание уделяю личностным результатам. Остановлюсь на некоторых.
Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества
Использую текстовые материалы о России разных жанров и форматов (текст-описание, туристический буклет, интервью, письмо, биография и т. п.), которые служат базой для активной речевой деятельности школьников (в устной и письменной формах) с переносом на личный опыт. Среди тем этого раздела, например, встречаются следующие: «Праздник Масленицы в школе» (5 кл.); «Старый Новый Год» (11 класс) «А.С. Пушкин»( 7 класс), «Школы России» (10 кл.); «А.П.Чехов» (10 класс) Предложенные вопросы для обсуждения создают возможность учащимся высказаться о личном опыте, выразить собственное аргументированное мнение, обеспечивают формирование ценностных ориентаций.
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
Значительная часть текстовых материалов учебников содержит потенциал для воспитания нравственности, позволяет учащимся при работе над содержанием текстовых материалов оперировать категориями нравственности. На уроках настаиваю задуматься о тех, кто рядом, сделать свой нравственный выбор. Так, например, в тематическом материале The person I admire (7 кл.), Strong ties (10 кл.) нашли отражение особенности подросткового возраста. В заданиях предлагаю следующие способы деятельности: например, в описаниях характера найти положительные и отрицательные качества личности; отметить прилагательные, подходящие для описания собственного характера, назвать черту характера, которую хотели бы сформировать в себе. Так, урок чтения и обучения лексике становится личностно значимым для ученика, направленным на развитие компетенции личного самосовершенствования
Формирование основ экологической культуры
Уроки экологической направленности ориентирую на развитие способов деятельности, практику. В системе заданий для старших подростков коллективное обсуждение проблем с выработкой практических предложений, ролевые игры, проекты.
Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод (В.А. Сухомлинский)
Одним из компонентов образовательной деятельности нашей школы является педагогическое и психологическое сопровождение одаренных детей, создание развивающего образовательного пространства.
Работа с одаренными учащимися в 2015-2016 учебном году проводится, начиная с начальной школы, где осуществлялось первичное выявление детей с признаками одаренности. Далее осуществлялось психолого-педагогическое сопровождение таких детей. На уровне основной и средней школы продолжалась работа по выявлению, развитию и сопровождению одаренности.
Был создан банк учащихся, проявивших свои таланты в тех или иных областях деятельности. Продолжала формироваться творческая среда для проявления и развития способностей каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений учащегося через систему олимпиад, конкурсов, учебных проектов и исследований, различных ученических конференций, велся учёт индивидуальных достижений обучающегося в форме ученического портфолио. Многие одаренные учащиеся имеют «куратора» из учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, которые сопровождают одарённого ребёнка. По результатам муниципальной олимпиады из 8 учащихся, проявивших свои способности в английском языке,- 2 победителя и 5 призёров.
Существует противоречие между возможностями, способностями творчески одаренной личности и теми образовательными услугами, которые предлагает ему обычная общеобразовательная школа.
В данной ситуации большая роль и ответственность ложатся на учителя как основного субъекта дидактического процесса. «Учитель должен обладать всем тем, в чем нуждается ученик» Восточная мудрость
Наша работа с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от нас личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ:
«Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».
Литература
1.Лебедева Г.Н. Внеклассные мероприятия по английскому языку в начальной школе. — М.: «Глобус», 2008.2. Никитенко З.Н. Формирование универсальных учебных действий — приоритет начального иноязычного образования. // ИЯШ — № 6. — 2010.3. Маглели А.П. Эвристические методы обучения иностранному языку как условие творческой реализации учащихся. — English. 2011, № 7
4. Татарченкова С. С. Урок как педагогический феномен. Санкт-Петербург, 2008г.
5. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.6. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. М., 1999 г.
7. Селевно Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998 г.
8.Научно-методический сборник. Детская одаренность: от теории к практике. Ижевск, 2005 г.
9. Интернет-ресурсы
www.Iyazyki. prosv.ru
www.infourok.ruwww.kopilkaurokov.ruwww.uchkopilka.ru10. Социально-педагогическая поддержка одаренных детей.
http://festival.1september.ru/articles/581671/]11.Одаренные дети и педагогические условия их развития.
http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/odarennye-deti-i-pedagogicheskie-usloviya-ihПриложение
Методика определения уровня обучаемости:
(Обучаемость – уровень учебных возможностей учащегося, уровень самостоятельности в учебной деятельности)
Выбираю небольшой по объёму новый учебный материал базисного характера на 7-8 минут в 5-8 классах или 9-11 минут в 9-11 классах. (Present Perfect)
Повторяю изученный раздел, необходимый для усвоения новых знаний. (Past Simple)
Объясняет новый материал. (Present Perfect)
Показываю образец применения нового материала в аналогичных изменённых ситуациях.
Как составляются задания для самостоятельной работы учащихся:
Напишите, что вы узнали нового.
Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.
Выполните задание по образцу.
Выполните задание в изменённой ситуации
Примените полученные знания в новой ситуации.