Опыт и проблемы организации внеурочной деятельности в начальной школе МБОУ СОШ №1

МБОУ СОШ №1
Станица Гиагинская



Доклад
на тему:
«Опыт и проблемы организации внеурочной деятельности в начальной школе МБОУ СОШ №1».





Подготовила Гольдтакер Е.В.
Учитель начальных классов,
заместитель директора по УВР

Гиагинская, 2016
В последние годы все острее высвечивается проблема взаимосвязи и взаимообусловленности неразрешенных проблем российского общества (политических, экономических, социальных, экологических) и человеческим фактором (потенциалом). Немаловажная роль в решении возникающих проблем отводится системе образования. В связи с этим звучит вполне обоснованное утверждение, что «российскому обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия». Изменение требований к выпускнику образовательных учреждений потребовало пересмотра содержания образования, что нашло отражение в стандартах нового поколения. Принятию стандартов для начального образования предшествовала экспериментальная работа в ряде субъектов РФ, широкое обсуждение в СМИ.
С 2011/2012 учебного года все ОУ перешли на ФГОС НОО, одной из отличительных особенностей которых является предъявление требований к организации внеурочной деятельности младших школьников. Основная образовательная программа образовательного учреждения содержит обязательный раздел «Программа духовно­нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования», в который в соответствии с рекомендациями Минобрнауки России включается программа внеурочной деятельности.
С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы, педагога – дело не новое. В систему работы классного руководителя всегда включался комплекс воспитательных мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. Программа развития нашей школы содержит раздел «Развитие воспитательной системы в школе», в котором определены стратегические задачи развития системы воспитания и программа их достижения. В школе создаются условия для самовыражения, самоутверждения, самореализации учащихся в процессе обучения и воспитания через систему воспитательных мероприятий. Так, спортивно – оздоровительная работа в школе представлена в различных формах: спортивные кружки и секции, дни здоровья, спортивные соревнования. Кроме того, многие обучающиеся посещают ДЮСШ. Ежегодно проводятся воспитательные мероприятия, направленные на решение задач патриотического и экологического воспитания, на творческое саморазвитие личности школьника и её социальную идентичность.
Таким образом, в школе к моменту введения ФГОС уже имелась неплохая база для развития внеурочной деятельности уже на основе требований ФГОС. Необходимо было соединить отдельные направления работы (учебную, воспитательную, дополнительное образование) в единую систему для создания развивающей среды по воспитанию и социализации младших школьников и выстроить её в соответствии с новыми подходами и требованиями к внеурочной деятельности.
Тем не менее в документах, материалах сопровождения ФГОС подчеркивается, что воспитание в школе это не специальные мероприятия или комплекс мероприятий. «подход, при котором воспитание сведено к проведению мероприятий и фактически отделено от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе, от его социального и информационного окружения, усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры от мира не только взрослых, но и от старшего поколения детей и молодёжи. Это приводит к ещё большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, атомизации личности, снижению её жизненного потенциала, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия к другим людям, обществу, государству, миру, самой жизни» (Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование)). Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, которая является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации. А одним из основных средств решения данной задачи становится осуществление взаимосвязи и преемственности общего и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
