Библиотечный урок — игра В поисках книжных сокровищ
Интерактивный библиотечный урок - игра
«В поисках книжных сокровищ»
Цель урока: в игровой форме показать первоклассникам путь в школьную библиотеку и с помощью активных читателей – старшеклассников провести первую экскурсию по библиотеке
МАЛЬВИНА: заходит в класс.
Привет, ребята! Здравствуйте!
Мы с Буратино узнали, что в вашей школе спрятаны сказки и веселые истории и решили их найти. А еще мы узнали, что спрятаны они могут быть только в книжном хранилище за заветной дверью. Шли мы, шли и заблудились. Буратино куда-то делся… Может быть, вы мне поможете? Давайте вместе отправимся на поиски заветной двери!
Уважаемая учительница, разрешите вашим ученикам помочь мне и Буратино. Вы даже, можете отправиться с нами.
Спасибо.
Хочу вас предупредить: путь у нас неблизкий и нелегкий. Нужно запастись терпением, пословицами, песнями и смекалкой. Вперед!
СТАНЦИЯ «АЛФАВИТНО - МАТЕМАТИЧЕСКАЯ»
Посмотрите, какое странное название у этой станции. Зайдем?
Здравствуйте! Мы ищем какую–то заветную дверь, может даже с сокровищами.
СТ.СМОТРИТЕЛЬ: я знаю такую дверь и знаю, кто может показать дорогу к ней
МАЛЬВИНА: подскажите, пожалуйста.
СТ.СМОТРИТЕЛЬ: подскажу, только мне нужно знать: дети, которые с тобой пришли, умеют читать и считать?………
Тогда ответьте мне на несколько вопросов:
Сколько букв в русском алфавите? () , а в украинском? ( )
Назовите цифры на букву «Д» (2,12,9,19,90 и т.д.)
Какие буквы выглядят так же, как и цифры 0 и 3 («О» и «З»)
Молодцы! Ищите станцию «Зоологическую», там вам подскажут, куда идти дальше.
СТАНЦИЯ «ЗООЛОГИЧЕСКАЯ»
КОШЕЧКА: (Наташа) Мяу, что вы ищите, дети?
(заветную дверь, за которой спрятаны сказки и истории)
Сама я не знаю, где эта дверь, но могу сказать, кто знает. Но вначале ответьте на мои вопросы:
Назовите птиц на букву «С». (сорока, скворец, синица, сова)
Назовите домашних животных на букву «К». (корова, кошка, кролик, коза)
Расскажите стишок о какой-либо зверюшке.
Молодцы! Идите прямо. Ищите станцию «СМЕКАЛИСТУЮ»
СТАНЦИЯ «СМЕКАЛИСТАЯ»
МАТРЕШКА (из окошка): здравствуйте, дети. Куда идете? Что ищите? (отвечают)……
Знаю я дорогу, да не знаю, сможете ли вы пройти. Отгадайте мои загадки:
Говорит она беззвучно,
Но понятно, а не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней. (КНИГА)
Вам выражения знакомы,
Про первый блин, что вечно комом,
Про сор, что из избы несут,
Как их в народе все зовут? (ПОСЛОВИЦЫ)
Хорошо, а сами-то вы знаете пословицы о книгах и о чтении?
……(отвечают)
Молодцы! Идите все время прямо: встретите «Веселушку» с баяном. Она вам и покажет заветную дверь.
СТАНЦИЯ «ВЕСЕЛАЯ - МУЗЫКАЛЬНАЯ»
ВЕСЕЛУШКА: Здравствуйте! Кто такие? Что ищите?(отвечают)……
Конечно, покажу. И ключик заветный от заветной дверцы дам. Только спойте со мной песенку: что-то грустно мне здесь одной. А мне грустить нельзя. Поможете?
(поют песню «Про Букварь»)
Молодцы! Долго думала я, кому ключик отдать. Вижу, заслужили вы его. Берите ключ и отдайте тому, кто первый на пути встретится.
(встречают библиотекаря)
БИБЛИОТЕКАРЬ: Здравствуйте, ребята! Я – заведующая школьной библиотекой, Ольга Петровна, а это – библиотекарь, Вера Александровна. Вы к нам в гости идете? Давно у нас посетителей не было. Перестали дети книжки читать, и поэтому, потерялся ключик от заветной дверцы. А найдет его тот, кто много читает, да много знает.
ДЕТИ: у нас ключ!
БИБЛИОТЕКАРЬ: так вот, кто спасет нашу библиотеку и откроет ее! Раз уж ключ у вас, значит, вы его заслужили.
БУРАТИНО: Ребята, меня подождите! Я с вами! Я тоже читать хочу. Я могу вам рассказать стихотворение-загадку:
Снаружи смотришь – дом, как дом
Но нет жильцов обычных в нем.
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках вдоль стены
Вместились сказки старины.
И Черномор, и князь Гвидон,
И добрый дед Мазай…
Как называют этот том? Попробуй, отгадай.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Конечно, заходи, Буратино, мы всем рады. Заходите, ребята!
Заходите, очень просим! В наш просторный книжный дом.
Заходите, очень просим, мы всегда, всегда вас ждём!
А знаете ли вы, что означает слово «БИБЛИОТЕКА»? правильно. А если быть точными, то «библио» в переводе с греческого языка означает «книга», а «тека» - хранилище, значит, библиотека – это хранилище книг.
