Классный час Его величество-хлеб 4 класс
Классный час
Тема: «Его Величество Хлеб»
Цель:
1.Научить детей бережному отношению к хлебу.
2.Познакомить с тем, как выращивают и производят хлеб.
3.Воспитывать уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопекам)
4.Обобщить знания о хлебе, о разнообразии хлебобулочных изделий.
Оформление: колоски пшеницы, наглядный материал с изображений различных хлебобулочных изделий , ИКТ(презентация)
Ход мероприятия
- Здравствуйте уважаемые дети, уважаемые взрослые
- Вам интересно узнать, что появится сейчас на экране?
-Послушайте.
Он и чёрный, он и белый
И всегда он загорелый
Мы как кушать захотим
То всегда садимся с ним. (хлеб)
О чём мы сегодня будем говорить?
Слайд1: Его Величество Хлеб!
- Сегодня мы поговорим о хлебе.( песня «Хлеб всему голова» Ольга Воронец)
- Каждый день перед вами на столе лежит хлеб. Вы так привыкли к нему, что наверное и не замечаете.
Мы каждый день едим хлеб, но никому в голову не приходит мысль о том, что это одно из величайших чудес света. И это чудо даётся человеку ценой больших усилий.
- Вот какой был случай. (Сценка разыгрывается)
Мать утром спросила сына:
- Что бы ты хотел съесть к завтраку?
Мальчик сказал не задумываясь:
- Я видел как ты картофельное пюре готовила. Вот бы мне его со сметаной или с маслом…. Да ещё и чаю с молоком.
- Ты подумай хорошенько: кроме того, что ты сейчас попросишь на столе больше ничего не будет.
- А мне больше ничего и не надо. Только, конечно, сахару к чаю.
Мать поставила на стол всё, что мальчик попросил. Сел он завтракать. Попробовал он пюре со сметаной и ложку отложил:
- Невкусно.
- Что так?
- Понял, не посолено!
Побежал мальчик, взял солонку, сел опять к столу. Протянул руку за хлебом, а хлеба-то на столе нет.
Мать смеётся:
- Вот и вышло, что самое простое и нужное- хлеб, да соль- ты позабыл. Это неудивительно. Ведь мы привыкли. Какая бы еда не была, без хлеба и соли за стол не садимся.
Откуда же взялся хлеб?
Слайд 2-3:
15 тысяч лет назад человек впервые употребил в пищу зёрна диких злаков. Злаки- это пшеница, овёс, рожь, ячмень. Бродили предки с тугими луками, длинными стрелами. Они собирали зёрна диких злаков и ели их в сыром виде.
Слайд 4:
Прошло много веков, и человек научился растирать зёрна между камнями, и смешивать их с водой. Хлеб наш родился в виде мучнисто- зерновой каши.
Слайд5:
Прошло ещё несколько веков. Люди научились добывать огонь. И из мучнисто-зерновой каши наши предки научились печь лепёшки на горячих камнях.
Слайд6:
Прошло ещё несколько веков. И свершилось ещё одно открытие. Древние египтяне научились разрыхлять тесто способом брожения. Хлеб, приготовленный из такого теста, был не только вкуснее, но он лучше усваивался организмом. Хлеб Египтяне стряпали в специальных формах Клибаносах.
Слайд7:
Это великое открытие изменило облик хлеба. Из пресной лепёшки он превратился в нежный хлеб
А как сейчас приходит хлеб на стол?
Слайд8:
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Вот об этом то как раз
И начнём мы свой рассказ.
Слайд9:
За лесами, за лугами раздаётся в поле гром
Это тракторы плугами пашут лёгкий чернозём
Слайд10:
На широкие долины вышли новые машины
Глянь в раскрытое окно- сеют сеялки зерно.
Слайд11:
Посеяли хлеб хлеборобы весною
Созрел он и встал золотою стеною.
И слышит страна: за уборку пора
Для хлеба комбайны нужны, трактора.
Слайд12:
Хлеб созрел, но к нам на стол прямо с поля не пошёл
С поля даже в магазины хлебу ехать рановато
Он уселся на машину и спешит на элеватор.
Слайд13:
В элеваторе для нас хлеб хранится про запас.
Здесь ему тепло, удобно, скажет он, как будто дома,
Сколько нужно отдохнуть и опять собраться в путь.
