Мастер-класс «Использование технологии проблемного диалога на уроках»


Мастер-класс «Использование технологии проблемного диалога на уроках»

Мы, учителя, реализующие ФГОС, точно знаем, к какому конечному результату должны прийти ученики к концу 4 класса. Данные результаты представлены в общей образовательной программе начального общего образования.
Добиться этого можно только, если учитель будет в постоянном поиске, постоянно учиться и стремиться соответствовать на 100% профессиональному стандарту «Педагог».
Довольно успешно работая многие годы в рамках традиционной программы, имея неплохой уровень обученности и средний балл по предметам, я продолжаю постоянно совершенствовать свою систему работы, изучаю передовой педагогический опыт, осваиваю современные технологии обучения.
Проанализировав свою педагогическую деятельность, я взяла за основу технологию проблемного диалога. Значимость этой технологии трудно переоценить. Проблемный диалог стимулирует интеллектуальное развитие учеников, активно задействует всю познавательную сферу: внимание, память, мышление, и, что особенно хочется подчеркнуть, речь учащихся, воспитывает их активную личность.
Постановку учебной проблемы и поиск решения учениками осуществляется в ходе специально выстроенного мною диалога. В работе использую диалог двух типов:
-Подводящий диалог представляет собой логическую цепочку посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока или открытия нового знания.
-Побуждающий диалог более сложен, но и более эффективен, так как обеспечивает по-настоящему творческую деятельность, формирует и речь учащихся, и логическое мышление.
В этой технологии рассматриваются следующие типы проблемной ситуации:
-с удивлением
-с затруднением.
На своем уроке окружающего мира в 3 классе я использовала проблемную ситуацию «с затруднением», предложив учащимся выполнить тест, который вызовет у них затруднение и они самостоятельно осознают и сформулирую цель урока.
А сегодня я предлагаю вам побыть в роли учеников и попробовать на практике как «работает» технология ПДО.
Итак, обратите внимание на слайд:
“Плохой ……  преподносит истину, хороший учит ее находить.” А. Дистервег
-Какое слово пропущено в изречении? (учитель)
-Кто может объяснить смысл этого изречения?
-Какие еще есть мнения?
- Как вы думаете, почему мы заговорили об учителе?
(такая будет тема нашего диалога)
-Сформулируйте тему нашего диалога. (Учитель)
-А много ли мы знаем о профессии учитель? (да) Проверим.
-А знаете ли вы, когда появились первые учителя в России и как их называли? (Первые гувернёры появились в России в эпоху Петра I. Дворянские дети в основном обучались раньше у иностранных гувернёров)
-Когда появились первые школы в России? (В Древней Руси школы появились еще в до монгольское время. После принятия христианства (988 г. ) князь Владимир приказал отдавать «на книжное учение» детей «лучших людей»)
-Как называли учителей в послереволюционной России? (В послереволюционной России учителей стали называть «шкрабами». Шкраб — сокращение от «школьный работник»).
-Сколько лет Всероссийскому конкурсу «Учитель года России»? (Всероссийскому конкурсу "Учитель года России" в 2015 году исполнилось 25 лет)
-А кто был первым победителем этого конкурса? (1990год- Александр Сутормин, учитель русского языка и литературы Поповской средней школы Тульской области, учитель года СССР.)
- Кто одержал победу во Всероссийском конкурсе «Учитель года-2015»? (Сергей Кочережко, историк из города Самары)
-Когда был утвержден Профессиональный стандарт «Педагог»? (18 октября 2013 г.)
-Какие требования он предъявляет педагогу?
- Смогли ли вы ответить на все поставленные вопросы?
- Поэтому, что мы сейчас должны сделать? (найти ответы на вопросы)
-Тогда какую цель мы определим для нашего диалога? (узнать о профессии учитель и ответить на вопросы) (Активизировать интерес участников мастер-класса к историческим фактам учительства)
-Откуда можно взять информацию, чтобы ответить на те вопросы, на которые мы не смогли ответить? (Т.е. из какого-либо источника информации).
-Я предлагаю поработать в 2 группах с информационными листами и Профессиональным стандартом «Педагог», чтоб ответить на интересующие нас вопросы. Вопросы на столе. Правильные ответы на вопросы можно подчеркивать в тексте.
……………..
-Перед вами таблица, предложенная автором этой технологии Еленой Леонидовной Мельниковой, на которой отображены тип проблемной ситуации и приёмы создания проблемной ситуации.
-Определите тип и прием создания нашей проблемной ситуации.
3. Моделирование.
- В профессиональном стандарте «Педагог» одним из требований, которое предъявляется учителю, является такое необходимое умение, как «Ставить различные виды учебных задач и организовывать их решение в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей».
Поэтому я предлагаю вам поработать над созданием учебной задачи на примере фрагмента урока в технологии ПДО.
Перед вами фрагмент урока с перечнем непроблемных вопросов. Такой урок является репродуктивным. Я же предлагаю вам сделать этот урок, используя приемы технологии ПДО. В этом вам поможет таблица Е.Л.Мельниковой и перечень вопросов, побуждающих к осознанию противоречия.
5. Рефлексия.
-А теперь я попрошу вас провести самоанализ своей работы и продолжить следующие предложения:
Вставьте вместо пропуска недостающий глагол:
-смогу
-хочу
-должен
-обязан
-(свой вариант глагола)
«Я …… использовать приемы технологии проблемного диалога на своих уроках ( предмет)_______________________________________,
потому что_____________________________________________.
или
«Я не ……. использовать приемы технологии проблемного диалога, потому что__________________________________________.
Закончить наш мастер-класс я хотела бы словами русского философа и культуролога 19 века М.М.Бахтина: «Мысль не рождается и не содержится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину».
Хотелось бы, чтобы этими людьми стали учитель и ученик, чтобы преображение коснулось души и того и другого. Искренне всем этого желаю.
-Я думаю, что если я вас немножко удивила, то цель моя достигнута, и день прожит не напрасно. Я надеюсь, что сегодняшний мастер-класс будет полезен для каждого из присутствующих. Спасибо за сотрудничество.