Разработка урока алгебры по теме Целые уравнения (9 класс)

9 класс
Тема: «Целые уравнения»
«Большинство жизненных задач решаются
как алгебраические уравнения:
приведением их к самому простому виду»
Л.Н. Толстой
Цели урока:
дидактическая: закрепление умений и навыков решения целых уравнений различными методами, использование полученных знания для решения уравнений высших степеней; применение знаний для решения заданий из КИМ ОГЭ;
развивающая: развитие личности учащегося через самостоятельную творческую работу, развитие инициативы учащихся; обеспечение устойчивой мотивационной среды, интереса к изучаемой теме; развитие умения обобщать, правильно отбирать способы решения уравнения;
воспитательная: воспитание воли и настойчивости для достижения конечных результатов.
Задачи:
Образовательные:
-обобщить и углубить сведения об уравнениях;
- повторить понятие целого уравнения;
- сформировать навыки решения целых уравнений различными методами.
Развивающие:
- способствовать развитию у учащихся познавательного интереса, самостоятельности в овладении знаниями, умение выделять главное в учебном материале;
- способствовать развитию умений оперировать математическими понятиями при ответе на вопрос.
Воспитательные:
- способствовать развитию личностных качеств - чувства самоуважения и взаимоуважения, умения работать в сотрудничестве.

Тип урока: Урок закрепления полученных знаний.
Форма проведения: урок исследовательского типа.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в группах, коллективная работа.
Методы обучения: по источнику приобретенных знаний – словесные, практические; по уровню познавательной активности – индуктивный, проблемный, частично-поисковый; по характеру организации и стимулирования учебной деятельности – элементы сюжетной игры.
В ходе урока используются следующие личностно ориентированные педагогические технологии:
-педагогика сотрудничества;
-проблемное обучение;
- проектная технология.


План урока:
организационный момент; определение темы и целей урока;
проверка домашнего задания;
актуализация опорных знаний;
закрепление материала, подготовка к ОГЭ;
подведение итогов урока, информация о домашнем задании.

Х о д у р о к а
I. Организационный момент:
-Добрый день! Я рада вас видеть. Желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке. Садитесь.
- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Оглянитесь, посмотрите, поприветствуйте их своей улыбкой, и мы начнем наш урок.
Альберт Эйнштейн говорил так: «Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важней. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно».
Мы продолжаем работать по теме «Целые уравнения», помогите мне сформулировать цели урока. /Закрепить умения решать целые уравнения различными методами/ Совершенно верно - ведь правильно выбранный метод часто позволяет существенно упростить решение, поэтому все изученные нами методы всегда нужно держать в зоне своего внимания.
Уравнения в школьном курсе алгебры занимают ведущее место, так как уравнения имеют не только важное теоретическое значение, но и служат чисто практическим целям. Подавляющее большинство задач реального мира сводится к решению различных видов уравнений. Овладевая способами их решения, мы находим ответы на различные вопросы из науки и техники. Потому эпиграфом к нашему уроку я выбрала высказывание Льва Николаевича Толстого: «Большинство жизненных задач решаются как алгебраические уравнения: приведением их к самому простому виду».
Сегодня вы будете работать в группах. Цель каждой группы – создание мини проекта по теме урока. Проект будет содержать следующие сведения: 1) примеры целых уравнений, 2) методы их решения, 3) историческая справка, 4) задание из КИМ ОГЭ. Все учащиеся на уроке будут работать по маршрутным листам, в которых будут выставлять себе оценки на каждом этапе урока!

II. Проверка домашнего задания
Начнём работу с проверки домашнего задания. На доске ребята написали задания, вызвавшие у некоторых из вас затруднения.
Проверьте правильность выполнения задания, сверившись с доской и с правильными ответами (на слайде), и поставьте себе оценку в соответствии со следующими критериями (озвучить):
Оценка «5» - все задания выполнены правильно;
«4» - верно выполнены два номера;
«3» – верно выполнен один номер;
«2» -не выполнен полностью правильно ни один номер.
Итак, сколько пятёрок, четвёрок, троек.
-Не забываем проставлять оценку в маршрутные листы.

