Инновационная площадка в школе
УТВЕРЖДАЮ.
Директор МБОУ «СОШ №10»
__________________
Матвеева О.П.
ПРОГРАММА
инновационной площадки
на базе МБОУ «СОШ №10»
ТЕМА:
«Ранняя спортивная профилизация
как модель инновационного
развития учреждения»
ПАСПОРТ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ
Наименование организации - заявителя
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Разработчики программы
Ладутько О.К.– заместитель директора по НМР
Винникова Е.В. – педагог дополнительного образования, тренер ДЮСШ №1
Куксенко Л.М. - педагог дополнительного образования, тренер ДЮСШ №1
Куратор
Инновационной площадки
Ладутько О.К.– заместитель директора по НМР
Основание для разработки программы
Социальный заказ родительской общественности и обучающихся школы
Актуальность темы
Низкий уровень физического развития современных школьников
Рост количества обучающихся с хроническими заболеваниями
Снижение интереса школьников к занятиям физкультурой и спортом
Увеличение количества школьников, имеющих вредные привычки
Снижение роли семейного воспитания в формировании здорового образа жизни
Объект
Инновационной площадки
Образовательный и воспитательный процесс в специально сформированных классах 3А и 8В классов
Цель
Обеспечение высокого уровня подготовки школьной команды по игровым видам спорта
Создание педагогических условий для сохранения и укрепления здоровья школьников
Основные
задачи
Разнообразить и обновить формы, содержание внеурочной деятельности школьников с учетом специфики класса
Сформировать устойчивую потребность в здоровом образе жизни, занятиям физической культурой и спортом
Углубить и расширить знания в области гигиены, культуры здоровья, истории физкультуры и спорта
Воспитывать нравственные, волевые качества личности на примере жизни и деятельности выдающихся людей
Средства контроля и обеспечения достоверности результатов
Медицинское обследование обучающихся;
Результативность (положительная динамика) соревнований, командных встреч по спортивным играм;
Мониторинг результативности по учебным предметам
Планируемые результаты обучающихся
Учащиеся:
овладеют знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, функциональных возможностях здоровья, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры и спорта
научатся управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физкультурой, игровой и соревновательной деятельности, предупреждать и разрешать конфликтные ситуации во время совместных занятий
научатся планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха
Сроки
реализации
2012- 2015 годы
Этапы
I
Идея эксперимента
Задумки, предположения о возможности улучшения педагогической практики
2011 г.
II
Диагностический
Определение объектов педагогической диагностики; формулирование проблемы, темы;
обозначение актуальных проблем эксперимента
Изучение литературы по проблеме, передового педагогического опыта
2011гг
III
Прогностический
Определение цели и задач, гипотезы эксперимента; разработка плана-программы эксперимента,
2011г.
IV
Организационно- подготовительный
Выбор объекта и субъектов эксперимента; методическое и организационное обеспечение эксперимента (подготовка методических материалов, исследовательского инструментария)
2012-2013г.г.
V
Практический
Cоздание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение
2013-2015гг
VI
Обобщающий
Количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций
2015г
Нормативная основа
Программа развития ОУ.
Программа ООП НОО Организация неурочной деятельности).
Программа эксперимента по дзюдо и самбо.
Программа эксперимента по спортивному туризму.
Соглашение о взаимном сотрудничестве с Министерством по физической культуре и спорту и молодежной политике от 28.10.2011г.
Положение о специализированном классе по спортивному туризму. Приказ от 03.11.2011г. №241.
Договор о взаимном сотрудничестве между МБОУ «СОШ №10» и МБОУ «Лицей №1» от 01.10.2013г.
Приказ «Об открытии специализированных классов в МБОУ «СОШ №10» от 14.06.2012 № 611.
Приказ «О пролонгировании специализированных спортивных классов в МБОУ «СОШ №10» от 25.10.20013г. №905.
Особенности организации учебно-воспитательного процесса
Учебно-тренировочные занятия
Основные уроки с 8.30 до 14.00 – 1 смена, 13.25 – 17.00 – 2 смена
Организация каникулярного времени через активные формы отдыха (туристические походы, лыжные прогулки, занятия в бассейне и др.)
Прогноз
возможных
рисков
Снижение мотивации школьников, столкнувшихся с трудностями (режим дня, интенсивные физические нагрузки)
Недостаточность материальных средств для полноценной организации образовательного процесса
Высокая степень загруженности отдельных учащихся во внеурочное время
Ослабление родительской поддержки эксперимента
Состав
участников
Куратор эксперимента – Оксана Константиновна Ладутько, заместитель директора школы по НМР
Заместители директора по УВР, НМР и ВР в рамках своих должностных полномочий и объеме, определенном Положением о спортивных классах.
Педагогические работники, ведущие учебные дисциплины и курсы дополнительного образования, определенные учебным планом экспериментального класса.
Медицинский работник.
Учащиеся спортивно-оздоровительного класса, поступившие на обучение в класс на основании заявления родителей.
Родители (законные представители) учащихся.
Методы исследований
Наблюдение;
Естественный эксперимент (в условиях учебы, тренировки, общения);
Анализ ежегодной сдачи контрольных нормативов и результатов медицинских обследований.
Форма
представления результатов
Отчет о реализации инновационной площадки (годовой)
Материально-техническое оснащение
Спортивный зал, тренажерный зал.
