Конспект урока «Математика важна, математика нужна, спорт и математика едины»
Бинарный урок (математика и физическая культура) «Математика важна, математика нужна, спорт и математика едины»
Цель – способствовать гармоничному развитию учащихся
Задачи:
закрепить изученный материал;
применить приобретенные знания, умения и навыки;
развивать ловкость, точность, быстроту, скорость мышления;
способствовать развитию основных двигательных качеств, повышению уровня функционального состояния организма;
содействовать воспитанию чувства товарищества, взаимопомощи.
Место проведения: спортивный зал
Инвентарь: Плакаты, карточки с заданиями, фломастеры (6), ручки (18), скакалки(3), кубики (12), скейты (3), мячи (3), мел, линейки (3)Ход урока:
Вступительное слово ведущего:
Издавна люди выделяли преимущество силы и выносливости, умения и ловкости, смелости и способности быстро принимать правильное решение в любых ситуациях. От этих качеств, например, зависела свобода и независимость немногочисленного народа Древней Спарты, чьи воины прежде всего отличались отменной физической подготовкой, которая с юношеских лет была для них обязательной. И дело не в том, что сила всегда права. Существует прямая связь между силой мышц и силой воли, силой характера. Волевой, сильный человек обладает более высокими возможностями в любой сфере деятельности, физически сильный человек более активен и в учебе, и в труде.
Сегодня наш урок посвящен математике и физической культуре. У вас есть замечательная возможность: показать, чему вы научились на уроках математики и физической культуры. Команды готовы. Девиз нашего урока: «Математика важна, математика нужна, спорт и математика едины»
Разминка
В конкурсе участвуют команды по 6 человек. Каждый из них, добежав до своей ракеты, выполняет одно вычисление и записывает его. И так далее. Оценивается скорость и правильность вычислений. (22, 20, 160)
Ведущие:
По преданию, в Дельфах, куда приехали Мнесарх с женой Парфенисой, оракул предрек им рождение сына, который прославится в веках своей мудростью, делами и красотой. Пророчество чудесным образом сбывается — сына нарекают Пифагором. Счастливый отец Мнесарх окружает мальчика заботами. Возможности дать сыну хорошее воспитание и образование у него были. Будущий великий математик и философ уже в детстве обнаружил большие способности к наукам.
Пифагору повезло больше, чем другим ученым древности. О нем сохранились десятки легенд и мифов, правдивых и выдуманных, реальных и вымышленных. С его именем связано многое в математике и в первую очередь, конечно, теорема, носящая его имя. Мы не знаем даже точных дат его рождения и смерти: по некоторым данным Пифагор родился около 580 г. и умер в 500 г. до н.э.
Свою школу Пифагор создает как организацию со строго ограниченным числом учеников из аристократии, и попасть в нее было не просто. Достижения пифагорейцев в области математики, астрономии, музыки, искусства были очень высоки и оказали влияние на всю греческую культуру классической эпохи.
Пифагорейцы просыпались с рассветом, пели песни, аккомпанируя себе на лире, потом делали гимнастику, занимались теорией музыки, философией, математикой, астрономией и другими науками. Пифагорейский союз, просуществовал около двух веков.
Пифагору приписываются "Золотые стихи" и "Символы". Вот некоторые изречения из них: – Делай лишь то, что впоследствии не огорчит тебя и не принудит раскаиваться. – Не делай никогда того, чего ты не знаешь. Но научись всему, что следует знать, и тогда ты будешь вести спокойную жизнь. – Не пренебрегай здоровьем, своего тела. Доставляй ему вовремя пищу и питье, и упражнения, в которых оно нуждается. Пифагор имел богатый опыт ведения кулачного боя и звание первого олимпийского чемпиона по этому виду спорта.
Дешифровщик
В конкурсе участвуют команды по 6 человек. Каждый участник упрощает дробь, по одному ребята добегают до своего задания (задания на плакатах крепятся на стены в спортивном зале), находят одну букву на координатном луче по ее координате (ответ при упрощении дроби) и записывают ее. В результате получается слово. Оценивается скорость и правильность.