Реализация программ внеурочной деятельности четко направлена на поэтапное достижение трех уровней результатов:
- Приобретение школьником социальных знаний;
- Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Рассматривая вопросы организации внеурочной деятельности в экспериментальных первых классах, и, в частности, выбора ее содержательных направлений, мы, прежде всего, ориентировалась на запросы родителей, законных представителей первоклассников, на приоритетные направления деятельности школы; учитывались и интересы, и склонности педагогов, и возможности образовательных учреждений дополнительного образования, и рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка. Так, к одному из первых родительских собраний педагоги подготовили свои предложения по внеурочной деятельности, аргументируя целесообразность введения тех или иных курсов, их цель и задачи, ожидаемые результаты. Родители в анкете указали занятость детей вне школы. В той же анкете им предлагалось выбрать направления внеурочной деятельности в ОУ для своего ребенка, с целью присвоения культурного и социального опыта, саморазвития обучающихся. Изучение на основе анкетирования пожеланий родителей показало, что приоритеты с их стороны отданы деятельности по укреплению здоровья детей и формированию гражданской позиции школьников. Одна из первых трудностей, с которой столкнулись учителя школы – недостаточность готовых программ по реализации духовно-нравственного направления; нехватка знаний и опыта у учителей начальных классов по написанию программ кружков, направленных на достижение результатов определенного уровня; сложность перестройки мероприятий на обязательное достижение воспитательного результата; трудность в составление индивидуального расписания внеурочной деятельности обучающегося.
В целях расширения воспитательного пространства была разработана модель, основанная на интеграции начального и дополнительного образования нескольких учреждений, находящихся в едином образовательном пространстве: ЦДТ Гиагинского района, Детская школа искусств, Детско – юношеская спортивная школа Гиагинского района.
Перечислю результаты, которых позволяет достичь подобная интеграция:
- формирование единого воспитательного пространства;
- социализация личности;
- формирование духовно – нравственных качеств у школьников;
- развитие творческих способностей, обучающихся;
- обеспечение занятости обучающихся во внеурочное время;
- формирование положительного имиджа школы;
- повышение качества предоставляемых услуг;
- расширение спектра предоставляемых услуг;
- рациональное использование как собственных площадей, так и площади социальных партнёров;
- привлечение к работе квалифицированных кадров: и педагогов школы, и педагогов, и специалистов социальных партнёров.
Согласно новому стандарту выделяются основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное; духовно-нравственное; социальное; общеинтеллектуальное; общекультурное. Эти направления значительно расширяют права участников образовательного процесса по удовлетворению их запросов.
При организации внеурочной деятельности мы учли структуру нашего образовательного учреждения, учтены индивидуальные запросы и потребности родителей. Это позволило нам организовать внеурочную деятельность по основным направлениям и программам (Таблица 1).