III. Актуализация опорных знаний. 1) Продолжим урок повторением теоретического материала (фронтальный опрос учащихся).
Закончите определение:
Уравнением называется Уравнением называется равенство, содержащее переменную, значение которой нужно найти.
Корнем уравнения называется Корнем уравнения с одной переменной называется значение переменной, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство.
Решить уравнение – значит Решить уравнение – значит найти все его корни или доказать, что корней нет.
2) Выполните тест (3 мин.):
Решите уравнения
Ответ: -4; 4.
Ответ: -
·10;
·1013 QUOTE 1415;.
Ответ: корней нет.
Ответ: 0;- 1; 3.
Ответ: - 2;2;0.
Ответ: - 3;3;0.
Ответ: -3.
Время работы истекло. Обменяйтесь тетрадью с соседом. Сверьте правильность решения с ответами на слайде и поставьте оценку в соответствии со следующими критериями.
Критерии выставления оценок:
оценка «5» - все задания выполнены верно;
«4» - одна ошибка;
«3» - две ошибки;
«2» - более двух ошибок.
Итак, сколько пятёрок, четверок в каждой группе, кому надо ещё повторить материал?
Какие ошибки были допущены? В чём причина ошибки?
Поставьте оценку в маршрутные листы.

IV. Физминутка. ( упражнение на релаксацию).
-Немного отдохнем. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

«Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Представьте, что вы идете по зимнему лесу. Поднимите руки вверх, сделайте глубокий вдох; опустите руки, медленно делайте выдох. Вокруг стоят покрытые снегом деревья. Пробиваются лучи солнца. Воздух прозрачен и чист. Сразу вспоминаются строки из стихотворения
Намело, Навьюжило. Все деревья В кружеве: Снег на соснах, На кустах, В белых шубках ели. И запутались в ветвях Буйные метели.
Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох. Еще раз вдох и выдох. Закончили!»

V . Закрепление знаний - решение уравнений.
А сейчас каждой группе предлагается решить уравнения разного уровня сложности. Каждый выбирает себе уравнение по уровню. Возможна взаимопомощь.
Решите уравнения:
На оценку «3»: №378(д).
На оценку «4»: №386(а).
На оценку «5»: №391(а).
На работу отводится пять минут, по истечении которых уравнения будут написаны на доске для проверки. Не забудьте поставить себе оценку в маршрутные листы.
В это время сильный учащийся решает на доске задание из 2 части КИМ ОГЭ: № 389(а).

Пока представители групп записывают на доске решения, остальные учащиеся принимают участие в математическом «Поле чудес» и узнают имя математика, который внес большой вклад в развитие науки.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

Вопросы:
Какое уравнение можно решать извлечением квадратных корней? (д)
Какое уравнение решается вынесением общего множителя за скобки? (и)
Какое уравнение можно легко решить с помощью разложения многочлена на множители? (о)
Какое уравнение легко решается графически? (ф)
Какое уравнение удобно решить по теореме Виета? (а)
Какое уравнение можно решить разложением разности квадратов? (н)
Какое уравнение решается методом введения новой переменной? (т)
-Получили ДИОФАНТ.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

Какие методы решения целых уравнений вы сегодня использовали?

VI. Подведение итогов урока.
1) Контроль и рефлексия.
Давайте подведём итоги урока - предлагаю закончить одно из предложенных на экране предложений.

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415


6. Домашнее задание: №378(в,г), №380(1 пол.), №386(б, в),ОГЭ Лысенко Ф.Ф. вар. 9. №21.


Выставление оценок.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

Пусть наш урок послужит для вас кирпичиком в здании под названием «МАТЕМАТИКА». И я хочу, чтобы каждый из вас испытывал удовольствие, приходя на уроки математики. Спасибо за урок. До свидания!

Литература:
1. Алгебра: сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 кл. /[Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.]. 5-е изд. М.: Просвещение, 2010. 239 с.
2. Сычева, Г. В. Алгебра: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Уравнения», «Системы уравнений»: 9 кл. / Г.В. Сычева, Н.Б. Гусева, В.А. Гусев. - М: ACT: Астрель: Полиграфиздат, 2010. - 126 с.
3.  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Алгебра. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. Г.В. Дорофеева. 5-е изд.  – М.: Просвещение, 2010. 304 с.








13 EMBED Equation.DSMT4 1415

13 EMBED Equation.DSMT4 1415

13 EMBED Equation.DSMT4 1415

13 EMBED Equation.DSMT4 1415

13 EMBED Equation.DSMT4 1415

13 EMBED Equation.DSMT4 1415

13 EMBED Equation.DSMT4 1415



Root Entry