Перспективный план работы по обучению детей словообразованию, формированию лексико — грамматических категорий и связной речи (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности)
Перспективный план работы по
обучению детей словообразованию,
формированию лексико - грамматических
категорий и связной речи
(подготовительная к школе группа
компенсирующей направленности)
Учитель - логопед: Н.Ю.Песоцкая
МБДОУ д/с № 122 «Лучистый»
г.Брянск
Месяц Неделя Тема Словообразование Формирование
лексико - грамматических
категорий Связная речь
сентябрь 3. Родной город Образование относительных прилаг.: городской, уличный, парковый, дворовый. Образование Р.п. мн.ч. сущ.(много парков, площадей и т.д.) Составлен
рассказа о
своём городе по
плану.
4. Осенняя
ярмарка
Сад - огород Образование относительных прилагательных и согласование их с существительными (вишнёвый сок, сливовое варенье) Согласование в речи прилагательных, обозначающих цвет, форму, вкус (кислое яблоко, желтая груша) Пересказ сказки
Е.Белоусовой
"Почему лук горький" с использ.
картинок -
подсказок.
октябрь 1. Откуда
хлеб
пришёл Образование относит. прилаг.(ржаной, пшеничный,овсяный)
Образование сложного слова:хлебороб. Работа над переносным значением слов (золотые руки. золотые колосья) Составлен. предложен. о труде хлебороба по сюжетным и предметн. картинкам, зауч . стихотв.
"Золотая рожь".
2. Деревья и кустарники Образование относительных прилагательных (береза - березовый, дуб - дубовый, дерево - деревянный) Развивать умение отвечать на вопросы полным предл. и согласовывать слова в предложениях. Обогатить словарь названиями частей деревьев. Пересказ сказки
Н.Н.Красильникова "О чём поёт скрипка" с использ. картинок -
подсказок
3. Грибы и ягоды Подбор нескольких определений к слову и
включение их в предложение
(грибы крепкие, большие, красивые, съедобные). Составление предл по опорным словам
(дети - лес - грибы и т.п.)
Развивать умение отвечать на вопросы полным предл. и согласовывать слова в предложениях. Пересказ рассказа Т.А.Ткаченко
"Заботливая сестра" с
опорой на сюжетную картинку
4. Осень Образование существительных множественного числа (лист — листья, дождь -дожди), Объяснение значения переносных слов; золотая осень, золотые руки, золотые листья) Употребление в речи глаголов в единственном и множественном числе (улетает - улетают , дует ~- дуют) Составление рассказа из 5-7 предложений
октябрь
5. Подгот. диких животн к зиме Обогащение словаря названиями детёнышей диких
животных и названиями частей тела ежа. Развивать умение отвечать на вопросы полным предл. и согласовывать слова в предложениях. Пересказ рассказа
Н.Теремковой
"Ёжик" с опорой на послед. располож. сюжетные картинки
ноябрь 1.
Одежда
Обувь.
Головн.
Уборы. Слова-антонимы (длинный шарф, короткий шарф) Подбор однородных определений (платье красивое, нарядное, шелковое) Составлен. описательн рассказа по плану
2.
Одежда
Обувь.
Головн.
Уборы. Образование уменьшит. - ласкательных форм сущ. и относит. прилаг.
(обувь кожаная, резиновая, матерчатая...) Согласование существительных с числительными.
Развивать умение отвечать на вопросы полным предл. и согласовывать слова в предложениях.
Учить логическому
построению высказывания. Пересказ сказки Е.Белоусовой
"Мишины кроссовки" с использ.
картинок -
Подсказок.
3.
Дом.
Квартира.
Мебель. Образование относительных прилагательных
(платяной, посудный,
обувной). Активизировать знание слов - названий частей мебели. Согласование существительных с числительными.
Развивать умение отвечать на вопросы полным предл. и согласовывать слова в предложениях.
Учить логическому
построению высказывания. Пересказ сказки Е.Белоусовой
"История одного шкафа" с использованием картинок -
Подсказок.