Таблица 1 - Основные направления внеурочной деятельности в нашей школе.

Направления внеурочной деятельности
Программы
Количество часов

Общеинтеллектуальное


«Умницы и умники»
4


«Я – исследователь»
2

Дуовно-нравственное
«Моя малая Родина»
6

Общекультурное
«Весёлые нотки»
4









Социальное
«Тропинка к своему Я»
7

Спортивно-оздоровительное
«Путешествие в город Здоровье»

6


Кроме этого, педагоги ЦДТ проводят занятия кружков:
«Волшебная кисточка» в 1х классах – Головина Л. В.
«Чудеса своими руками» во 2Б, 2В, 3В, 4А классах - Головина Л. В.
«Умелые руки» во 2 – 4 классах – Торчинава Н. Н.
Преподаватели ДЮСШ ведут занятия секций :
«Футбол» во 2 – 4 классах – Шевченко И. Н.
«Футбол» в 1 - 2 классах - Савченко Г.А.
Внеурочная деятельность в нашей школе, как и во многих других, вышла на финишную прямую. Впереди выпуск параллели 4-х классов, то есть первый этап внеурочной деятельности ФГОС в конце учебного года будет завершён. За ними идут следующие классы, и самый главный вопрос: всё ли сделано, чтобы осенью наши выпускники начального звена смогли принять эстафету стандартов основного общего образования.
Мы разделяем точку зрения, что ожидаемые результаты связаны с обретением системой внеурочной деятельности такого важного качества как эффективность. Известно, что мерилом эффективности фактически любой деятельности отдельного человека или сообщества людей являются два основных критерия:
1) продуктивность деятельности;
2) удовлетворённость участников деятельности её организацией и результатами.
Эти же критерии считаю целесообразным избрать и для выявления эффективности внеурочной деятельности.
Изучая, результативность и эффективность внеурочной деятельность с позиции обучающихся, важно получить ответы на ряд вопросов:
- сумел ли ребенок узнать новое и важное для себя, пережить интересный опыт, чему-то научиться;
- интересно ли ребенку посещать кружковые занятия;
- сложились ли у него позитивные отношения с одноклассниками и педагогами;
- какое настроение во время участия в творческой жизни школы.
Ответы на подобные вопросы мы находим, прежде всего, в активности учащихся в творческой жизни школы. Школьникам значима ситуация успеха, они занимаются тем, что им интересно. Для них важно, чтобы заметили их возможности, помогли стать успешными, поддержали в стремлении творить и созидать. На сегодня мы отмечаем высокий уровень активности участия в различных школьных мероприятиях. Педагоги отмечают у детей отсутствие скованности перед своими выступлениями. А учителя отмечают снижение уровня страха ответа у доски перед классом. Наблюдая за детьми, мы видим роль их социальной активности, желание участвовать в мероприятиях, в том числе познавательного характера (олимпиады, конкурсы).
С нескрываемым удовольствием участвуют ребята в ставших уже традиционными школьных мероприятиях: «Ученик года», «Мисс Осень», «Путешествие по станциям», «Минута Славы», «День открытых дверей», «Смотр военной песни и строя». Школьные тематические выставки рисунков и поделок являются ярким примером активности и творчества учащихся. По итогам праздников и выставок все участники получают заслуженные грамоты и дипломы.
Одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности обучающихся, является духовно – нравственное направление, которое представлено в нашей школе кружками, «Моя малая Родина». Они объединяют школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, истории образования своего района и поселка, исследование местной флоры и фауны. Кроме того, в процессе углублённого изучения своей родины, дети знакомятся с жизнью замечательных людей своей станицы, занимаются изучением материальной и традиционной культуры народов, живущих рядом.
Курс «Тропинка к своему Я» помогает ребёнку осознать самого себя, свои интересы, способности переживания, представления о своём дальнейшем жизненном пути. Основная цель данной программы формирование позитивного отношения к себе и школе, профилактика школьной дезадаптации. Достигаются данные цели во время групповых занятий, которые включают элементы тренинга, социопсихологической игры, психогимнастики, сказкотерапии, арттерапии, групповые дискуссии.
Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности представлено в нашей школе кружками «Умницы и умники» (2-4 кл.) и «Я - исследователь» (1Б и 1В кл.). Программы кружков «Умницы и умники» обеспечивают развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребёнка. На внеурочных занятиях ребёнок может раскрыть и преумножить свои способности. Цель курса «Я - исследователь» - создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности. Занятия побуждают мыслительной деятельности, учат наблюдать, понимать, осмысливать причинно - следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Есть великая формула К. Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайные рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому ещё не известные». Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь исследовательского и изобретательского таланта. Наша обязанность -- помочь ребёнку встать на этот путь.
Программа кружка «Весёлые нотки» основана на трёх направлениях: слушание музыки, вокально - хоровая работа и пластическое интонирование. Программа отражает общекультурное направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства.
