Современный урок географии в свете внедрения ФГОС

класс (РМО географов 26.08.2014)
Современный урок географии в свете внедрения ФГОС
План: 
Предисловие «А урок остается!». 
Традиционный урок (игра «Плюсы и минусы»).
Выявление основных требований к современному уроку в условиях внедрения ФГОС.
Технологическая карта урока – что это.
Пример уроков географии по ФГОС с использованием технологической карты.
 Рефлексия.
 Цель: осознание  основных критериев современного урока, повышение интереса педагогов к современным технологиям, осознание необходимости повышения уровня самообразования.
 « Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции»
В.А. Сухомлинский
 1. Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.  Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.  Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.   Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова – актуальный и действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности.
2. Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока.
 Плюсы и минусы традиционного урока (две команды).  
плюсы
минусы

Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове. 
. Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель

Это наша молодость, работа, интересная размеренной уверенностью в ее необходимости и пользе, интересная жизнь. Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников. 
Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда). 

На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. 
Все большее количество учеников желает учиться в классах «выравнивания». 

на коллектив позволяет уделять равное внимание и отличникам, и «середнячкам», со «средними» учениками работать проще, меньше головной боли. 
Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем.

. Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может.
Недовольство администрации, заинтересованной в новом, несоответствие программ, учебников, пособий нормативным документам.
 

 
Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом.  Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня учеников на примере конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем случае, со «средним» и низким уровнем развития.
 

 
При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим   школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей.  Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.

3. Какие требования предъявляются к современному уроку: Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.
Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся  главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!
Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель. «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»!
Сейчас мир переходит в третью, информационную, или постиндустриальную, культуру, которая  предъявляет другие требования к выпускнику школы.
Сегодня государственная образовательная политика во главу угла ставит развитие личности учащихся: «Развитие личности – смысл и цель современного образования», так записано в новом образовательном стандарте.
     Это должно лечь в основу разработки современного урока.  И это влечёт  за собой необходимость  нового для традиционной школы позиционирования учителя.  Сегодня у нас такая модель обучения:  дети «сидят правильно» и слушают учителя.  А по-хорошему, учитель должен быть актёром второго плана, просто находиться рядом с работающими детьми, направлять,  помогать  ребёнку самостоятельно добывать знания.
         В отличие от  традиционного  урока, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний.
Виды: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные. (Работа в группах)
Три вида личностных действий:
Самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное;
Смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? и уметь на него отвечать;
Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
 Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
* целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
* планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
* прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик;
* контроль  его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
* коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
* оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
* саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УД.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез составление целого из частей, в том числе и самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно - следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого
и поискового характера.
К коммуникативным действиям относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.
« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,
мы украдем у детей завтра».
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС. (2 команды, 2 карточки – Т и Ф)
Предмет изменений
Традиционная деятельность учителя
Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку
Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока
Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения


При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока
Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя
Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке
Успеть выполнить все, что запланировано
Организовать деятельность детей:
 по поиску и обработке информации;
 обобщению способов действия;
 постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.
Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока
Преимущественно фронтальная
Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся
Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс
Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда
Создается учителем. Выставки работ обучающихся
Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения
Предметные результаты
Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные


Нет портфолио обучающегося
Создание портфолио


Основная оценка – оценка учителя
Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки


Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения


4. Технологическая карта урока (презентация).
5. Технологические карты уроков географии в 6 классе по теме «Реки», в 7 классе – «Климатические пояса Земли».
6. Рефлексия.
Так что же для  нас современный урок?
Ответы: это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность,  потребность.
Что главное в уроке?
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
 Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Уважаемый участник мастер-класса, прошу Вас оценить по 10-бальной шкале
10
10
10
10






















































































0
0
0
0

Общая организация мероприятия
Актуальность выбранной темы
Практическая направленность семинара
Общий эмоциональный фон


«+»
«-»








Замечания, предложения, рекомендации ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за внимание!


И.А. Карасаева
МОУ «Афанасьевская СОШ»
26.08.2014г.
 
Заголовок 2 Заголовок 315