Урок математики. 4 класс. Проверка сложения и вычитания.


Урок математики. 4 класс.
Тема. Проверка сложения и вычитания.
Цель: обобщить представления учащихся о связи действий сложения и вычитания; продолжать учить выполнять проверку сложения вычитанием, вычитание – сложением, решать составные задачи на нахождение неизвестного слагаемого; развивать мышление; воспитывать интерес к предмету, заботливое отношение к окружающему миру.
Планируемые результаты: учащиеся научатся пользоваться приемами письменного сложения и вычитания величин; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; оценивать свои достижения; адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.
Ход урока
I.Организационный момент.Долгожданный дан звонок,
Начинается урок,Он пойдет ребятам впрок.Только нужно все понять,Слушать, думать, рассуждать,И, конечно, отвечать.
II.Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы урока.
Геометрический материал. Работа в группах.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Путешествовать мы будем дружной командой. А вот на каком транспорте отправимся в путь, вы узнаете, поработав в группах. Каждый ряд – группа, получит геометрическую фигуру с указанными длинами сторон. Вам нужно будет найти периметр своей фигуры, но не забывайте – работать нужно дружно. Давайте вспомним, что такое периметр?
- Приступайте к работе. (Учитель по ходу выполнения задания строит на доске корабль.)- Какое транспортное средство у нас получилось?
- Вот на таком прекрасном корабле мы отправимся в путь.
Желаю Вам успеха!Кто за приключения?Все без исключения!Давай поднимем парус,И сразу в океан!Ведь и для нас осталось.
Еще немало стран,Пока что не открытых. Или давно забытых!
Дорог в морях немало –Смелее у штурвала. - На пути нам встретятся различные острова, и мы будем выполнять на них задания. - А не сбиться с курса поможет нам карта. Она будет вести наш корабль точно по курсу. Из моря знаний вы должны выбрать только правильные ответы за них вы будете получать «рыбки». В конце урока мы посмотрим, у кого будет больше рыбок.
- Смотрите, с моря к нам прилетели чайки. На крылышках у чаек написаны буквы, прочитайте их и скажите тему нашего урока.
- Да, сегодня мы повторим взаимосвязь между действиями сложения и вычитания, правило нахождения неизвестного слагаемого и будем совершенствовать умение решать уравнения и задачи.- Итак, команда готова? (да)
- Тогда в путь!
III.Контроль, коррекция и закрепление знаний.1.Устный счет.- Первый остров по курсу - остров устного счета.
На этом острове растет самое большое дерево на планете – эвкалипт. Его листья обращены ребром к солнцу и не дают тени. Давайте решим примеры и узнаем высоту и толщину эвкалипта в метрах.
(300 * 2 - 200): 2 - 45 =_____ (м) высота
(450 * 2 + 100): 100 = ____(м) толщина- Молодцы! Теперь смело причаливаем. Здесь нас ждут интересные задания.
Игра «Будь внимательным» (использовать мяч)
- увеличьте на 2 десятка каждое из чисел:
460, 685, 60 843, 90 500, 70 000, 3 480.(числа на доске). Учитель бросает ученику мяч и называет число, а ученик с ответом возвращает мяч учителю.
2. Каллиграфическая минутка. Преобразование именованных величин.
- Молодцы! А сейчас давайте сверим дату нашего путешествия, откройте свои тетради. (Хором читают дату.) Для каллиграфической минутки мы будем использовать полученные числовые данные в примерах устного счета. Какова высота самого большого дерева на планете?(155 м) Для сравнения, высота пятиэтажного дома=15метров. Это приблизительно 15 пятиэтажек.
- Давайте выразим это значение в дециметрах. (Учитель делает запись на доске: 155м = 1550дм.)
- Какова толщина эвкалипта? (10м) Представляете, чтобы обхватить это дерево понадобиться 10 человек. Давайте выразим это значение в сантиметрах. (Учитель делает запись на доске: 10м = 1 000см.)
3.Математический диктант.
- На острове устного счета нас ждет еще одно задание - математический диктант. Записываем выражения у доски.- Найти сумму чисел 360 и 420.
- 480 уменьшить на 6.
- 480 уменьшить в 6раз.
- Найти частное чисел 200 и 10.
- 900 увеличить в 4 раза.
- Найти разность чисел 540 и 90.
