Презентация по физике Игровые технологии как средство формирования ключевых компетентностей


«Игровые технологии как средство формирования ключевых компетентностей учащихся при изучении физики» Учитель физики СОШ №19Зайцева Н. Н. Формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ: Ценностно-смысловые Учебно-познавательные Социокультурные Коммуникативные Информационные Природоведческие и здоровьесберегающие Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. В этом случае само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения Активная мыслительная деятельность Активная практическая деятельность Активные методы ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ Эмоциональный отклик на процесс познания Стремление к учению, выполнению индивидуальных и общих заданий Изменение мотивации образовательной деятельности у учащихся : снижение творческой активности, замедление их физического и психического развития, отклонения в социальном поведении ФИЗИКА Изучается с 7-8 класса (обострение хронических и приобретенных заболеваний)По шкале трудности (по И.Г.Сивкову) занимает третье место – 9 баллов из 11По шкале трудности (И.Александровой, М.Степановой) в 9 классе имеет самый высокий ранг трудности Использование игровых технологий позволяет: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана,показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности "Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса". Ш.А. Амонашвили. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИВАЮЩАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПРОИСХОДИТ В РАМКАХ ПРАВИЛ ИМЕЕТ ИМИТАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ОБОСОБЛЕНА МЕСТОМ ДЕЙСТВИЯ И ПРДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬЮ Игровое обучение хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности ;одно из наиболее эффективных средств активизации; мотивационно по своей природе; многофункционально; преимущественно коллективная, групповая форма деятельности; нивелирует значение конечного результата; отличается наличием четко поставленной цели Функции игровой деятельности РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ КОРРЕКЦИИ ИГРОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ИГРОВАЯ ЗАДАЧА УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВИЛА ИГРЫ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ СРЕДСТВА ИГРЫ ВЫПОЛНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ ИГРОВОЙ РЕЗУЛЬТАТ Использование игровых элементов на уроке Различные игровые приемы работы с учебным текстом ;Игровые задания для обобщения знаний Прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное физическое явление;Задачи и вопросы с интересным содержанием Уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок - общественный смотр знаний, урок-диспут, урок с применением компьютеров,урок, построенный на инициативе учащихся, Уроки с использованием игровых ситуаций: урок-ролевая игра, урок-пресс-конференция, урок-соревнование, урок-КВН, урок-путешествие, урок-аукцион, урок с использованием дидактической игры, урок-театрализованное представление. Уроки творчества: урок-сочинение, урок- выпуск "живой газеты", урок изобретательства, комплексно-творческий урок, урок -осмотр самодеятельной выставки. Традиционные уроки с новыми аспектами: урок-лекция, урок-семинар, урок решения задач, урок-конференция, урок-экскурсия. Творческие принципы: Отказ от шаблона в организации урока Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.Поддержка альтернативности, множественности мнений Развитие функции общения на уроке "Скрытая" (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям. Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. «Учитель и ученик растут вместе» Конфуций Отношение к физике: Мониторинг успеваемости учащихся за последние два года. Общая по предмету: «Наука вовсе не трудна, и не тяжела. Она напротив, имеет своё обаяние для каждого человеческого ума, - обаяние точности, полноты и системы. Хочешь наукой воспитывать ученика, люби свою науку и знай её, и ученики полюбят и тебя, и науку, и ты воспитаешь их: но если ты сам не любишь её, то сколько бы ты не заставлял учить, наука не произведёт воспитательного влияния».Л. Н. Толстой 1.Шпаргалка.Прочитать текст параграфа и составить краткий его конспект. Затем любой из учащихся получает тетрадь и должен по данной «шпаргалке» пересказать текст. 2. Дотошный ученик.Для усвоения материала, нужно уметь запоминать самые мелкие подробности текста. Прочитайте текст и составьте список вопросов к нему. У кого этот список будет длиннее и дотошнее, тот и выиграл. Учебно-познавательные :-задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, Коммуникативные : -владеть способами взаимодействия с окружающим людьми ; -выступать с устным сообщением, -уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; -владеть разными видами речевой деятельностиИнформационные : -владеть навыками работы с различными источниками информации -самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию Учебно-познавательные : - задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, Социокультурные :- владеть эффективными способами организации свободного времени;- владеть элементами художественно-творческих компетенций Информационные :-владеть навыками работы с различными источниками информации -самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию К теме «Равнодействующая сила» Однажды Лебедь, Рак, да ЩукаВезти с поклажей воз взялись,И вместе трое все в него впряглись;Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!Поклажа бы для них казалась и легка:Да Лебедь рвется в облака,Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.Кто виноват из них, кто прав,- судить не нам;Да только воз и ныне там.   Из китайской сказки «Как пытали каменную плиту»У мальчика, торговавшего пончиками, украли монеты. Для разоблачения вора судья Бао-гун приказал срочно притащить Большой чан с водой. И каждому присутствующему велел монету в чан бросить. Сам рядом стоит, смотрит. Вот подошёл какой-то человек, монету в чан опустил. Смотрит Бао-гун: по воде сразу поплыли жирные круги. Как закричит судья: «Это ты, пёс, у ребёнка деньги украл! Признавайся!» Испугался вор.Как объяснить, с точки зрения физики, произошедшее? Почему жировые пятна на воде оказались круглыми?