Доклад «Критическое мышление»
Введение.
Качество знаний учащихся
непосредственно зависит от того,
насколько подготовлен сам
учитель и насколько он владеет
приемами обучения.
А.Байтурсынов
Последние годы в историю образования внесли свои коррективы. Это было продиктовано временем. У нас рынок, информационный бум и экономический кризис. С этим надо как – то жить. Надо выбирать и избираться, быть готовым проходить кастинги, побеждать в конкурентной борьбе. Надо продуцировать новые идеи, превращать их в процветающие предприятия. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Принципиально, отличием новых образовательных стандартов является их ориентация на развитие способности ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. На смену «знаниевому подходу» приходит подход «компетентности». Современное образование озабочено не столько тем, чтобы «накормить» ребенка, сколько тем, чтобы научить его «добывать и готовить пищу», привить вкус к учебной деятельности, самообразованию.
А значит одно из главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ - проектирование учителем личностно – ориентированных уроков. Основными условиями построения такого урока считается приоритет индивидуальности, вариативности, открытости.
Передо мною в работе встал вопрос: «Как помочь ребенку в саморазвитии?» Да, нужно найти такую технологию, изучить ее, загореться в работе самой, а следовательно , и зажечь детей.
Самой актуальной на данный момент для меня стала ТРКМ, которую я использовала на уроках в начальной школе.
Суть технологии очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».
Понятие критического мышления и его характеристики.
ТРКМ разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы – Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит.
В основе технологии формирования критического мышления лежит теория осмысленного обучения Л.С.Выготского «всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим. «(Выготский,1984:243), а также идеи Д.Дьюи, Ж.Пиаже о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитико – творческого подхода к любому материалу.
Авторы выделили «ряд навыков критического мышления».
Фокусирующие навыки:
-определение проблем;
-выявление целей;
Навыки сбора информации:
-наблюдение;
-формулирование вопросов;
Навыки запоминания:
-кодирование (хранение информации в долговременной памяти);
-вызов (восстановление информации из долговременной памяти);
Навыки организации:
-умение оценивать себя и свои возможности;
-умение регулировать свое поведение;
Навыки анализирования:
-умение сравнивать, классифицировать;
-определение причинно-следственных связей;
Навыки генерирования:
-умение делать выводы;
-предвосхищение событий.
А это основные навыки для достижения учащимися высоких личностных и метапредметных результатов обучения. Поскольку в настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира.
Психологические установки учителя для работы с новыми технологиями.
Наши мысли зависят от того, каким правилам подчинен их ход. Давайте поговорим о тех правилах «игры в мышление», которые необходимо соблюдать , если мы хотим воспитать не только прилежных учеников, но и самостоятельных людей. То есть, прежде всего, начиная работать по-новому, учитель должен работать над собой, стать более гибким. От этого зависит успех освоения новых технологий.
1.Психолог Карл Роджерс считал, что необходимым условием формирования развивающейся, самостоятельной личности является положительное внимание. Когда учитель проявляет к учащимся положительное внимание, он не критикует, а уточняет; не прерывает, а выслушивает до конца, всем своим видом выражает доброжелательность к ученику. Проявляя интерес, уважение к учащемуся, учитель подчеркивает достоинства ответа, а не ошибки. Во время традиционного опроса у учеников проверяют способность воспроизведения определенного количества информации. Учитель оценивает уровень знаний, а не процесс мышления над темой. Положительное внимание подразумевает оценку процесса рождения идеи, умения анализировать и сопоставлять.
2.Рискуйте.
Один скрипач, которого звали Исаак Штерн, как-то сказал: «Самое значительное, что может сделать Государственный совет по искусствам – это дать творческому человеку право на провал. Только благодаря опыту мы растем». Перефразируя, можно сказать, что только предоставив самому себе право на промах, неудачу, учитель может сделать свои уроки интересными и необычными.
