Опыт работы учителя математики по формированию готовности учащихся к самообразованию.


Ю.А.Фролова Факультет математики, физики и информатики, V курс
(очная форма обучения)
Научный руководитель – Т.М.ПономареваОпыт работы учителя математики по формированию готовности учащихся к самообразованию.
Человек ежедневно, сам того не подозревая, занимается своим самообразованием. Нас всегда окружают разные вещи, люди, средства, позволяющие нам самообразовываться. Общаясь с образованными людьми, со специалистами, мы становимся более компетентными в той или иной области; читая книги и периодические издания, человек познает много важного об окружающем его мире, о великих деятелях и событиях.
Что же такое самообразование? Существуют различные точки зрения, раскрывающие это понятие.
Самообразование, как его определяет Ю. К. Бабанский, предполагает целенаправленную и целеустремленную работу человека, связанную поиском и усвоением им знаний в определенной, интересующей его области[2].
В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова мы находим определение самообразования, в котором исключается какая-либо совместная деятельность (под руководством учителя, библиотекаря, консультанта, родителей): «Самообразование – приобретение знаний путем самостоятельных занятий, без помощи преподавателя» [3].
Польский дидакт В. Оконь, считает, что самообразование – это такой вид обучения, цель, содержание, условия и средства которого зависят от самого субъекта процесса совершенно самостоятельного учения человека [1].
Важную роль в формировании навыков самообразовательной деятельности играет школа. Эти навыки позволяют учащимся заниматься самообразованием, в первую очередь, они вырабатываются в процессе проведения учителем различных видов самостоятельной работы, которая широко используется в общеобразовательной школе.
Рассмотрим опыт работы учителей математики по формированию готовности учащихся к самообразованию в процессе самостоятельной работы.
Домарева Любовь Владимировна, учитель математики «МБОУ СОШ №34» города Тулы, на своих уроках организует самостоятельную познавательную деятельность с учетом уровневой дифференциации.
В ходе работы она разделяет класс на три группы по уровню готовности учащихся к самостоятельной деятельности:
– группа А – учащиеся с высоким уровнем сформированности действий самостоятельной деятельности. Эти учащиеся могут самостоятельно решить поставленную задачу, хорошо ориентируются в различных источниках информации, могут найти различные способы решения, творчески подходят к представлению результатов выполненной работы;
– группа В – учащиеся со средним уровнем. Они не всегда могут решить поставленную задачу, при возникновении затруднений обращаются за помощью к учителю, при выполнении заданий используют в основном известную литературу;
– группа С – учащиеся с низким уровнем. Для учащихся этой группы самостоятельная работа достигает положительных результатов только при совместной деятельности с учителем. Навыки самостоятельной деятельности у этих учащихся сформированы на репродуктивном уровне, т. е. самостоятельно они могут выполнить задания аналогичные тем, что они уже делали.
При работе с каждой группой Домарева Л. В. использует различные педагогические средства, учитывая уровень учебных возможностей и способностей учащихся, их готовности к самообразованию, а также особенностей самого изучаемого материала.
Первой группе Любовь Владимировна предоставляет возможность самостоятельно добывать знания на основе наблюдений. Поскольку в школьных учебниках математики не предусмотрено изложение темы параграфа с учетом разных возможностей детей, она предлагает ученикам карточки с заданиями для работы в парах. Следуя рекомендациям в карточках – «путеводителях», дети самостоятельно анализируют материал. После этого делают собственные выводы. Правильность умозаключений проверяют, анализируя текст параграфа учебника. Затем иллюстрируют правила собственными приемами и обсуждают новый материал в парах в режиме диалога, задавая друг другу вопросы по изучаемой теме. Уровень усвоения нового материала учитель проверяет, задавая вопросы, и предлагая учащимся дать полный ответ.
Учащиеся групп В и С работают вместе с учителем, так как самостоятельно выполнить предложенное задание могут не всегда.
Если теоретический материал предназначен для общего ознакомления, не требует тщательной проработки, то Домарева Л. В. объединяет учащихся групп А и В, которые в состоянии проанализировать текст параграфа и обсудить его в парах, объединяет в одну, а ученики группы С работают под наблюдением учителя.
Домарева Л.В. при организации самостоятельной деятельности использует, групповую работу учащихся при этом состав групп постоянно меняется, что способствует формированию навыков самостоятельной работы у всех учащихся. Учащиеся Любовь Владимировны показали более высокие результаты усвоения математического материала по сравнению с учащимися параллельного класса.
