Исследовательская работа Быт жителей северной деревни в первой половине ХХ века. (На примере деревень Усть-Подюги)



ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА


Направление Краеведение



Быт жителей северной деревни в первой половине ХХ века
(на примере деревень Усть-Подюги)










Выполнена ученицей 10 класса
муниципального бюджетного
образовательного учреждения
«Солгинская школа №86»
посёлка Солгинский Вельского района
Архангельской области
Олеховой Дарьей Алексеевной


Научный руководитель – учитель
муниципального бюджетного
образовательного учреждения
«Солгинская школа №86»
посёлка Солгинский Вельского района
Архангельской области
Мосягина Любовь Анатольевна




п. Солгинский
2014
Оглавление.
Введение . стр. 2
Основная часть стр. 3
2.1. Деревни Усть – Подюги стр. 3
2.2. В каких домах жили люди в те времена стр. 4
2.3. Предметы быта . стр. 4
3. Заключение .. стр. 5
4. Библиографический список стр. 5
5. Приложения . стр. 5


























1. Введение.
Актуальность. Архангельская область – один из северных регионов России, край заснеженный и холодный, но с давних времен живет здесь гостеприимный, приветливый народ. Издавна селились люди по берегам северных рек и речушек, и появлялись деревни одна за другой. Усть-Подюга – один из таких древних уголков в Вельском районе. Здесь родина моих предков. В настоящее время северные деревни превращаются в забытые всеми места, проходя через которые можно увидеть только опустевшие дома с заколоченными окнами и наглухо забитыми дверьми. К некоторым из них многие годы не прикасалась рука хозяина. Деревни обезлюдели. Но ещё полвека назад здесь кипела жизнь.
Как люди жили в далекое для меня время, чем занимались, каковы были их интересы, быт? Хочется найти ответы на эти вопросы, и поэтому я решила провести исследовательскую работу по теме: «Быт жителей северной деревни в первой половине ХХ века». Для этого я поставила перед собой следующие цели и задачи:
Цель: изучить быт жителей деревень Усть-Подюги в первой половине прошлого столетия.
Задачи:
1) подобрать и изучить архивные документы и соответствующую литературу об истории образования деревень Усть-Подюги;
2) посетить эти деревни, побывать в некоторых домах, познакомиться со старинными предметами быта;
3) провести опрос старожилов Усть-Подюги о жизни людей в этих деревнях в первой половине ХХ века.
Объект изучения: Усть-Подюга – группа деревень Вельского района Архангельской области.
Предмет изучения: быт жителей северной деревни в первой половине ХХ века.
Методы исследования: 1) исследования на объекте (в некоторых домах деревень Усть-Подюги);
2) изучение и анализ соответствующей литературы;
3) опрос старожилов деревень;
4) поиск и изучение материалов среди ресурсов сети Интернет.



2. Основная часть.
2.1. Деревни Усть-Подюги.
Усть-Подюгой называют четыре деревни, которые находятся в устье реки Подюги, впадающей в Вель (пр. № 1). Рылковский Погост (ранее Устьподюжский) – это центральная усадьба, которая стоит на левом берегу Вели и Подюги. На правом берегу реки Вель приютились деревни Завелье и Горночаровская (Щелканово), а Заподюжье находится на правом берегу Подюги и на левом берегу Вели, на так называемой «стрелке».
Заселение «полуношного края» (так раньше называли северные деревни) началось в ХI веке. Не остались в стороне и наши земли. Первое упоминание о поселении у реки Вель было в грамоте Новгородского князя Святослава Олеговича в 1137 году.
Из книги М. Ф. Алфёрова и С. И. Тупицына «Очерки из истории Вельского уезда» я узнала, что погост Усть-Подюга «впервые упоминается в писцовой книге 1635 года: «На усть речки Подюги церковь Успения Пресвятые Богородицы» Значит, уже тогда существовали эти деревни.
К сожалению, в 1935 году церковь была разрушена. Старожилы помнят эту церковь. Рогозина Людмила Петровна (1923 г. р.) (пр. № 2) рассказала, что даже была в ней во время службы.
Церковь являлась центром погоста. А погост, как говорит Михаил Фёдорович Алфёров, – «это центр сельской округи – целого куста деревень, очень часто и центр всей волости».