Стремясь к трудностям, сознательно допуская риск, мы показываем детям на своем примере, что только таким путем – можно получить новые знания. Не столь важен сам провал, сколько важен урок, который мы из него вынесем.
3.Будьте терпимы к неопределенности.
Психологи знают, что одним из самых сильных факторов стресса является ощущение неопределенности. Оказавшись в непривычной ситуации, мы теряем старые ориентиры. Терпимость к неопределенности помогает найти педагогу выход из затруднительного положения.
Нам, преподавателям, очень сложно выступать в роли терпеливых слушателей своих учеников. Мы привыкли их поправлять, критиковать, морализировать по поводу их действий. Избегание этого является необходимым для учителя при работе с этой технологией.
Приемы и методы ТРКМ, применяемые на уроках в начальной школе и дающие положительный результат.
Технология критического мышления включает совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания), а затем предоставить ему условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.
Уроки на основе ТРКМ отличаются трехфазной структурой: вызов, осмысление, рефлексия с использованием соответствующих каждой фазе (стадии) приемов и методов.
Первая стадия – вызов.
Ставится задача – «вызвать» (восстановить в памяти , побудить, вспомнить все имеющиеся знания у детей по данной теме.
Некоторые приемы стадии «Вызова»:«Кластер», «Корзина идей», «Верные и неверные утверждения»,
Верные и неверные утверждения.
Урок «Окружающий мир» 3 класс, «Почва».
Поиграем в игру «Верите ли вы, что?».
У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас останется пока пустой.
Вопросы:
-ветер может разрушить горы?
-опавшие листья вредят почве?
-1 см почвы образуется за 300 лет?
-норы животных, живущих в почве, разрушают ее?
-растения участвуют в образовании почвы?
-почва и камень родственники?
-почва – наша кормилица?
Сегодня в течение всего урока вы будете обращаться к таблице и видеть , насколько были правы.
Прием «Корзина идей» (может быть индивидуальной и групповой).
Мы говорим почва. А что такое почва?
(на доске желательно зафиксировать все предположения).
Придумать свои вопросы для ответа по заданной теме.
Прием «Кластер» (данный прием можно использовать, как на стадии «Вызов», так и на стадии «Рефлексия»)
Понятие кластер переводится как «гроздь», «пучок».
Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Этапы работы при составлении кластера:
1 этап - посередине чистого листа (классной доски пишется ключевое слово, вопрос или словосочетание, которое является «сердцем» темы).
2 этап - учащиеся записывают все то, что им вспомнилось по поводу заданной темы (модель «хаос»).
3 этап – систематизация (модель «планета и ее спутники»).
4 этап – структурирование.
По мере записи слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием, устанавливаются логические связи.
В работе над кластерами не бояться записывать все, что приходит на ум. Постараться построить как можно больше связей, не следовать по заранее составленному плану.
2 стадия – Осмысление.
На фазе осмысления содержания учащиеся:
- осуществляют контакт с новой информацией;
-пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;
- акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;
- обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.
Нельзя упустить еще одно обстоятельство. Так же как и на первой стадии работы в режиме данной технологии учащиеся продолжают активно конструировать цели своего учения.
Приемы стадии , которые используются мной в работе:
-«Инсерт»;
- «Сводная таблица»;
_«Плюс, минус, интересно»;
-«Сюжетная таблица»
«Инсерт» (Чтение с пометками) – это самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления.
Используется 4 вида пометок при чтении:
V – уже знал;
«+» - новое для меня;
«-» - думал иначе;
«?» - не понял, есть вопрос.
На первых порах можно дать только 2 вида пометок.
На стадии осмысления происходит только самостоятельная работа с информацией.
Прием «Сюжетная таблица» - (Н.Носов «Заплатка)
Кто? Что? Когда? Почему?
Бобка Порвал штаны Однажды На заборе Зацепился и т. д.
Прием «Сводная таблица».
Окружающий мир, 4 класс, «Полезные ископаемые».