Используют прыжки со скакалкой (по 10 прыжков на месте)
Задание для первой команды 15⁄5, 800 ⁄80, 75⁄5, 84⁄4, 72⁄12, 42⁄2
(регата)
Задание для второй команды 15⁄5, 800 ⁄80, 75⁄5, 84⁄4, 12⁄4, 72⁄12
(коньки)
Задание для третьей команды 15⁄5, 800 ⁄80, 75⁄5, 84⁄4, 72⁄12, 72⁄4,
(гребля)
Дроби
Участвуют команды по 6 человек. По одному ребята находят нужную дробь
Задания участники выполняют в положении лежа на скейтеНайти неправильную дробь
Найти смешанную дробь, равную найденной неправильной.
Дроби: 38⁄4, 9 1⁄2, 33 ⁄6, 5 1⁄2, 18⁄12, 1 1⁄2, 60⁄8, 7 1⁄2, 25⁄10, 2 1⁄2, 42⁄12, 3 1⁄2,
9 1⁄4. 2 1⁄8, 9 4⁄5, 1 5⁄6, 5⁄6, 7⁄8, 5⁄12, 11⁄14.
Сравнение
Каждый из участников сравнивает десятичные дроби.
Задание выполняют после ловли и передачи мяча. Первый участник по очереди пасуется с каждым из ребят, выполняет задание, встает в конец колонны.
1 9,91 9,01 3,83 3,35 6,95 6,59
2 13,003 11,9 85,002 58,002 74,205 7,4205
3 0,17 0,017 0,301 0,31 0,63 0,603
4 384 0,384 491 49,1 728 7,28
5 803,5 80,35 307,7 3,077 901,005 901,5
6 1000,1 1000,01 1,002 1,020 4,0009 4, 9001
Вычислительная
Команда решает пример в 5 действий, первый участник расставляет порядок действий.
Используют передачу мяча в колонне, ведение мяча. Передача мяча в колонне слева направо, первый ведет мяч, выполняет задание, становится в конец строя.
Вопросы для болельщиков
Отгадайте, что за цифра?
Маленькая, хвостатенькая, не лает, не кусает, а из класса в класс не пускает? (2)
Что за цифра акробат? Если на голову встанет, ровно на 3 меньше станет? (9)
Два кольца, но без конца, если я повернусь, то совсем не изменюсь. (8)
Блиц – вопросы:
Сколько хвостов у 8 коров? (8)
Сколько рогов у 4 коров? (8)
Сколько ушей у 5 мышей? (10)
Сколько ног у пяти коров? (20)
Сколько хвостов у 40 ослов? (40)
Сколько шин у 15 машин? (запасную не считать) (60)
Во дворе были куры и овцы. У них 3 головы и 8 ног. Сколько было кур и сколько овец? (1 овца, 2 курицы).
Найди число
В конкурсе участвуют команды по 6 человек. По одному ребята подбегают к своим корабликам и в одном из них записывают угаданное число.
Используется челночный бег
Геометрическая
В конкурсе участвуют команды по 6 человек. Ребятам дается задание: Построить прямоугольник заданного размера, найти его периметр и площадь. Оценивается аккуратность, скорость и правильность.
1. а = 12, в = 13
2. а = 14, в = 12
3. а = 11, в = 15
Используются прыжки в длину с места, каждый участник стартует со своей разметки.
Победная
Участвуют команды по 6 человек. Каждый получает карточку с буквой, с обратной стороны записано уравнение. Каждый из участников решает свое уравнение, получает ответ, строятся в порядке убывания ответов. По команде каждая из команд поднимают свои буквы. При правильном выполнении задания получается слово ПОБЕДА. Оценивается скорость и качество выполнения задания. Уравнения:
2y + 3y + 15 = 105 (А, 18)
2460: 20 + х = 1544 (П, 1421)
2y + 4y + 40 = 160 (Д, 20)
170: 10 + х = 954 (О, 937)
(75 – х) + 14 = 49 (Е, 40)
120 – (х + 52) = 20 (Б, 48)
Домашнее задание (Найти информацию о спортивных достижениях математиков)
В конце всех конкурсов жюри подсчитывает баллы, набранные командами, подводит итоги. Ребята награждаются грамотами и призами.
Итак, наш девиз: «Математика важна, математика нужна, спорт и математика едины»