Слайд14:
Едет хлеб на мельницу, там пышней, чем облака,
И в любом количестве, получается мука по воле электричества.
Слайд15:
И наполнив этим грузом необычный круглый кузов,
Богатырь-муковоз на завод муку привёз.
Слайд16:
На большом хлебозаводе станешь тестом ты, мука,
Всё, что хочешь испечёт этот сказочный завод.
Слайд17-18:
Плюшки, сушки, да ватрушки
Сладкие коврижки,
Медовые пышки,
Двадцать пять фасонов булок и батонов
Куличи, да калачи так и сыплют из печи.
Конкурсы
- Давайте и мы тоже состряпаем свой каравай. Для этого проведём несколько конкурсов.
Слайд19:
Загадки.(за каждый правильный ответ будете получать колосок, из колосков мы соберём сноп, сноп мы обмолотим, смелим зерно и из муки испечём красивый румяный каравай.)
Слайд20:
Весь из золота отлит на соломинке стоит. (колос)
Слайд21:
Железный нос в землю врос, режет, копает, зеркалом сверкает. (плуг)
Слайд22:
Тысяча братьев одним поясом подвязаны (сноп)
Слайд 23:
В землю тёплую уйду, к солнцу колоском взойду. (зерно)
Слайд24:
Вырос в поле колоском, на столе лежит куском. (хлеб)
Слайд25:
В жёлтом море корабль плывёт
Он идёт волну сечёт, из трубы зерно течёт. (комбайн)
Слайд 26:
В дом зерно возьмёт, каравай вернёт. (поле)
Слайд27:
Что на сковородку наливают,
Да вчетверо сгибают. (блины)
Слайд 28: Пословицы
- Соберите пословицу или найди пару.
1. Много снега- много хлеба.
2.У кого хлеб родится, тот всегда веселится.
3.Плох обед, когда хлеба нет.
4.Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
5.Без печки холодно- без хлеба голодно.
6.Посей в пору- будешь иметь хлеба гору.
Профессии и предметы.
-Правильно соедините профессию с нужным предметом
Тракторист- плуг
Продавец- калач
Хлебороб- комбайн
Агроном- поле
Пекарь- тесто
Мельник- мука
- Вот мы и потрудились. Давайте посмотрим на результат своего труда. Это каравай. (вывешивается картинка Каравая)
Слайд 29:
Поскорее накрывай стол скатёркой чистой,-
Перед нами каравай с корочкой душистой!
Круглобок, и маслян он, в меру крут, посолен-
Пахнет солнечным теплом, пахнет знойным полем.
Режь, да ешь от всей души, силы набирайся,
Лишь напрасно не кроши, хлебом не швыряйся!
- А теперь я дам вам в ладони хлеб. Расскажите о нём, какой он? (душистый, тёплый, свежий, чёрствый, мягкий, сырой, нежный, вкусный, горячий, ароматный, чёрный, белый ,домашний, магазинский, ржаной , пшеничный и т.д.
-Но не всегда хлеба, было в изобилии. В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью соломы, желудей, семян лебеды.
Слайд 30:
Во время Великой Отечественной войны жителям Ленинграда выпала страшная доля- 900 дней вражеской блокады. Жители города получали 125 г. хлеба на весь день, но именно этот хлеб помог ленинградцам не только выстоять, но и победить.
Этот кусочек трудно было назвать хлебом, ведь в нём было всего 5 г. муки.
- Встанем и помолчим. (под звук метронома на тарелочке проносится по классу 125г. хлеба).
Слайд 31:
Запомните и скажите всем!
1.В хлебе- душа твоей родной земли, судьба многих людей, их неустанный труд.
2.Не бросай, где попало недоеденный кусок!
3.Смолоду научись ценить труд других.
4.Когда за столом вы, ребята, сидите, то помните, кто для вас хлеб создает.
5.Берегите хлеб, люди! Научитесь хлеб беречь!
6.Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб- драгоценность! Им не сори!
Слайд 32:
Слава миру на земле! Слава миру на столе!
Практическая работа ( на каждом столе тесто соленое. Состряпать каравай. девочки надевают косынки, мальчики- колпаки. Музыка.
Подведение итога.
- Что интересного вы взяли сегодня с этого занятия? Что расскажете своим родным и близким?