Урок по математике Умножение десятичной дроби на натуральное число
Урок математики в 5 классе.
Тема урока: Умножение десятичной дроби на натуральное число
Цели урока:
На основе самостоятельного анализа учить выводить математические правила (правило умножения дробных чисел на натуральные числа); развивать умения выполнять умножение дробных чисел на натуральное число
Формирование навыков правильного воспроизведения знаний и умений, развитие логического мышления, внимания, аргументированной математической речи, навыков работы в парах
Создание условий для воспитания культуры учебного труда, воспитание ответственности, самостоятельности, сплочённости, чувства коллективизма.
Ход урока:
Организационный момент.
Начать урок мне хотелось бы со старой притчи.
- Что такое притча?
При
·тча это малый поучительный рассказ в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]-[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], заключающий в себе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] поучение ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Голодный и оборванный человек подошёл к рыбаку и попросил его накормить. Рыбак посмотрел на него и сказал: “Вот там лежит невод, возьми его и отнеси к морю”. Человек огляделся, вздохнул, нашёл невод и, недоумевая, понёс к морю. Рыбак пошёл следом за ним. Они сели в лодку и вышли в море. Человек грёб сначала неумело, а затем лучше и лучше и, наконец, сам привёл лодку к месту, где ему предложили остановиться. Затем они забросили невод и поймали рыбу. На берегу рыбак попросил человека набрать сухих веток, и они вместе разожгли костёр. Когда рыба была готова, они наелись, отогрелись, отдохнули. И тогда человек спросил рыбака: “Почему ты не дал мне хлеба, который был у тебя в хижине, а заставил проделать всё это?” Рыбак немного помолчал, а потом ответил: “В этом случае я бы утолил твой голод, но только один раз, а так я научил тебя быть сытым всю жизнь”.
- В чём смысл этой притчи?
- Какое отношение она может иметь к нашему уроку?
(Учащиеся обмениваются мнениями, отвечают на вопросы.)
- Вот и мы с вами будем добывать знания сами.
II. Актуализация знаний и умений.
Задание: на столах у каждого ученика таблица. Угадайте секрет (особенность, закономерность) составления таблицы.
2,42
0,04
2,7
0,3
1,15
12,6
5
2,8
13,14
2,42
0.4
2,7
0,7
10,2
0,7
4,84
0,44
0,9
13
5,43
11
26,2
Таблица на сложение. Первая строчка – 1 слагаемое, вторая строчка – 2 слагаемое, третья строчка – сумма чисел.
Заполните таблицу.
Угадайте секрет (особенность, закономерность) составления другой таблицы.
2,42
0,04
2,7
2,3
0,3
1,6
1,34
2,8
0,2
0,014
2
2
2
3
4
10
1
1
7
4
4,84
0,08
5,4
Таблица на умножение. Первая строчка –1 множитель, вторая строчка -2 множитель, третья строчка – произведение. Вопросы:
Как называются компоненты при умножении?
Каким числом представлен первый множитель? второй множитель?
III. Сообщение темы и цели урока.
Итак, тема урока: Умножение десятичной дроби на натуральное число.
Какую цель поставим перед собой на уроке?
(познакомиться с правилом умножения десятичной дроби на натуральное число; научиться выполнять умножение десятичной дроби на натуральное число)
А я ребята перед вами поставлю трехуровневые цели – по ступенькам
«5» Уметь решать задачи
«4» Уметь решать примеры в несколько действий
«3» Знать правило, уметь решать примеры
IV. Знакомство с правилом и первичное усвоение знаний
Задание: заполните таблицу на умножение. Если при заполнении таблицы возникнут сомнения, затруднения, то оставьте клетку пустой или поставьте знак вопроса.
Проверка заполнения таблицы и высказывание предположений об умножении десятичной дроби на натуральное число.
Проверка предположений об умножении десятичной дроби на натуральное число и знакомство с правилом на стр. 204 учебника.
Выполнение задания №1306 (а – е) стр 205. на доске с подробным объяснением (1 пример – учитель, остальные - ученики)
Задание на карточках:
Поставь в ответе запятую: 18,5
·3 = 555 1,43
· 8 = 1144 5
· 3,06 = 1530 100,1
· 11 = 11011 0,125
· 9 = 1125
Найди ошибку: 0,49
·1 = 4,9 0,52
· 2 = 0,104 8
· 0,1 = 8 35
· 0,2 = 70 4,5
· 2 = 0,9
Проверка на других карточках
Поставь в ответе запятую: 18,5
·3 = 55,5 1,43
· 8 = 11,44 5
· 3,06 = 15,30 100,1
· 11 = 1101,1 0,125
· 9 = 1,125
Найди ошибку: 0,49
·1 = 0,49 0,52
· 2 = 1,04 8
· 0,1 = 0,8 35
· 0,2 = 7 4,5
· 2 = 9
Решение примера по действиям ( 8,34 + 12,46 ) · 21.Решают самостоятельно с последующей проверкой.
Решение задачи № 1312.
V. Закрепление и проверка изученного материала.
а) Учащимся раздаются ленты Мёбиуса, на которых написаны примеры на действия с десятичными дробями (сложение, вычитание и умножение). Предлагается решить примеры в парах. В процессе решения учащиеся обнаруживают интересный факт, что, начиная с числа 1,2, они опять к нему приходят, но уже в качестве ответа. Оказывается, у листа Мёбиуса, всего одна сторона (точнее, поверхность).
Задания на ленте Мёбиуса: 1,2 · 2 = 2,4 + 1,1 = 3,5 · 3 = 10,5 - 9,5 = 1 - 0,3 = 0,7 · 6 = 4,2 + 3,07 = 7,27 · 10 = 72,7 - 72 = 0,7 + 1,3 = 2 · 3,14 = 6,28 · 100 = 628 - 627,1 = 0,9 + 0,2 = 1,1 + 0,01 = 1,11
· 3 = 3,33 · 100 = 333 : 333 = 1 - 0,4 =0,6· 2 = 1,2
(дети вписывают ответ, который становится начальным числом для следующего примера)
б) Сообщение учителя
Лист Мёбиуса – простейшая односторонняя поверхность, полученная склеиванием прямоугольника следующим образом:
Сторона АВ склеивается со стороной CD, но так, чтобы вершина А совпала с вершиной С, а вершина В – с вершиной D. Мёбиус Август Фердинанд (1790 – 1868 г.г.) – немецкий математик. В своих трудах по геометрии установил существование односторонних поверхностей (в частности, лист Мёбиуса).
в) Учитель раздаёт детям по листу Мёбиуса и предлагает ручкой провести линию на его поверхности. Ещё раз учащиеся убеждаются в односторонности такого листа.
Чтобы окончательно заинтересовать детей, предлагается разрезать лист Мёбиуса по его длине. Удивлению детей можно только восхищаться.
Можно предложить учащимся дома склеить такой лист, разрезать его 1 раз, потом каждое кольцо ещё раз. На следующем уроке послушать их сообщения.
VI. Рефлексия.
Принцип «Микрофон». (Ученики по очереди дают аргументированный ответ на один из вопросов).
На уроке я работал активно / пассивно
Своей работой на уроке я доволен / не доволен
Урок для меня показался коротким / длинным
За урок я не устал / устал
Мое настроение стало лучше / стало хуже
Материал урока мне был полезен / бесполезен
интересен / скучен
- Заканчивается урок, но не заканчивается поиск знаний.
Да! Путь познания не гладок,
И знаем мы со школьных лет,
Загадок больше, чем разгадок,
И поискам предела нет!
дђЗаголовок 1дђЗаголовок 2дђЗаголовок 315