Опыт работы учителя математики
Слайд1: Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, развивает воображение, пространственные представления, формирует представление о математике, как части общечеловеческой культуры.
Слайд2: Изучение математики – процесс, требующий терпения и приложения усилий, что не всегда отражается в аттестатах об окончании учебного заведения. Осознание необходимости владения реальной математикой обострилось еще и с введением обязательного единого государственного экзамена. Поэтому мотивация к ее изучению должна возрасти.
Слайд 3: Однако трудностей на пути овладения дисциплиной, особенно в школе, не убавилось. Попытаюсь определить основные противоречия, с которыми сталкивается учитель математики в средней школе.
Противоречия:
- между желанием учащихся овладеть математикой и индивидуальными способностями к изучению точных наук;
- между имеющимися у учащихся теоретическими знаниями, полученными на уроках математики, и уровнем практических умений и навыков;
- между высоким уровнем требований, предъявляемых обществом к выпускникам школы, и недостатком активной практики в расчете на каждого ученика класса, отсутствием возможностей для необходимой индивидуализации и дифференциации обучения.
Слайд4: В своей более чем двадцатилетней педагогической деятельности всегда
стремилась найти такой способ преподавания, который бы давал каждому ученику в классе свой путь получения знаний. Для меня этот поиск чрезвычайно важен, потому что способности к точным наукам у каждого ребенка разные от природы, и многие из них сталкиваются с огромными, подчас кажущимися непреодолимыми, трудностями в процессе обучения.
Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.
В любое время, в каждой школе и классе есть дети, которые отстают в учении от своих одноклассников по причине нежелания учиться, т.е. по причине отсутствия ценнейшего и самого важного из мотивов учения — познавательного интереса.
Как же сделать учение интересным для учащихся? Как изжить скуку на уроке? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству?
Слайд5: Тема моего опыта работы - " Формирование познавательного интереса школьников к учению на уроках математики".
На уроках часто создаю проблемные ситуации, направляю учащихся на поиск их решения, что способствует развитию творческого мышления и познавательного интереса школьников. Использую индивидуальную и групповую формы обучения, что помогает мне добиваться стабильных результатов ЕГЭ. Мои выпускники учатся в ДГТУ, РГСУ, РГУПС, РИНХ, при поступлении в которые учитывались набранные баллы по математике.
Слайд6: Умение увлечь учеников работой, научить их учиться, и есть педагогическое мастерство, к которому я всегда стремлюсь.
Таким образом, актуальность выбранной методической темы не оставляет сомнений. Математик Михаил Васильевич Остроградский писал: « …Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам». Сейчас вспомнить эти слова особенно своевременно, поскольку из опыта работы и личных наблюдений знаю, что существует проблема утраты познавательного интереса учащихся к учению вообще и на уроках математики в частности, и, как следствие, происходит ухудшение успеваемости.
Встали вопросы: Как избежать этого? Как изжить скуку на уроке? Как сделать учение интересным для учащихся? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству?
Слайд7: Рассматривая весь учебный процесс как единство внешнего и внутреннего, учитель должен быть, озабочен тем, чтобы возбуждать у обучающихся столь значительные для познания процессы, как мысли - эмоции – волю. И все они в органическом сцеплении и составляют основу познавательного интереса. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению. Под его влиянием у обучающегося постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Слайд8: Чтобы желание учиться не покидало наших учеников, я использую различные методы, но в основе их лежит очень мудрое высказывание Аристотеля «Познание начинается с удивления».
Если объект не имеет в себе ничего необычного, он не затрагивает нас, и мы рассматриваем его без всякой интереса. Удивление выполняет в познании полезную роль, так как при его возникновении ученик внимательно рассматривает предметы, кажущиеся ему редкими и необычными.
Слайд9: Игры-упражнения являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это - разнообразные викторины, различные занимательные упражнения (ребусы, шарады кроссворды, филворды )
Слайд10: Какие же элементы занимательности вызывают это богатое своими последствиями чувство удивления?
- Новизна.
- Необычность.
- Неожиданность.
- Странность.
- Несоответствие прежним представлениям.
Слайд11: Вопрос к аудитории. Какие чувства вы испытываете глядя на фото?( Страх за жизнь рыбок). Это неожиданно, необычно, странно, не соответствует прежним представлениям.
Слайд12: В 6 классе после изучения темы сложения чисел с разными знаками дети должны знать правило: Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо из большего модуля слагаемых вычесть меньший и поставить перед полученным числом знак того слагаемого, модуль которого больше. На помощь приходит примеры вызывающие у ребенка более сильные эмоции: В военных действиях участвуют государства «+» и «-». Побеждает при численном превосходстве одно из двух государств.
Слайд13: Познавательный интерес - один из самых значимых мотивов учения. В общей структуре мотивации познавательной деятельности этот мотив раньше других осознается учеником, который, не задумываясь, может указать на интересный и неинтересный ему школьный предмет, на интересный или неинтересный урок.
Психологи и педагоги выделяют три основных мотива, побуждающих школьников учиться.
Во-первых, интерес к предмету. (Я изучаю математику не потому, что преследую какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие). Высшая степень интереса – это увлечение. Занятия при увлечении порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как лишение.
Во-вторых, сознательность. (Занятия по данному предмету мне не интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься).
В-третьих, принуждение. (Я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя). Часто принуждение поддерживается страхом наказания или соблазном награды. Различные меры принуждения в большинстве случаев не дают положительных результатов.
Каждый выпускник должен уметь использовать математику в жизни там, где это нужно. Даже если его будущая специальность не связана с математикой, он должен уметь решать задачи с практическим содержанием, которые встречаются в повседневной жизни на каждом шагу, то есть выпускник должен быть математически грамотным. Например задачи базового уровня.
