Использование современных образовательных технологий.Технология критического мышления.


Технология критического мышления
 Что понимается под критическим мышлением? 
Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного мышления. Это скорее Имя, чем понятие, но именно под этим именем с рядом международных проектов в нашу жизнь пришли те технологические приемы, которые мы будем приводить ниже.         Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:  
·         На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. 
·           На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся  вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.
·        Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. 
В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и  представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Функции трех фаз технологии развития критического мышления  
Вызов   Мотивационная      (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)   Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)   Коммуникационная(бесконфликтный обмен мнениями)  Осмысление содержания   Информационная(получение новой информации по теме)   Систематизационная(классификация полученной информации по категориям знания)  Рефлексия   Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)   Информационная(приобретение нового знания)   Мотивационная(побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)   Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,  оценка процесса)
 Основные методические приемы развития критического мышления
1.           Прием «Кластер»
2.            Таблица
3.           Учебно- мозговой штурм
4.           Интеллектуальная разминка
5.           Зигзаг, зигзаг -2
6.            Прием «Инсерт»
7.           Эссе
8.           Приём «Корзина идей»
9.           Приём «Составление синквейнов» 
10.       Метод контрольных вопросов
11.       Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»
12.       Круги по воде
13.       Ролевой проект
14.       Да - нет
15.       Приём «Чтение с остановками» 
16.       Приём « Взаимоопрос»
17.       Приём «Перепутанные логические цепочки»
18.       Приём « Перекрёстная дискуссия»