Какие полезные ископаемые вы знаете? Сейчас каждая группа получит полезные ископаемые и выполнит практическую работу.
- рассмотри образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определи их название;
- установи свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое;
- подумай, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение. Заполни сводную таблицу.
3 стадия – Рефлексия.
На этой стадии учащиеся должны попробовать выразить новую идею информации собственными словами. Лучше всего усваивается то, что самими усвоено и выражено своими словами. На этой стадии обязательно возвращение к прежним знаниям и сравнение.
Приемы, которые использую на этой стадии:
- написание творческих работ (эссе, синквейн, диаманта, РАФТ)
- можно использовать кластер.
Прием «ДИАМАНТА»
ДИАМАНТА – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.
Строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 причастия)
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия)
строчка 6: определение (2 прилагательных)
строчка 7 : тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строчки).
Литературное чтение, 4 класс, А.П.Чехов «Ванька»
Ванька
Несчастье
Грязный, голодный
Измученный, загнанный, уставший
Горе, неудача, нужда, безысходность
Ожидающий, мечтающий, надеющийся
Сытый, довольный
счастье
Прием «РАФТ»
Р – роль (любой человек)
А – аудитория (кому вы будете писать)
Ф – форма (рассказ, сказка)
Т – тема («Живая природа зимой»)
Учитель предлагает ученикам написать небольшой рассказ о том, что вы узнали на уроке. Но рассказ должен быть не от вашего имени , а от имени любого человека нашей планеты, и предназначен он будет для жителей планеты Венера. Ученики в течение 3 – 5 минут составляют рассказы, а затем зачитывают их по желанию.
Прием «Синквейн».
Поэзия, по мнению педагогов и психологов, чрезвычайно эффективная форма рефлексии.
Алгоритм написания:
1 строка - одно слово (существительное), которое обозначает предмет или объект, о котором пойдет речь в синквейне;
2 строка – 2 прилагательных, описывающих признаки объекта;
3 строка – 3 глагола, описывающих характерные действия;
4 строка – фраза из 4 слов на эту тему;
5 строка – суть предмета или объекта (Одно существительное или фраза)
Например,
Лес
Величественный, таинственный
Растет, радует, зеленеет
Национальное богатство страны
Кладовая природы.
Итак, в данной технологии меняются роли педагогов и обучающихся. Учащиеся не слушают пассивно, а становятся главными действующими лицами учебного процесса.
Применение приемов и методов ТРКМ не ограничивается только урочной деятельностью. Можно использовать данную технологию и при проведении родительских собраний, классных часов, во внеклассной работе.
При традиционной системе обучения целью выступало формирование у детей азов грамотности, когда учитель показывает и объясняет, а ученик – запоминает и повторяет; а общение на уроке, как правило, было фронтальное. ТРКМ меняет деятельность ученика, привыкшего к получению готовых знаний, подчинению, послушанию, монотонной работе не уроке, а значит, меняет и его смысловые установки. При использовании ТРКМ учащиеся являются субъектами при определении целей учебной работы, критериев оценки ее результатов; у детей есть возможность исправления, редактирования работ. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.
Обобщая все вышеуказанное, можно сказать, что «Технология развития критического мышления» и ее основные стратегии обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения самообразования.
Список литературы:
Бондаренко, Е. Учителя создают собственные цифровые образовательные ресурсы / Е. Бондаренко // Народное образование. – 2008. - № 4. – С. 189-194.
Загашев И. Умение задавать вопросы.//Перемена.-2001.-№4.
Заир-Бек, С. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма / С. Заир-Бек // Библиотека школы. – 2001. - № 12. – С. 10-15.
Заир-Бек С. Как поставить отметку и в каком случае она нужна.// Перемена.-2001.- №4.
Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М.,2004.
Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. - СПб: Альянс «Дельта», 2003.
Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Cелевко, Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Столбунова, С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии / С.В. Столбунова // Русский язык. – 2003. – 16.07. – С. 2-6.
13PAGE 15
15