Задача4: В летнем лагере 150 детей и 21 воспитатель. В одном автобусе можно перевозить не более 20 пассажиров. Какое наименьшее количество таких автобусов понадобится, чтобы за один раз перевезти всех из лагеря в город?(150+21)/20=8,55(9автобусов)
Слайд14: Как правило, однообразие любой работы снижает у учеников интерес к ней. Но в курсе математики довольно часто встречаются темы, изучение которых требует решения большого числа однотипных задач, без чего невозможно выработать устойчивые знания и умения. В таких ситуациях удержать внимание учащихся помогают тесты с выбором ответов. На первый взгляд, кажется, что выбрать из предложенных ответов правильный значительно проще, чем выполнять решения по стандартной схеме, но в реальности оказывается, что, отвечая на вопросы теста, ученик проделывает более объёмную и кропотливую работу, нежели при обычном решении. Интерес же к непривычному для ученика виду деятельности помогает ему продуктивнее заниматься на уроке.
Очень важно, что тесты имеют разноуровневый характер, т.е. список заданий делится на части – обязательную и необязательную. Обязательный уровень обеспечивает базовые знания для любого ученика. Располагая ими, ученик получает “зачёт” по данной теме. Необязательная часть рассчитана на более глубокие знания, она готовит ученика к тому, чтобы заслужить на самостоятельной работе хорошую или отличную оценку.
Усталость – одна из причин падения внимания и интереса к учению. Уменьшить усталость учащихся от выполнения однообразных упражнений можно с помощью занимательных задач.
Занимательная задача – это настоящая математическая задача, только с неожиданным или, как сейчас принять говорить, нестандартным решением. Такие задачи очень полезны для развития гибкости ума, выработки навыков нешаблонного мышления, повышения интереса к предмету.
В таких задачах математика предстаёт перед учащимися новой гранью. Занимательность не исчерпывается только задачами. Это может быть юмор, доступный пониманию детей, софизм, логический парадокс, интересный исторический факт, пословицы, которые можно применить к математическим чертежам.
Слайд15: Приведу примеры.
"Графики функций – пословицы."
1. "Повторение – мать учения."
2. "Любишь с горы кататься, люби и саночки возить."
3. " Как аукнется, так и откликнется."
Логический парадокс.
Если лжец говорит про себя, что он лжец, то кто он?
Исторический факт.
Известный древнегреческий учёный Пифагор установил замечательное соотношение между гипотенузой и катетом в прямоугольном треугольнике. А он ещё и олимпийский чемпион в кулачном бою (по боксу).
Слайд16: Способность детей длительно сосредоточить внимание невелика. Так, дети 11-13 лет воспринимают материал не отрываясь 4-5минут, 14-15-летние – 5-7 минут. У школьников гораздо меньше, чем у взрослого, развиты воля и сознательность. Рано или поздно наступает момент, когда подросток перестает следить за происходящим на уроке и погружается в дремоту с открытыми глазами, или начинает вертеться, смеяться, тормошить соседа.
Мнемоприемы разгружают информацию. Это достигается благодаря введению игрового элемента без ущерба основному содержанию урока.
Опыт показывает, что большая часть старшеклассников с легкостью вспоминают мнемоприемы, но гораздо тяжелее дело обстоит с припоминанием правил. Мнемоприемы позволяют экономить время на уроках повторения и систематизации пройденного, особую пользу они приносят при подготовке к ЕГЭ.
Из своего опыта знаю, что правила учебника дети быстро забывают, а правило в стихотворном виде запоминается надолго. Многие из присутствующих его помнят, хоть математикой давно не занимаются.
МЕДИАНА – обезьяна, лазает по сторонам и делит их пополам
Слайд17: С целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики я использую элементы педагогических технологий: информационно - коммуникативных, здоровьесберегающих, личностно – ориентированных. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.
В своей работе я много уделяю внимания кабинету, в котором провожу занятия. Обучение проходит более успешно, когда я в процессе обучения использую наглядные и технические средства: интерактивная доска, которая дает возможность проводить уроки в соответствии с современными требованиями, Документ-Камера позволяет производить проверку работ учащихся с непосредственным их участием. Ребята участвуют в обсуждении и оценке представленных работ.
Слайд18: Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся, что позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов.
Слайд19: Французский художник Бернар Пра широко известен своими невероятными инсталляциями, созданными из разных предметов, которые, казалось, разбросаны в хаотичном беспорядке. Однако если взглянуть на всё это под правильным углом, то перед вами предстают впечатляющие картины, поражающие своей невероятностью.
Так и наша с вами работа, мы каждый день собираем по крупицам огромный пазл -ЛИЧНОСТЬ из каждого отдельно и вместе в коллективе.
Слайд20: Сегодня, чтобы уверенно ступать на пути педагогического поиска, я понимаю, что нужно многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новую технику, читать энциклопедии, справочники, руководства, способные воздействовать на сознание учеников. В этом разнообразии точек зрения, позиций, подходов важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. И я учусь. Учусь все время. Учусь всегда.
Слайд21: Мы сегодня знаем далеко не все, что нужно, чтобы нелегкий учебный труд делал детей счастливыми. Чем больше наука будет проникать в скрытые процессы мышления и творчества, тем более умело и уверенно будет школа воспитывать в детях жажду знаний, стремление к открытиям, любовь к активному умственному труду. Но и с тем, что наука и педагогическая практика знают сегодня, творчески работающий учитель может сделать очень много, чтобы окрасить школьную жизнь детей одним из самых прекрасных человеческих чувств – радостью познания.
Задача, конечно, не слишком простая:Играя учить и учиться играя.Но если с учёбой сложить развлеченье,То праздником станет любое ученье!