Технологическая карта «Заселение Земли человеком» (7 класс)
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Пестравка
муниципального района Пестравский Самарской области
Ф.И.О. педагога
Коренченко Татьяна Иваноана
Предмет
география
Класс
7
Тип урока
Открытия новых знаний
Форма урока
Урок-исследование
Тема урока
«Заселение Земли человеком»
Цель урока
Формирование навыков работы с различными источниками информации
Задачи урока
Образовательная:
Продолжить формирование представлений о связи человека с природой;
Расширить представления о человеке-венце Земли;
Развивающая задача:
Формирование познавательных УУД в ходе работы с различными источниками информации;
Продолжить освоение приемов работы с текстом.
Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства, определять черты сходства и различия;
Развивать умения составлять схемы, таблицы, сравнивать карты и выявлять особенности пространственного заселения Земли человеком.
Воспитательная:
Продолжить формирование основ культуры общения, совместной работы в группах;
Поддерживать осознание причастности каждого школьника к результату совместной учебной деятельности.
Используемые технологии
Технология групповой работы
Технология проблемного обучения
Информационно-коммуникационная технология
Технология деятельностного метода обучения
Технология развивающего обучения
Технология продуктивного чтения
Средства обучения
мультимедийный проектор, интерактивная доска , компьютер, интернет, школьные атласы.
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Умение определять рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации;
Умение определять географические особенности связи человека с природой;
Расширить представления о человеке-венце Земли;
выявлять географические закономерности (на примере влияния природы на человека)
Осваивать приемы работы с учебной книгой, научно-популярной литературой, определять ключевые слова текста или основную мысль, отвечать на вопросы по тексту, выделять главную и избыточную информацию; структурировать учебный материал.
Развитие учебно-познавательного интереса к географии; понимание роли и значения географических знаний; осознание причин уникальности природы Земли; умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.
Название этапа
Дидактическая задача
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Планируемый результат
Организационный момент
Создание эмоционального настроя.
Создает положительную мотивацию
Слушают учителя
- Формулировка темы урока.
- Определение целей урока.
Мотивационный этап
Создание проблемной ситуации.
Объявляет тему урока.
Ребята, я предлагаю вам
посмотреть стр.38 и прочесть что вы узнаете на уроке.
.Итак, о чем пойдет речь на уроке?
А как вы думаете, чем отличается Земля от я других планет?
Я предлагаю вам сформулировать цели нашего урока.
Комментируют прочитанное
Отвечают на вопросы
Создание положительной мотивации
Постановка цели урока
Актуализа-ция знаний
Развивать умения формулировать цели урока
Вводное повторение.
Помогает учащимся сформулировать цели урока:
1) определить причины расселения людей по планете Земле;
2) выяснить какие закономерности существуют между человеком и природой ;
3) выявить особенности изменения внешности человека в различных природных условиях.
Создает условия для самоопределения учащихся на деятельность и её результат.
Ребята, а какие опорные знания нам понадобятся для выявления закономерностей?
Предлагают варианты целей урока.
Разнообразие природных зон;
Широтная зональность;
Знания о человеческих расах.
Сформулировать диагностические цели урока.
Повторение опорных знаний. Учащиеся выделяют вопросы, на которые они затрудняются дать ответ
Первичное усвоение новых знаний
Физкультминута
Первичная проверка понимания
Первичное закрепление
Контрольно- коррекционный этап
Рефлексив-ный этап
Развитие практических умений
Сопоставительный анализ различных карт;работа с различными источниками информации.
Развитие умений обсуждать и анализировать сам учебный процесс, который привёл к полученным результатам
Передать знания по новой теме. Организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся. Организует образовательные ситуации развивающего типа.
Ребята, давайте вспомним, что такое природные зоны?
Являются ли они однородными по природным условиям?
Какой закон влияет на человека?
В чем он заключается?
Длительное существование людей в разных природных условиях привело к появлению рас.
Какие же признаки больше всего влияют на объединение людей в расы ?
А какие отличительные особенности имеет каждая раса?
Танцы народов мира (монгольские пастухи, африканские охотники, русский перепляс)
Итак, сегодня на уроке мы рассмотрим на карте расселение рас на Земле..
Организация групповой работы.
Раздает инструкции по группам.
1. Определить самую многочисленную и самую малочисленную из рас, используя предложенный текст.
2.Ответить какие материки населяют представители европеоидной расы. .
3 Ответить какие материки населяют представители австралоидной расы. .
3 Ответить какие материки населяют представители монголоидной и негроидной расы.
Предлагает выслушать результаты работы групп
Создать условия для самоконтроля, коррекции и самооценки знаний, умений учащихся. Обеспечить самоопределение на домашнее задание.
Ребята, давайте познакомим.ся с домашним заданием, оно будет не обычное, а творческое.
Я предлагаю вам выполнить задание по душе:
-подготовить презентацию Сколько людей живёт на Земле;
-сочинить стихотворение;
-составит кроссворд по теме (25 знаков)
Проводит беседу по вопросам: достигнуты ли цели урока, пригодятся ли полученные знания, каким образом можно узнать непонятное.
Варианты ответов
Варианты ответов
Варианты ответов
Варианты ответов
Варианты ответов
Контролируют физорги (ученики)
Самостоятельно определяют расселение рас на Земле.
Работают с информацией географических исследований. Участвуют в оформлении результатов поиска.
Выступают, демонстрируют результаты поиска, обобщают информацию, делают выводы.
Формулируют закономерности
Варианты ответов
Варианты ответов
.
Выполняют задания у доски.
Проходят электронное тестирование.
Участвуют в беседе. Заполняют в листе самооценки колонку «Рефлексия»
1. На уроке я работал- (активно / не активно)
2. Своей работой на уроке я - (доволен / не доволен)
3. За урок я- (не устал / устал)
4. .Материал урока мне был – (понятен / не понятен; интересен / скучен)
5. Домашнее задание мне кажется- ( легким / трудным )
6. Запишите фамилию и имя самого активного участника вашей группы.
Определять источники информации;
Строить логические рассуждения;
Устанавливать причинно-следственные связи
Переход от умственного труда к активной физической нагрузке.
выявлять места затруднений; определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; устанавливать причинно-следственные связи; представлять информацию о работе группы.
Строить логические рассуждения.
Представлять информацию о работе в группах
Формирование знаний о человеке на планете Земля. Формирование представлений о особенностях влияния природы на жизнь человека, приспособленности людей к окружающей среде.
Развитие эмоционально- ценностного отношения к различным народам.
Самооценка своим действиям.
Уметь оценивать других.
Самооценка.
Соотношение цели урока и своей учебной деятельности
Домашнее задание
-подготовить презентацию «Сколько людей живёт на Земле»;
-сочинить стихотворение «Человек на планете Земля»;
-составить кроссворд или викторину по теме «Человек на Земле» (25 знаков).
15