4.
Бытов.
приборы Образование относительных прилаг.
(бытовой, электрический)
Образование глаголов - антонимов
(гасить - зажигать, стирать - пачкать,охлаждать - разогревать и т.д.) Образование Р.п. мн ч. сущ.
Составление распространённых предложений.
Учить логическому
построению высказывания. Составление рассказа по сюжетной картине "Справедливое возмущен" с добавлен. объектов и действующих лиц.
декабрь 1.
Посуда.
Продукты
питан. Образование относительных прилагательных от существительных (дерево — деревянный, стекло — стеклянный) Усвоение согласования существительных с числительными (две тарелки, пять ложек) Пересказ рассказа Ю.Гурина "Говорящий чайник"с опорой на сюжетную картинку.
2.
Библиотека. Образование относительных прилагат.
(книжный, журнальный, газетный) Усвоение согласования существительных с числительными
(одна страница, две страницы, пять страниц) Пересказ рассказа
Н.Теремковой
"Забавное происшествие" с опорой на послед. располож. сюжетные картинки
3.
Зимующ птицы.
Образование притяжат прилагательных.
(Перья воробьиные, сорочьи, голубиные...) Образование Р.п. мн.ч. сущ. Соглас сущ. с числит.
Развивать умение отвечать на вопросы полным предл. и согласовывать слова в предложениях.
Учить логическому
построению высказывания. Составлен. рассказа
"Кормушка" по серии сюжетных картин
О.Гомзяк
4.
Новый год. Образование глаголов будущего времени. Согласование сущ. с прилагательными
(Снег какой? - белый, пушистый...
Снежинка какая?- красивая, хрупкая,
Узорчатая...)
Развивать умение отвечать на вопросы полным предл. и согласовывать слова в предложениях.
Учить логическому
построению высказывания. Составлен.
Рассказа по серии сюжетных картин
"Незнайкин подарок"
Т.Ткаченко
январь 2.
Зима.
Зимние
Забавы. Активизировать словарь прилагат. по
Теме. Составление распространённых предложений. Подбор сущ к прилаг.:Снежный (что?) - ... Снежная (что?) и т.д. Составление рассказа "Зимние забавы" по сюжетной картине.
О.Гомзяк
3.
Спорт Обогатить словарь названиями спортивных профессий. Развивать умение отвечать на вопросы полным предл. и согласовывать слова в предложениях.
Учить логическому
построению высказывания. Составлен. рассказа "Подготовка к зимней Олимпиаде" по картинно - графич. плану.
4.
Человек
Части тела. Правильное употребление в речи возвратных глаголов. Обогатить словарь детей прилагат. и глаголами противоположного значения. Составление рассказа "Человек" по серии картин
О.Гомзяк.
февраль 1.
Домаш.
животн
и
птицы. Образование сущ. с уменьшит. - ласкат. значением. Образ. глаголов от звукоподражаний
(блеять, мычать, хрюкать и т.д.) Развивать умение отвечать на вопросы полным предл. и согласовывать слова в предложениях.
Учить логическому
построению высказывания. Пересказ рассказа Н.Теремковой
"Непослушный козлик" с опорой на последоват. располож. сюжетные картинки.
февраль 2. Наша
Родина -
Россия Образование сущ. с уменьшит. - ласкат. значением. Практич. усвоение П.п. мн.ч. сущ.
(Наша страна богата реками. озёрами, лесами и т.д.) Пересказ рассказа С.
Баруздина "Страна в которой мы живём"(с изменением главных действующ. лиц и добавл. последующ. событий)
3.
День
Защитника
Отечества Обогатить словарь детей названиями военных профессий.
Подбор определений к слову "солдат". Развивать умение отвечать на вопросы полным предл. и согласовывать слова в предложениях.
Учить логическому
построению высказывания. Составление рассказа "Собака - санитар" по серии сюжетных картин.
4.