Современные дети часто не имеют чёткого представления о закономерностях процессов, протекающих в их собственном организме, о принципах здорового образа жизни. Поэтому важно, чтобы навыки здорового образа жизни формировались в школе. Основная цель программы кружка «Путешествие в город Здоровье» - научить детей быть здоровыми и душой, и телом, а также стремиться творить своё здоровье.
Рассматривая рост степени сплоченности коллектива учащихся, мы считаем важным создать не только дружный классный коллектив, но и коллектив всей параллели, основанный на умении строить отношения друг с другом через сотрудничество и взаимопониманием. Это одна возрастная группа, у которой общие дела и интересы.
Оценивая результативность и эффективность внеурочной деятельности со стороны родителей, важно получить ответы на следующие вопросы:
-как относятся родители к внеурочным занятиям своего ребенка; -что ожидают от участия своего ребенка во внеурочной деятельности; - как оценивают достижения ребенка во внеурочной деятельности.
По результатам опросов, родители выражают свою заинтересованность в том, чтобы ребенок получал услуги дополнительного образования на базе школы, где удобное расписание, которое позволяет рационально распределять свое свободное время и школьная столовая с организованным горячим питанием.
Повышение педагогической культуры родителей учащихся, организовано путем проведения дней открытых дверей, родительских лекториев, публичных докладов по итогам работы за год. Расширение партнерских взаимоотношений с родителями строится путем привлечения их к активной деятельности родительских комитетов класса, проведения совместных школьных мероприятий.
Совершенствование межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей достигается через организацию совместных мероприятий, праздников, выставок (День Здоровья, «Папа, мама, я - спортивная семья», «Прощание с Азбукой», День Матери, День Защитника Отечества, 8 Марта, Масленица) .
Анализируя результативность и эффективность внеурочной деятельности с позиции педагогов, важно получить ответы на вопросы:
- удовлетворен ли педагог ресурсным обеспечением внеурочной деятельности;
- как складываются его отношения с воспитанниками и их родителями во внеурочной деятельности;
- созданы ли условия для его профессионального роста, творческого самовыражения.
В настоящее время школа имеет следующую материально - техническую базу для организации пространств развития личности обучающихся: спортивные залы, спортивные площадки, библиотека, рекреации, кабинеты. Всё это используется в воспитательном пространстве школы. Но этого, конечно, недостаточно для проведения полноценных занятий. Нехватка кабинетов, их перегруженность, занятость спортивного зала, недостаточная оснащённость кабинетов. Ведь только программа кружка «Весёлые нотки» предполагает следующие условия для её реализации:
помещение для занятий;
музыкальный центр с функцией караоке;
- музыкальный инструмент; - фонотека; - диски с видеозаписями концертов, выступлений профессиональных певцов; - ПК
Говоря о профессиональной позиции учителя как воспитателя, руководителя кружка, можно отметить следующее: учителю - предметнику не всегда удаётся перестроиться после проведения уроков на организацию работы в кружках. Зачастую, занятия кружков мало чем отличаются от уроков, хотя в их проведении существуют свои особенности. При подобной насыщенности учебно-воспитательного процесса возникает риск перегрузить детей. Поэтому на занятиях должна проводиться работа по профилактике переутомления и обеспечению двигательной активности обучающихся.
Исходя из вышесказанного сказанного, можно сделать вывод о необходимости включать в планы работы методического объединения, методического совета вопросы организации внеурочной деятельности с целью обмена опытом среди учителей.
Таким образом, благодаря использованию возможностей среды школы и за ее пределами, учету интересов родителей и обучающихся, заботе о профессиональном росте педагогов, наблюдается тенденция позитивного влияния внеурочной деятельности на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Мы находимся в постоянном поиске профессиональных решений по созданию благоприятных условий для развития личности каждого обучающегося и надеемся, что в новом учебном году наши первые выпускники начальной школы, обучающиеся в рамках ФГОС второго поколения, смогут успешно адаптироваться в средней школе и развиваться далее в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО.
Школа после уроков это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Безусловно, отработка механизма реализации внеурочной деятельности требует решения ещё многих проблем. Тем не менее, уже наработанный, сложившийся на сегодняшний день опыт по организации внеурочной деятельности может стать прочным фундаментом дальнейшего её развития.

Список использованных источников.

«Организация внеурочной деятельности в начальной школе». – Сборник программ. Методическое пособие. М.: Планета, 2014.
Гуткина Л.Д. «Планирование и организация воспитывающей деятельности в школе в рамках ФГОС общего образования второго поколения». – М.: Педагогический поиск, 2014.
Рудик Е.Л., Шинчуковская В.М. «Особенности организации внеурочной деятельности в школе». – М.: Учитель, 2015
Тивикова С.К. «Организация внеурочной деятельности младших школьников». – Сборник программ ФГОС. – М: Русское слово, 2015













Районный конкурс методических идей «Реализуем ФГОС»

13PAGE \* MERGEFORMAT141315




15