Спортивные плоскостные сооружения (стадион, спортивная площадка)
Спортивное оборудование, снаряды
Компьютерные классы, выход в Интернет,
Библиотека
Кадровое обеспечение
2 педагога дополнительного образования первой и высшей категории
Задачи инновационной площадки
На сегодняшний день муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10» располагает в полной мере всеми предполагаемыми элементами для успешной реализации программы формирования и развертывания специализированных спортивных классов как внутришкольной образовательной и воспитательной структуры. В ходе данной работы предполагается выполнение следующих учебных, воспитательных и социальных задач:
образование в пространстве базового федерального учебного плана и системы дополнительного образования на принципах развивающего, углубленного и личностно-ориентированного обучения в сочетании с четкой организованной системой самоподготовки и постоянного контроля уровня образования, способного незамедлительно реагировать на все недостатки и упущения;
создание благоприятных условий для интеллектуального, нравственного, эмоционального, психического и физического формирования личности учащихся, всемерное развитие их способностей и творческого потенциала;
регламентация всей системы взаимоотношений и жизнедеятельности в учебное время, подчиненной понятиям дисциплины и полным выполнением всех основных требований к организации деятельности спортивных классов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
формирование высокой общей культуры, нравственных и деловых качеств, чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, подчинения законам и требованиям общественной морали при активном развитии и возвышении чувства собственного достоинства;
создание эффективной системы физкультурно-оздоровительного воспитания в социальном пространстве общеобразовательного учреждения, обеспечивающей воспитание у детей устойчивой потребности к ЗОЖ, к регулярным занятиям физкультурой и спортом;
оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании и социальной защите подростков, формировании у них навыков самостоятельной жизни, адаптации к современным реалиям жизни, трудолюбия, дисциплинированности, целеустремленности.
Условия организации специализированных
спортивных классов
Наличие продуманной и обоснованной концепции деятельности спортивно-оздоровительного класса, его воспитательной и образовательной программы и возможность качественного педагогического и психологического сопровождения образовательного процесса.
Наличие в школе традиций физического воспитания и базовых структур, на основе которых будут развернуты спортивные классы.
Позитивное отношение к идее спортивных классов администрации, педагогического коллектива школы, родителей и детей.
Поддержка деятельности спортивных классов органами местного самоуправления, образования, Министерством по физической культуре и спорту Иркутской области и социальными партнерами школы.
Наличие развитого ресурсного обеспечения деятельности спортивных классов.
Организация учебно-воспитательного процесса
Деятельность специализированных спортивных классов организуется на основе Устава школы, Положения и внутреннем распорядка деятельности классов и др. локальных актов школы.
Руководство образовательным и воспитательным процессом в спортивных классах школы, повседневной жизнью и деятельностью обучающихся осуществляет директор школы лично, через администрацию и педагогических работников. Непосредственными организаторами образовательного и воспитательного процесса в спортивных классах, его деятельности являются заместители директора школы.
Ответственность за соблюдение обучающимися в повседневной жизни и деятельности правил внутреннего распорядка возлагается на куратора спортивных классов и классных руководителей. Учащиеся этих классов пользуются всеми правами в общеучебном пространстве школы, предоставляемыми им законодательством Российской Федерации и Уставом школы.
Продолжительность учебного времени, его распределение, время отдыха и дополнительных занятий определяются распорядком дня спортивных классов, который устанавливает директор школы на весь учебный год.
В соответствии с распорядком дня время нахождения в школе делится на две части:
1. Основной образовательный процесс, когда учащиеся занимаются в соответствии с установленной для всех общей программой.
2. Время дополнительного образования, когда учащиеся занимаются или индивидуально, по сформированной для них личной траектории обучения, или в малых группах.
Образовательный процесс в социально-педагогическом пространстве осуществляется на основе учебного плана и годового календарного графика учебных занятий.
Структурно учебный процесс находится в рамках общепринятой для основной и средней школы двухступенчатой системы.
Учебные нагрузки не могут превышать установленные СанПиНом нормы, а количество часов, отведенное в учебном плане на отдельный предмет, не должно быть меньше уровня, установленного региональным базисным учебным планом.
По окончании учебного года для спортивного класса по туризму проводятся туристические походы в рамках дополнительных образовательных программ, являющихся продолжением образовательного процесса и имеющих целью укрепление здоровья и воспитание навыков ЗОЖ.
ПЛАН
организации работы по переходу на экспериментальный режим
формирования и функционирования спортивных классов
№ п.п.
Деятельность, предполагаемая к реализации на этапе
Сроки
Ответственные
1
Разработка нормативно-правовой базы программы, концептуальных положений, локальных актов и документов.
2011-2012
Администрация школы, рабочая группа
2
Подбор и подготовка лиц из числа работников педагогического коллектива, которые будут осуществлять работу в социально- педагогическом пространстве спортивных классов
2011-2012
Администрация школы, методический совет школы, рабочая группа
3
Формирование системы социального партнерства и заключение договоров педагогического и социального взаимодействия
2011-2013
Администрация школы, куратор класса, классный руководитель
4
Разработка и утверждение учебных программ и методических комплексов, на основании которых будет производиться обучение в спортивных классах.
ежегодно
Администрация школы, методический совет школы
5
Формирование первичного коллектива спортивных классов.
2011
Администрация школы, классный руководитель
6.
Утверждение и согласование нормативно-правовой базы программы, концептуальных положений, локальных актов и документов, учебно - методических комплексов и учебных планов.
Сентябрь 2013 года
Администрация школы
7
Инструктирование участников эксперимента
Сентябрь 2013 года
Администрация школы
8
Начало учебного и воспитательного процесса в спортивном классе
Сентябрь 2013 года
Администрация школы, классный руководитель
19
Подготовка отчета о ходе эксперимента
Май 2014
Администрация школы
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 515