- ⅓ суток.
- Сколько кг в 2 ц?
- Молодцы!
IV.Развитие математических знаний.
1.Упражнение «Мозговой штурм»
- Продолжаем наше путешествие, а для этого давайте вспомним:
- Как называются компоненты действия сложения?
- Как найти неизвестное слагаемое?
- Как можно проверить, правильно ли выполнено сложение? (т.е. мы будем использовать вычитание.)
- Как называются компоненты действия вычитания?
- Как проверить, правильно ли выполнено вычитание?
2.Работа с учебником. Взаимосвязь действий сложения и вычитания.
- Теперь мы движемся к следующему острову - острову примеров. Давайте отправимся на экскурсию по острову, на котором очутились. Уверена, нас еще ждет масса всего интересного? Как Вы считаете? На этом острове живут цифрочеловечки. Они предлагают нам решить примеры.
- Откроем учебник на стр. 84 и найдем № 450,(работаем коллективно, комментирование с места).
30 491 72 497
29 035 29 035
- А сейчас вы поработаете в паре со своим соседом по парте. Вам нужно решить два примера, записанные на листочках, которые находятся у вас на парте. Работайте на листиках. (учитель спрашивает несколько человек.)
78 862 50 791
3 562 12 375
- А теперь давайте выполним проверку вычитанием. (комментирование с места)
3.Физминутка.Учитель: Давайте немножко отдохнем. Штормы и ветры нам не страшны,Ждут берега нас далекой страны.Пусть бури и ветры! С тобой верный друг,И помощь протянут тебе сотни рук.
4.Решение задачи.- Сейчас наш корабль двигается к следующему острову - острову задач. Возле этого острова живут дельфины, они предлагают нам решить задачу. Ознакомьтесь с условием задачи. Прочитайте её вслух. (Масса трех взрослых дельфинов 500кг. Масса первого дельфина – 130 кг, масса второго дельфина – на 45 кг больше, чем масса первого. Какова масса третьего дельфина?) - Какие опорные слова будут в задаче? Давайте составим краткую запись задачи. Записывать её будем на листочках под задачей.
- Что сказано о массе первого дельфина, прочитайте.
- Что сказано о массе второго дельфина? Известна ли она?
- Что еще известно в задаче? А что нам нужно узнать?
- Давайте составим план решения задачи. Что узнаем в первом действии? (Массу второго дельфина.)
- Что узнаем во втором действии? (Общую массу первого и второго дельфинов.)
- Что узнаем в третьем действии? (Массу третьего дельфина.)
- Сколько действий в задаче? (3)
- Кто хочет прокомментировать решение задачи? Записываем слово задача в тетрадь и выполняем решение задачи.
- Молодцы, ребята! Надеюсь, что дельфины уже шлют вам большой привет. А вы знаете, что самые крупные дельфины, которые обитают в Черном море это – афалины.(показать фото)
5.Решение уравнений.- Мы отчалили от острова задач, выполнили задание успешно и наш корабль держит курс на остров уравнений. На этом острове живут пингвины. Давайте решим уравнение и узнаем, сколько видов пингвинов существует на Земле.
2991- х=2975(на доске)
- А вы знаете, что королевские императорские пингвины высиживают единственное яйцо на своих лапах, поместив его под брюхом.
Дополнительно.
Вставь подходящие числа.
_ * 250 =500 70 * _ =350 (250 + 170): _ =70 (__ + 100): 7 = 20
V.Домашнее задание.- И, наконец, мы прибываем к последнему острову. К какому? Острову хорошего настроения. Мы добрались до этого острова и у всех у нас теперь хорошее настроение.На этом острове нас ждет домашнее задание-сюрприз и хорошие оценки за работу. В память о нашем путешествии, я приготовила для вас домашнее задание - кораблик. На нем написан № задания, которое вы выполните дома в тетрадях.
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
- Вот закончилось наше путешествие. Давайте проверим, кто работал отлично. Встаньте те у кого 1рыбка, вам огромное спасибо за урок, встаньте те, у кого 2 рыбки – вам 8 балов, и т.д. Сегодня все молодцы. Все хорошо работали.
- Что вам понравилось?
- Что для вас было трудным?
- Чему еще надо поучиться?
- Спасибо вам за работу. Урок - путешествие окончен.