2. 2. В каких домах жили люди в те времена.
Своеобразны дома в наших деревнях. Они хорошо приспособлены к жизни в суровых условиях севера и отражают эпоху своего времени.
· На Руси постройка дома была делом коллективным: избу для каждой семьи ставили всей деревней. Без единого гвоздя, используя только топор, русские плотники сооружали теплый и удобный дом. Вот некоторые особенности наших старых домов.
В деревне Горночаровской есть дом моей бабушки, а ей он достался по наследству от своей мамы, то есть моей прабабушки, который был построен в самом начале ХХ века.
Такой дом назывался «пятистенком», так как он делился на две половины рубленой из брёвен стеной. Потолок выкладывали из колотых пополам брёвен, которые называли плахами. Их укладывали на массивную балку матицу. В матицу вкручивали кольцо для очепа. К очепу подвешивали колыбель, которую называли «люлька» или «зыбка». Стены – ровно, гладко отёсаны топором. Полы – некрашеные. На стенах устраивали полицу (полки для посуды) (пр. № 3). Между стеной и печью делали полати. Вдоль стен стояли лавки и сундуки. В переднем, «красном углу» находилась божница, а напротив печного чела – «бабий угол» (или «кут»). Мужской угол, или «коник» у входа. Закут за печью. Небольшая тёплая комната с глухой дверью называлась «шомныша». Ну, а больше всего моё внимание привлекла печь (пр. № 3). Печи были глинобитные: кирпича не было. Печь служила не только для обогрева и приготовления пищи, но и как лежанка (пр. № 3). Угли из печи выгребали в тушилку (пр. № 5), а затем их использовали для кипячения самовара.
Жилое помещение (изба) и хозяйственные постройки: повить, клеть, двор, хлев – были под одной крышей и соединялись мостом (коридором). На повити хранили сено, которое завозили туда на лошади по специальному взъезду через большие ворота (пр. № 4). Огород (дворишну) огораживали частоколом (приложение № 4), а поля – изгородью из жердей (пр. № 4).

2. 3. Предметы быта.
Северный крестьянский деревянный дом невозможно представить без многочисленной домашней утвари, накапливаемой столетиями.
Для заготовки впрок солений, квашений использовались кадки, ушаты (пр. № 5), которые были бондарной работы, то есть делались из деревянных дощечек, стянутых обручами. Для хранения крупы, муки использовали лари (пр. № 5). Из беседы со старожилами деревни, я узнала, что главным кухонным сосудом был глиняный горшок. Он служил для приготовления пищи. Такой горшок можно ставить в жарко натопленую русскую печь и варить пищу. Еда получалась наваристая и очень вкусная. Горшки могли быть разных размеров. Глиняные кринки применялись также для приготовления пищи. Глиняный сосуд, имеющий форму усеченного конуса, называется ладкой (пр. № 5) и служит для замешивания теста.
Интересной оказалась экскурсия в дом моей бабушки. По крутой лестнице я поднялась на повить. Там увидела два старинных утюга (пр. № 5). Первый – полностью металлический. Прежде чем гладить вещи, его ставили в протопленную печь, чтоб гладкая поверхность нагрелась, потом горячим утюгом можно было гладить. Второй утюг был с крышкой и полый внутри. В утюг накладывали горячие угли, а чтобы они быстро не остывали, утюг покачивали из стороны в сторону, и воздух, попавший в отверстия, не давал углям потухнуть. Такими утюгами раньше гладили белье, так как не было электричества. Избу освещали сначала с помощью лучины, а потом – керосиновой лампой. В Усть-Подюге живет сестра моей бабушки – Мельман Галина Алексеевна в очень старом доме 1897 года постройки. Она показала жернова (пр. № 5), на которых мололи зерно; прялку (пр. № 5), к верхней части которой привязывали шерсть или льняную куделю и с помощью веретена вытягивали нить; рукомойник (пр. № 5), напоминающий миску с носиком. Также я была в восторге от огромной кровати, которая была сделана еще в 18 веке, расписных дверей, шкафа, сундука. Эти предметы были гордостью дома.
Пообщавшись с местными старожилами, я узнала, как одевались наши далекие предки. У девушек и женщин было принято носить сарафаны «в пол», они были украшены разнообразными вышивками и аппликациями (пр. № 5 ). Мужчины и женщины зимой носили шубы и полушубки мехом внутрь, крытые тканью или нагольные. Весной или осенью суконные кафтаны, зипуны, поддевки. Отправляясь в дальнюю дорогу, повсюду надевали зимой поверх шубы тулуп, а в весенне-осеннюю непогоду армяк. Одежду шили сами. Выращивали лён, обрабатывали вручную: трепали, чесали, затем скручивали в нити на прялке. Ткали на ткацком станке, который называли «кросна». Затем ткань отбеливали, раскидывая её на снегу, на солнце. Отбеленную ткань можно было покрасить в любой цвет и шить одежду.

3. Заключение.
Благодаря, проведенной работе, я узнала, о том, какие деревни входили в состав Усть-Подюги, о церкви на Погосте, о том, как строили дома в то время, какая была домашняя утварь, в чем ходили наши далекие предки.
Я считаю, что каждому из нас было бы полезно узнать о жизни наших бабушек и дедушек, о жизни более далёких предков: ведь это наши корни, наше прошлое. Мне кажется, что их жизнь была не менее интересной, чем наша.

4. Библиографический список.
М.Ф. Алферов, С. И. Тупицын «Очерки из истории Вельского уезда». 2002.
М.Ф. Алферов «Хроника Вельской земли». 1995.
Результаты опроса старожилов Усть-Подюги.
Статьи из районных газет «Вельские вести» и «Вельск-Инфо».

5. Приложения.
Приложение № 1. Усть-Подюга.
Приложение № 2. Старожилы Усть-Подюги.
Приложение № 3. В северной избе.
Приложение № 4. Хозяйственная часть дома.
приложение № 5. Предметы быта.








13PAGE 15


13PAGE 14515




Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515