Творческий отчет кружка Дончата 3 кл


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №7
Творческий отчет за 2014-2015 уч.г.
руководителя патриотического кружка «Дончата»
Подготовила учитель истории
и обществознания МБОУ СОШ №7
г.Новошахтинска
Урянская А. Ю.
г.Новошахтинск2014-15 уч г.
Творческий отчет за 2014-2015 уч.г.
руководителя патриотического кружка «Дончата» Урянской А. Ю.
Паспорт проекта «Дончата»- книжка- малышка
Название проекта Тип Познавательно – творческий.
Участники Учащиеся кружка «Дончата» 3-х классов
Масштаб Долгосрочный с сентября 2014-по май 2015 г
Основания для разработки. Проблема Данная работа способствует воспитанию гордости за героическое прошлое наших земляков-казаков, привития интереса к традициям и обрядам; развитию чувства коллективного творчества. Немалое внимание уделено аспекту знакомства детей с историей возникновения и развития донского казачества; развитию творческого потенциала детей средствами фольклора и словотворчества, связанных с передачей традиций, бытующих в Ростовской области. Большое значение имеет привитие интереса у детей к коллекционированию и желанию собирать и добывать информацию о предметах старины (фотографии, игрушки, предметы быта и т.д.) Через игры, обрядовые действа, песни и танцы дети знакомятся с традиционными навыками поведения
Цель
проекта исследование истории казачества для привития у детей интереса к истории и культуре родного края, уважения и бережного отношения к семейным казачьим традициям и реликвиям.
Создание книжки-малышки «Дончата»
Задачи отследить эффективность проекта, как формы работы с детьми;
развивать у детей интерес к истории и культуре казаков через исследование традиций, быта, формы одежды, фольклора;
отследить динамику формирования знаний об истории казачества у детей;
использовать полученные знания для иллюстрирования книжки-малышки и изготовления поделок
Стратегия и механизм реализации проекта
Этапы Мероприятия
1. Подготовительный этап 1.Диагностика детей с целью выявления уровня
элементарных знаний о казаках.
2. Работа с картой Ростовской области
Практическая работа по контурной карте: выделение границы Ростовской области.
3.Донской край – казачий край. Экскурсия в краеведческий музей. Исследовательская работа «История казачьей семьи».

2. Основной этап
Работа с детьми
Тема: « Дон, земля донская, донские казаки» - донести до сознания детей принадлежность к славному роду казачьему. Ростовская область – святыня донская. Границы Ростовской области. Символика. Новошахтинск на карте Ростовской области. Города и станицы Дона.( выделение символики России, Ростовской области, г. Новошахтинска – оформление титульного листа книжки-малышки)

Тема: « Первые казачьи городки» - рассказать детям, что история донского казачества – неиссякаемый источник силы, мужества, верности, поэтому люди вновь обратились к нему; что любовь к родному краю, к Дону дает силу человеку, живущему на донской земле По следам древних поселений на Дону. Археологические памятники Ростовской области как вещественные источники. Музей-заповедник «Танаис». Появление первых казачьих станиц и городков. (исследование мест первых поселений казаков, их особой характеристики)

Тема: «Казачий курень» - углубить знания о быте казаков, познакомить с казачьей избой – куренем. Типы казачьего жилища: землянка, курень, холобуда. Внутреннее убранство куреня. Планировка приусадебного участка, хозяйственные постройки. (Сравнение с современными домами, выделение разницы, создание макетов куреня)

Тема: «Казачья семья». Изучение отношений казаков к женщине-матери с включением народных легенд, пословиц, поговорок. (На основании полученных знаний, оформление странички книжки – малышки фигурками-макетами казака и казачки)

«Военная жизнь казаков» - дать понять детям, что казаки с малолетства в занятиях, в отдыхе, в забавах всегда являются воинами. Воспитывать у детей умение слышать колорит речи донских казаков.
«Казачий костюм» - изучить разнообразие одежды, дать понять значение символики в жизни казачества
« Как воспитывали казака» - дать детям знания о том, как воспитывали в казачьей семье девочек и мальчиков, почему давалось разное воспитание, какая цель преследовалась.