Профессии.
Инструменты. Образование названий женских профессий.
(певец - певица,повар -
повариха и т.д.)
Игра:"Кому что нужно для работы". Составление пересказа логично, последовательно и близко к тексту. Пересказ сказки К.Д.Ушинского
"Две косы"
март 1.
8 марта
Первоцветы. Образование сущ. с уменьшит. - ласкат. значением. Подбор признаков и действий к предметам. Составлен. рассказа по одной сюжетной картине "Поздравляем маму"
2. Моя
Семья.
Образование сущ. с уменьшит. - ласкат. значением. Подбор определений к словам "мама" и "папа". Учить детей придумывать события, предшествующие изображенным событиям. Составлен. рассказа по сюжетной картине
"Семья"
3.
Перелётные птицы. Образование ед. и мн.ч. глаголов
(поёт - поют, вьёт - вьют и т.д.) Обогащение повествования рассказа однородн.членами предл.,эпитетами, синонимами. Составлен. рассказа по
Серии сюжетных картин "Скворцы прилетели"
март 4.
Весна Образование И.п. и Р.п. мн.ч сущ., сущ. с уменьшит. - ласкат. значением Развивать умение отвечать на вопросы полным предл. и согласовывать слова в предложениях.
Учить логическому
построению высказывания. Пересказ рассказа Н.Теремковой
"Поющий жучок" с опорой на последоват. располож. сюжетные картинки
5.
Обитатели моря.
Рыбы. Образование И.п. и Р.п. мн.ч сущ., сущ. с уменьшит. - ласкат. значением. Образование относит. прилаг.
(море - морские рыбы,
Аквариум - аквариумные рыбки, река - речные) Развивать умение отвечать на вопросы полным предл. и согласовывать слова в предложениях.
Учить логическому
построению высказывания. Пересказ рассказа Н.Теремковой
"Удачная рыбалка" с опорой на последоват. располож. сюжетные картинки
апрель 1.
Животные Юга и
Севера Образование сложных прилагат.
(толстокожий,острозубый и т.п.) Составление сложносочинённых предложений с союзом а; сложноподчинён. предложений, правильно употребляя существительные в творительном падеже. Составлен.сравнит.-описательн рассказа о морже и жирафе.
2.
Космос Подбор родственных слов к слову "звезда" Образование Р.п. мн.ч. сущ. Согласование сущ. с числит. Пересказ рассказа Н.Кнушевицкой "Космонавт.
3.
Транспорт.
Правила
доожн.
движен. Образование сложных слов
(Молоко возит - молоковоз) Составление предл. с заданным предлогом. Придумывание загадок описан.транспортного ср - ва по схеме.
4.
Цветущ. растен.
леса, сада, луга. Подбор определений Согласовании существительного с прилагательным, употреблении предлогов: под, над, между, за, перед. Пересказ немецкой сказки "Три цветка".
май 1.
День
Победы Расширять и активизир. словарь по теме. Совершенствовать
грамматич строй речи по теме. Развивать просодич сторону речи, дикцию, выразительность. Чтение стихов по теме.
2.
Труд людей весной Образов. мн.ч. глаг., уменьшит - ласкат форм сущ., образов. сущ. при помощи суфф.: -их, - иц, - о, - с. Совершенствовать
грамматич строй речи по теме.
Учить логическому
построению высказывания. Составлен. рассказа по сюжетной картине "Труд людей весной"
3.
Насекомые Образов. уменьшит - ласкат. форм сущ., мн.ч. сущ. и глаг. Совершенствовать
грамматич строй речи по теме.
Учить логическому
построению высказывания. Пересказ сказки Ю.В.Гурина "Осторожный жук".
4. Школа.
Школьнпринадлежн. Образов мн.ч. сущ. Совершенствовать
грамматич строй речи по теме.
Учить логическому
построению высказывания. Составлен. рассказа по серии сюжетн. картин "Надёжный помощник"Т.А.Ткаченко.