«Использование технологии проблемного диалога на уроках в начальных классах»
Выступление на МО учителей начальных классов по теме: «Использование технологии проблемного диалога на уроках»
Богдан Н.И. учитель начальных классов МКУ СОШ №3 г. Алзамай
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Но какие бы не свершались реформы и преобразования, урок остается главной формой обучения.
Практика показывает, что все этапы урока, весь процесс учебной деятельности на уроке, должен нести в себе мотивацию.
Мотивировать учащихся я начинаю с первой секунды урока, т.к психологический комфорт в группе мотивирует учащихся на активную и качественную работу на уроке. Урок всегда начинаю с эмоционального настроя. Использую настрои разных видов:
1. Четверостишия:
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
- Давайте улыбнёмся друг другу!
2. Прием «Доброта»
- Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.
3. Прием «Мультяшки в кармашке».
Модернизация современного образования ставит перед общеобразовательной школой новые задачи: формирования опыта самостоятельной деятельности учащихся и формирование целостной системы универсальных учебных действий.
Для решения этой проблемы пришла к необходимости использования современных образовательных технологий на своих уроках. В связи с введением новых образовательных стандартов, с сентября текущего учебного года начала осваивать новую технологию проблемного диалога.
Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
Я рассмотрела некоторые примеры использования приемов постановки проблемы в процессе преподавания разных учебных предметов. Вот некоторые из них:
Проблемные ситуации, возникшие "с удивлением"
Приём “Удивляй!”
Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.
Русский язык, 1 класс. Тема: "Согласные звуки [л], [л'], [м], [м']".
Учитель: Послушайте стихотворения, которые я вам приготовила. Определите, какие звуки произносятся чаще?
Лохматый лев увидел сон:
Летит с горы на лыжах он.
Луна и снег - быстрей, быстрей.
Вот это лев - краса зверей. Ученики: Чаще слышатся звуки [л], [л'].
Учитель: Мяч летает полосатый.
В мяч играют медвежата.
- Можно мне? - спросила мышка.
- Что ты, ты еще малышка!
Ученики: Чаще слышатся звуки [м], [м'].
Учитель: Так какая тема сегодняшнего урока?
Ученики: Согласные звуки [л], [л'], [м], [м']. (Учитель фиксирует тему на доске.)
На уроке письма по теме «Заглавная буква Е» (1 класс) учащиеся затрудняются написать слово «Елена».
- Почему вы не можете написать это слово?
- Чем мы сегодня будем заниматься? (учиться писать заглавную букву Е)
Тема: Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Из всех методов этой технологии я отдаю предпочтение подводящему диалогу. При составлении подводящего к теме диалога я подбираю логическую цепочку посильных ученикам вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока.
- Какие буквы будем писать, узнаете, если прочитаете следующие предложения.
Пословица.
УЧЕНИКУ – УДАЧА, УЧИТЕЛЮ РАДОСТЬ.
Скороговорка.
ВОЛКИ РЫЩУТ, ПИЩУ ИЩУТ.
-Какие звуки часто произносятся в этих предложениях?
-Что знаете о этих звуках?
-Какими буквами они обозначаются?
Прием - Стратегия “Вопросительные слова”.
Универсальный прием, направленный на формирование умения задавать вопросы и давать ответы. Этот прием может быть использован при технологии проблемного диалога на уроках, а так же актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока.
Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.
Постановка учебной задачи.
а ч ы ж у ю ш и щ я
- Придумайте вопросы к строке букв.
-На какие 2 группы можно разделить эти буквы? (гласные и согласные)
-Назовите гласные.
-Назовите согласные. Что о них можно сказать?(шипящие)
-Какие гласные можно писать после шипящих?
-Кто догадался, какую тему мы сегодня будем повторять?
2.Подведение к формулированию темы.
– Сегодня мы повторим изученное правило написание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
На уроках математики возможен широкий спектр проблемных ситуаций, я чаще использую проблемную ситуацию с затруднением, которое вызывается практическим заданием, не сходным с предыдущими. Таким образом, я помогаю ученикам открыть новое знание.
Тема: Дециметр.
Приём “Отсроченная отгадка”
1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
- Отгадайте рост синицы:
1 см, 9 см, 12 см, 1 дм 2 см, 4 см, 8 см
Для этого определите лишнюю запись среди этих величин и узнаете рост синицы.
Какая величина нам известна?
Что можно измерять в сантиметрах?
Какая из величин нам не известна?
Значит, рост синицы 1 дм 2 см. А знаете ли вы, что такое «дм»?
-Значит, над какой темой мы будем сегодня работать? Чему будем учиться на уроке?
Подведение к формулированию темы.
-Познакомимся с новой единицей длины дециметром;
Тема: Однозначные и двузначные числа.
Прием “Нестандартный вход в урок”
Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.
- 6 дес.4ед-это 46?
-7 дес.- это 7? Давайте попытаемся найти правильный ответ.
-Образуйте пары. Соедините стрелками (фронтальная работа).
6дес.4ед. 7
4дес.6ед. 70
7ед. 64
7дес. 46
- Прочитайте числа.
-В каком числе цифра 7 показывает количество десятков?
-В каком числе цифра 7 показывает количество единиц?
-Что показывает цифра 6 в числе 64? В числе 46?
-Что показывает цифра 4 в этих числах?
-На какие две группы вы разделили бы эти числа?
-Почему так?
-Может кто-то знает, как называются такие числа в математике? Напоминаю, что цифра – это знак для записи числа.
(Учитель подводит детей к новым терминам или говорит их сам. На экране появляется слайд с темой урока.)- Над какой темой мы будем работать.
-Чему же мы будем учиться на уроке? (если дети затрудняются ответить, говорит учитель). Что об этом говорит учебник.
Подведение к формулированию темы.
- Познакомимся с однозначными и двузначными числами.
Приём «актуальность»
Приём связан с пониманием практической значимости знаний, возможностью использовать приобретённые знания в жизни.
Математика, 1 класс. Тема: "Числовой отрезок".
Учитель: В одном большом-пребольшом городе жил-был маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна была у него беда - он не умел считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и пронумеровать станции, которые Паровозик будет проезжать. "Ты построишь, -сказал Умный Паровоз, - волшебный отрезок, который называется "числовым отрезком" (тема урока). Он станет твоим верным другом и помощником и научит решать даже самые трудные примеры".
Технология позволит учителю и ученику решать проблемы осознанно.
Работая на этом этапе урока, отрабатываются регулятивные УУД : обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения, последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности. Умение выявлять проблему; определять и сохранять цель; умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Литература:
1. Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе. Учебное пособие. Калининград, 1998г.- с.49
2. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.
3. Ермакова С.Д. Дидактическая сказка как форма методической работы и совершенствования профессионального мастерства. Журнал Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ, 2007 г., №9, с. 69-72.
4. Мельникова Е.Л. Преемственность в использовании проблемно- диалогического метода в начальной и основной школе // Журнал Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ, 2003 г., № 6, с. 9-13.
5. Мочалова Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения. Казань: Изд-во Казанского унив-та, 1979.