Логопедический проект на тему формирование связной монологической речи у детей с речевыми нарушениями с помощью метода моделирования
«Город красивой речи»(формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием метода моделирования)Александрова К. В учитель- логопед МБУ ДО «ЦППМСС «Доверие»
Наименование проекта«Город красивой речи»(формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием метода моделирования)АдресатДети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и их родителиВид проектаПрактико- ориентированный.Сроки реализации проекта По срокам реализации – долгосрочный.Февраль 2016 г- декабрь 2016 г.Паспорт проекта
К. Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»
Определение проблемы Несформированность связной речи и лексико-грамматических средств языкаРебенок с ОНР III уровня :не умеет свободно выражать свои мысли речевыми средствами;не использует при этом различные типы предложений; не соблюдает логику передаваемой информации;затрудняется в заучивании стихотворений.
Актуальность проблемы состоит в том, так как дети в силу своих психофизиологических особенностей:быстро теряют интерес к простому рассказыванию художественных произведений;связные высказывания у детей короткие;отличаются непоследовательностью рассказывания, даже если ребёнок передаёт содержание знакомого текста;речь ребёнка состоит из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой.
Актуальностьво-первых ребенок дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информацииМнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация
Цель проектаформирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием метода моделирования
Задачи:сформировать у детей умения в построение полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки, рассказов;повысить эффективность коррекционной работы через создание системы коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников с использованием метода наглядного моделирования;разработать комплекс логопедических занятий по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием метода моделирования;определить место моделирования в коррекционно-логопедической работе.
Этапы работы.
1 этап подготовительныйИзучение литературы по проблеме исследования, методических разработок по использованию метода моделирования в развитии связной речи.Выявить уровень сформированости связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Результаты исследования уровня развития связной речи детей с ОНР III уровня по методике Глухова В.П. Уровни выполненияАбсолютное кол-во %Высокий00 %Средний 440 %Недостаточный440 %Низкий220 %
2 этап основной: Составление перспективного плана работы по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня с использованием метода моделирования.Разработка серии конспектов НОД с использованием метода моделирования.Изготовление мнемотаблиц, мнемодорожек, мнемоквадратов.Внедрение разработанной системы в собственную педагогическую практику.Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.
Геометрические фигуры
Виды схем
Подгрупповые занятия
3 этап заключительный:Анализ результативности, обобщение, описание и распространение опыта.Обмен опытом на педагогических сайтах.Организация консультаций для коллег.
Предполагаемый результатповышение уровня сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;формирование умений детей точно, связно, последовательно и грамматически правильно пересказывать сказки, рассказы, опираясь на модели; расширение знаний о характерных особенностях предметов и явлений окружающего мира;формирование психических процессов (различных видов памяти, мышления, внимания) ;повышение самостоятельности детей при работе над речевым высказыванием.
Выводы: Применение метода наглядного моделирования существенно облегчит процесс овладения детьми навыками связной речи, позволит успешно преодолевать недостатки в ее развитии. Модель дает возможность успешно развивать у детей все познавательные процессы, оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. Применение метода наглядного моделирования связного высказывания повысит интерес детей к данному виду деятельности и позволит добиться значительных результатов.