В процессе такой работы у учащихся формируются навыки планирования, постановки цели, выделения главного и существенного в данных условиях. Они учатся производить разделение учебного материала, устанавливать существенные связи между частями, осуществлять контроль и самоконтроль.
В своей педагогической деятельности для формирования готовности к самообразованию я использую индивидуальные домашние задания, самостоятельные работы с использованием компьютера, так же создаю ситуацию успеха на уроке.
Одним из важных видов самостоятельной работы является выполнение домашних заданий, используемых, главным образом, для закрепления изученного. Для организации этой работы необходим четкий инструктаж о том, что и как делать дома, желательно информировать родителей о том, как учащиеся должны готовить домашние задания по математике, как они должны работать с книгой, вести тетрадь и т.д. При организации домашней работы я предлагаю учащимся разноуровневые домашние задания. Организую деятельность учащихся по самостоятельному определению содержания и объёма той работы, которую каждому учащемуся нужно выполнить дома индивидуально.
При организации домашней работы по математике по теме: «Действительные числа» я использую следующие памятки. Например, памятка для выполнения устного домашнего задания: ознакомьтесь с заданием; вспомните, что изучали на уроке, посмотрите записи в тетради; прочитайте материал учебника параграф 9 пункт 4; пользуясь теоретическими знаниями, выполните задания; составьте план устного ответа.
Памятка для выполнения письменного домашнего задания: прочитайте задания №263,264, изучите их; продумайте, какие правила и приемы следует применить для их выполнения; воспользуйтесь предыдущей письменной работой №261; прочитайте материал учебника параграф 9 пункт 4; выполните задания полностью или частично на черновике; проверьте тем или иным способом правильность решения задач; запишите выполненные задания в тетрадь, соблюдая правила ведения тетради по математике.При выполнении таких заданий с использованием разнообразных памяток у учащихся формируются умения планировать, организовывать, и оценивать свою деятельность, тем самым идет процесс подготовки учащихся к самообразованию.
При организации самостоятельной работы на уроках математики я систематически использую компьютер. Так, например, учащимся предлагаю к уроку математики подготовить и представить выступление перед одноклассниками на тему «Пифагор и его достижения». Для подготовки выступления учащиеся используют компьютер и интернет-ресурсы. Созданная на компьютере презентация дополняет и иллюстрирует выступление учащегося, который с помощью текста, графики, звука и цвета обеспечивает эффективное усвоение данного материала.
В процессе выполнения таких заданий у учащихся формируются приемы самообразовательной деятельности, повышается интерес к изучаемому предмету. Учащиеся учатся работать с электронными библиотеками, выбирать информацию по теме, пользоваться компьютерным и математическим обеспечением, с целью представления информации в более доступной и привлекательной форме.
Организация учебного процесса будет более результативна, в том случае, если учащиеся испытывают успех в изучение данного предмета.
На своих уроках создаю ситуацию успеха следующим образом: перед выполнением самостоятельной работы, настраиваю учащихся – «Я уверена, что вы все напишите и решите верно!». Подбадриваю школьников, если что-то у них не получается. Поддерживаю эмоциональный настрой урока. Интерес к учебному процессу формирую с помощью игровых ситуаций, творческих заданий.
Ситуация успеха на уроках математики помогает мотивировать учащихся к самообразованию.
На своих уроках при организации самостоятельной деятельности я использую компьютерные технологии, даю учащимся задания по подготовке сообщений, все это позволяет повысить интерес к изучению предмета. Результаты экспериментального исследования показали, что у 60 % учащихся (12 человек) появился мотив самостоятельно изучать данный предмет, а в параллельном классе только у 20% учащихся (4 человека).
В экспериментальном классе учащиеся стали больше читать литературы по предмету без соответствующего указания преподавателя их процент составил свыше 70% учащихся (14 человек), в параллельном классе – лишь 30% учащихся для подготовки сообщений и докладов пользуются не только сайтом википедия, но и дополнительной литературой.
Таким образом, организуя самостоятельную работу по группам, используя компьютерные технологии и создавая ситуацию успеха на уроке, подготовка к самообразованию идет более эффективно.
Литература
Оконь, В. Введение в общую дидактику [Текст]/ В. Оконь; пер. с польского Л. Г. Кашкуревича, Н. Г. Горина. – М. «Высшая школа», 1990. – 382 с.
Педагогика [Текст]: учеб. Пособие для студ. пед.вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого.– М.: Просвещение, 2006. – 608 с.
Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой [электронный ресурс]: Электрон. дан. – Режим доступа http://www.slovarozhegova.ru