МАЛЬВИНА:
Как-то раз возник вопрос,
да не в шутку, а всерьез:
книг так много издают,
где же все они живут?
Неужели дома нет?
Но словарь (конец печали!)
Дал на это нам ответ.
Со слов находчивого грека,
Есть дом у книг – библиотека!
БИБЛИОТЕКАРЬ: Дети, вы видите, что книжечки не просто сложены на полу или на полках. Зачем-то, по всей библиотеке развешены картинки, надписи.
У каждой книжки, как и вас есть свой адрес. Адрес дается для того, чтобы легко и быстро можно было найти и человека, и книгу.
Представьте, что библиотека – это большой город, Библиоград. А эти шкафы с полками, называются стеллажами, которые и являются для книг улицами, домами и квартирами, потому что у каждой книги на полке есть свое определенное место.
МАТРЕШКА:
Книги здесь стоят рядами: полка к полке – посмотри!
Корешки пестрят цветами: красный, желтый, раз, два, три.
Все стоят по алфавиту: «А» - Астафьев, «Б» - Бажов,
Волков, Горький и Ершов.
Можешь ты домой их взять, только, чур, вернуть назад!
КОШЕЧКА:
У нас, в библиотеке, есть много разных книг.
Есть книги – «великаны», есть книги- «малыши»,
Они стоят в коробке, их рассмотреть спеши.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Для вашего возраста книги тоже находятся в определенном месте. Вот их «домик. И квартиры у них не под номерами, а с названиями: «сказки», «рассказы», «стихи».
Вы можете взять здесь книжку и почитать ее дома, но, прежде – библиотекарь должен записать такую книжку в документ, который называется «читательский формуляр». Почитаете книжку дома или в классе, не позже, чем через десять дней вернете книгу в библиотеку и библиотекарь сделает отметку в формуляре, что книга сдана. Такое место в библиотеке, где книжки дают на дом, называется «абонемент».
Но, чтобы быть хорошим читателем, недостаточно вовремя возвращать книги, нужно выполнять еще и правила бережного отношения к книге.
КНИГА:
Я — книга! Я — товарищ твой. Будь же бережным со мной!
Мой чистый вид всегда приятен, оберегай меня от пятен!
Мой переплет не выгибай — мой корешок не поломай!
Привычку скверную оставь — листая, пальцы не слюнявь.
Не забывай меня в саду — вдруг дождь нагрянет на беду.
Меня в бумагу оберни. Где взял меня — туда верни!
Не загибай мои листы,а про закладку помнишь ты?!
Запомни! Я твой лучший друг, Но только не для грязных рук.
МАЛЬВИНА:
Запомните эти правила, ребята!
– берите книгу только чистыми руками;
– не перегибайте книгу: от этого выпадают страницы;
– не кладите в книгу карандаши и другие предметы: от этого рвется переплет;
– не загибайте страницы – пользуйтесь закладкой;
– не читайте книгу во время еды.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Есть в каждой библиотеке комната, где хранятся книжки, которые нельзя брать домой. Эти книги находятся библиотеке в одном экземпляре, а читателям могут понадобиться каждый день, и не одному читателю, а всему классу, например. Вот эти книги: словари, различные справочники, энциклопедии. Об этих таинственных и всем нужных книгах мы поговорим с вами отдельно на другой встрече. А пока я хочу, чтобы вы запомнили, как называется такая комната. Она называется «Читальный зал». И название говорит о том, что он предназначен для чтения.
БУРАТИНО:
В читальном зале – тишина,
Она здесь каждому нужна.
Кому-то для зачётов,
Кому-то для отчётов.
Приятно думать в тишине,
Или слагать стихи в уме.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Рассаживайтесь по местам и сейчас мы вами поиграем. Скажите, вы уже умеете читать? А что вы любите читать? Если вы любите книги, вам обязательно понравится наша игра.
(Дети участвуют в викторине с использованием ИКТ.)
Вы просто молодцы, дети! Настоящие читатели. Теперь вы можете приходить в нашу школьную библиотеку, так как, у каждого из вас есть формуляр. Вы помните, это документ, куда записываются книги, которые захотите почитать дома.
Правила обращения с книгой, я надеюсь, тоже помните? Давайте повторим.
(Мальвина показывает таблички с правилами обращения с книгой и дети все вместе их повторяют)
Ну, на сегодня, наверное, достаточно. Понравилось вам наше путешествие?
А помогали вам в путешествии сказочные герои, они же – ученики 9 – го класса. Давайте поблагодарим их, ведь благодаря этим людям вы сегодня узнали очень много интересного. Правда?
До новых встреч.
Будем ждать вас в гости.
Использованный материал:
стихи, пословицы, загадки, викторины для младших школьников;
плакаты и таблицы, изготовленные читательским активом библиотеки.
Составила: заведующий библиотеки, Усович Ольга Петровна
Интерактивный библиотечный урок
для учащихся 1 - 2-х классов
Библиопутешествие
«В ПОИСКАХ ЗАВЕТНОЙ ДВЕРИ»
Составила: зав.библиотекой МОШ № 72 Усович О.П.
Провела: библиотекарь МОШ № 72 Черемисина В.А.