ЭФУ и электронные пособия результаты апробации


ЭФУ и электронные пособия результаты апробации
Использование электронных ресурсов на уроках физики я начала с 2006 года, когда в школе появились не только компьютеры, но и проекторы, в тот момент моей основной задачей было найди диски наглядных пособий к урокам физики, содержащие действительно нужный учебный материал.
В 2010 году мне попали в руки «Электронные приложения к учебнику В.В. Белаги, И.А.Ломаченкова, Ю.А. Панебратцева Физика. 7,8,9 класс », я была в восторге, это было великолепное современное методическое пополнение кабинета физики.
В 2011 году у меня появилась новая возможность – в мой кабинет дали 13 ноутбуков, монитор и подвели точку интернет. Использование электронных ресурсов стало разнообразным и многогранным.
В 2014-2015 учебном году, являясь пользователем проекта «Школа цифрового века» издательского дома «Первое сентября», приняла участие в апробации электронных учебников издательства «Просвещение» с 15 апреля по 31 мая 2015 года.
2015 год для физиков, работающих в 7 классах - это переход на ФГОС, мне опять повезло: в сентябре 2015 я обнаружила, что к учебнику А.В. Перышкина издательство «Дрофа» предлагает ЭФУ (электронные формы учебника).
Что такое ЭФУ?
ЭФУ (электронная форма учебника) – это электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника и содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника (определение МОН РФ по Приказу от 8 декабря 2014 г. № 1559).
Для работы с ЭФУ достаточно обладать умениями обычного пользователя компьютера, и умения работы в сети Интернет.
Электронный учебник является новой формой учебника, которая имеет больше возможностей для организации образовательного процесса и может использоваться в качестве не только источника информации, но и инструмента для выполнения практических, лабораторных работ, письменных заданий, наблюдения за различными процессами и является хорошим дополнением при выполнении домашней работы. При работе с электронным учебником учитель может предлагать задания, которые обычно даются и при работе с обычным бумажным учебником. Современные устройства, используемые для воспроизведения электронных учебников, позволяют не только просматривать информацию, но и писать на экране. Таким образом, все те приемы, которые использовались при работе с печатным учебником, можно применять и в электронной форме, расширяя их новыми, с учетом программных средств и технологических возможностей электронного учебника. Расширение ресурсов печатного учебника мультимедийными и интерактивными элементами, тестами и виртуальными лабораториями создает все условия для индивидуализации процесса обучения. Важно понимать, что учитель использует электронные образовательные ресурсы (ЭОР) не просто для демонстрации иллюстративного материала, а для активной познавательной деятельности, создания учебного продукта вместе с учениками.
Я думаю, что за ЭФУ (электронная форма учебника) будущее.
С 1 сентября 2015 года в рамках акции «Новые возможности – каждой школе» издательство «ДРОФА» предлагает всем её участникам бесплатно опробовать ЭФУ с одним из своих классов в течение первого полугодия 2015/2016 учебного года. Получить электронные приложения могут зарегистрированные пользователи сайта www.drofa.ru 

Анализ проделанной работы позволяет сделать следующие выводы:
В процессе обучения физика занимает одно из лидирующих мест в системе естественнонаучного знания, поэтому любой пропедевтический курс, ориентирован, прежде на развитие личности ребёнка.
Все классы, изучавшие пропедевтические курсы, на выходе из школы показывают более высокие результаты обучения физики.
Классы, изучающие пропедевтический курс, в 8 классе с большим удовольствием берут для углубленного изучения математики.
С 1999 года пропедевтические курсы физики и химии в нашей школе вошли в школьный компонент.

Основная школа
Новые стандарты образования заставили учителей физики в 2002-2003 сделать выбор УМК в пользу А.В.Пёрышкина в 7,8 классах, А.В.Пёрышкина, Е.М.Гутник в 9 классах и В.А.Касьянова в 10,11 классах.
У доброго старого А.В.Пёрышкина авторитет заработан годами: простота изложения, стиль и оформление учебника - ничего лишнего. Курс А.В.Пёрышкина «Физика 7-9», по моему мнению, мог бы стать «классикой», если бы нашлось достойное продолжение для него в учебниках 10-11 классов, т.е. в учебниках 10 класса не было бы нудного повторения уже изученного в 9 классе, это особенно относится к разделу «Механика».
В настоящий момент учителями физики в нашей школе используется в 7 – 11 классах дидактический материал Л.А. Кирик «Самостоятельные и контрольные работы». Так как в 9 классе задачи из дидактического материала прорешиваются в полном объёме, то для 10 класса используется дидактический материал А.Е.Марон, Е. А. Марон «Дидактические материалы, Физика-10».
Хочется отметить, что учебник В.А.Касьянова для 10,11 классов использовался для обучения как в профильных классах, так и при базовом изучении физики. Из-за сложных математических формул и заумного изложения материала, при изучении на базовом уровне учебник не пригоден вовсе. Для профильных классов при изучении темы «Постоянный электрический ток» и «Электромагнитные колебания» математика отстаёт от физики, поэтому учитель физики вынужден был превращаться в математика и объяснять понятия производной. В 2009-2010 учебном году в нашей школе был сделан переход в 10-11 классах на УМК С.А. Тихомировой.
На первый взгляд изложение материала учебника - доступное для учащихся. Изучение физике по 2-х часовой программе ведётся для базы, те, кто планирует сдавать физику ЕГЭ, обучение строится 2+2 часа факультатива.
В связи с переходом на новый учебник в 11 классе пришлось доучивать тему «Постоянный электрический ток», т.к. по УМК Тихомировой С.А. она изучается в 10 классе.
Выводы:
Я считаю, что курс физики должен быть сквозным, т.е. начинаться в 7 классе (либо с пропедевтики 5-6 классе) и завершаться в 11 классе, желательно, чтобы УМК был от начала до завершения курса составлен одним автором. Так как, по-моему, знания должны пополняться, а не повторяться отними и теми же словами, рисунками и опытами, т.к. при таком повторении нет движения вперёд, нет развития личности.
Повторение должно быть в конце каждого учебника в виде справочного материала в разделе « Это вы уже знаете».