Тема: «История вещей. Одежда». Покрой и художественные черты одежды в первоначальный этап истории казачества. Традиционный тип мужской одежды. Женский народный костюм. Украшения донских казачек. Народная одежда жителей Дона конца XIX- начала ХХ века. (На основании исследования, происходит изготовление поделок из вторичного сырья - казачки, казака, казачонок)

Тема: «История вещей. Посуда». «Казачья утварь» - мебель, посуда – знакомить с мебелью в казачьем курене, посудой и другими предметами быта и обихода. Казачья трапеза: пища и утварь. (Исследование завершается, оформлением странички книжки – малышки)

Тема: «Славен Дон!» «Живет в народе песня» - знакомить детей с казачьими песнями, учить видеть красоту донских напевов.
« К худой голове своего ума не приставишь», беседа об уме и глупости – показать детям значение знаний, пословицы, поговорки.

Тема: «Сретение. Сороки. Встреча птиц» - знакомство с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю.
«Пасха, Вербное воскресенье» - приметами этого дня, традициями, обрядами, раскрывающими нравственные основы казачьей культуры как культуры русской национальной, богатства народа.
«Древнейшие верования и обычаи»
Духовная жизнь казаков. Казачьи храмы. Церковные традиции. Молитвы, которые должен знать каждый казак. (Оформление странички в книжке-малышке)

Тема: «Хлеб – всему голова» - традиционное занятие казаков в мирное время – земледелие.

Тема: «Занятия казаков».
Казак - земледелец. Казак - рыболов. Казак - виноградарь. Казак - огородник. Станичные ремёсла. Казаки на море. Животноводство и коневодство. Охота.
Дать понятие, что звание мирного
земледельца было соединено со званием воина; что люди часто от плуга переходили к выполнению воинского долга, а, оставив службу, нередко снова становились за плуг, оставаясь воинами, в каждую минуту готовыми сесть на своего боевого коня и выехать в поле в полном вооружении.

Тема: « На казачьем кругу» - продолжать пополнять знания детей об истории донского казачества. Дать понятие «казачий круг» ( что это такое, какие вопросы решались ). Познакомить с символами казачьей доблести: бунчук, булава, насека.
Тема: «На героя и слава бежит» - беседа о героях-казаках, старинном оружии
«Золотые имена» - рассказ о выдающихся людях донского казачества.

Тема: «Человек без Родины, что соловей без песни» - беседа о прошлом и настоящем донского края.
Праздник 23 февраля «Поля казацкой славы».
Тема: «Флора и фауна донского края».
Растительный мир. Животный мир. Охрана флоры и фауны Ростовской области. Природная поверхность нашего края. Из недр Донской земли. Почвы родного края
Цвети, мой край родной! Природная экосистема степи. Природные экосистемы луга
Природные экосистемы леса. Донская земля – житница России. Сельское хозяйство на Дону: земледелие. (На основании исследований, решение викторин, составление кроссвордов)

Тема: «Казачьи посиделки»
Сельское хозяйство на Дону: животноводство
Славься наш край!
Тема: «Творческий отчет патриотического кружка и «Дончата»



Предметно- развивающая среда. Плакат «Слава тебе, Господи, что мы казаки»
Презентации «Природа Донского края», «Казаки», «История появления казаков», «Растения Ростовской области», «Животные Ростовской области», «Воспитание мальчика в казацкой семье», «Воспитание девочки в казацкой семье»
«Оружие казака», «Казачья одежда», «Казачий уклад», «Казацкая слава»
Предполагаемый результат. Выявить родителей, связанных с историей казачества.
Собрать фотографии, предметы быта, литературу по истории казачества в мини-музей.
Получить новый педагогический опыт.
3. Заключительный этап Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результативности.
Нормативные документы и литература:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 13.01.1996 № 12-ФЗ; от 16.11.1997 № 144-ФЗ; от 20.07.2000 № 102-ФЗ; от 07.08.2000 № 122-ФЗ
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации № 751 от 04.10.2000
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная Правительством РФ (Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001)
- Федеральная программа развития образования (приложение к Федеральному закону от 10.04.2000 № 51-ФЗ)
Литература:
- М.П.Астапенко «Донские казаки 1550-1920»
- Е.И.Демешина, К.А.Хмелевский «Истории донского края»
- Ю.Сухарев «Лазоревый цвет» Страницы казачьей истории
- Краткий очерк истории Войска Донского «Картины былого Тихого Дона»
- Гильянц Э.К. Учите детей мастерить. - М.: Просвещение, 1984.
- Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2006.
- Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (1, 2, 3класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
- За основу взята разработка проекта воспитателя МБДОУ детский сад №2 «РАДУГА» Антюхиной Лины Валентиновны