Урок математики в 3 классе по теме Виды треугольников


Урок математики в 3 классе
Тема урока: Виды треугольников.
Цель:  ввести понятие «равносторонний», «равнобедренный» и «разносторонний» треугольники.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить обучающихся с разными видами треугольников в зависимости от их сторон.
Учить находить на чертежах треугольники и их виды.
Закреплять основные геометрические понятия и их свойства.
Развивающие:
Способствовать развитию самостоятельности, умению преодолевать трудности в проблемных ситуациях.
Развивать вычислительные навыки.
Развивать логическое мышление.
Развивать воображение, математическую речь.
Воспитательные:
Прививать интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, учить выслушивать мнения других и высказывать свою точку зрения, воспитывать навык самоконтроля. Способствовать умению работать в парах, группах.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат:
Понимать, что такое «треугольник». Различать виды треугольников (по сторонам).
Ход урока.
1.Организационный момент.
Готов ли ты начать урок?Всё ль на месте, всё ль в порядкеКнижка, ручка и тетрадка?Проверили? Садитесь!С усердием трудитесь!
- Начинаем урок математики. Давайте создадим хорошее настроение.                                   
Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик.    
         Я солнечный зайчик.
Мне надо немножко –
Лишь только бы солнышко было в окошке.
Ведь это чудесно, подумайте сами.
Когда у вас целое солнце в ладошке!
2.Актуализация знаний.
1) - Ребята. Вы любите путешествовать? Сегодня на уроке мы с вами посетим волшебную страну Геометрию.  А что это за страна? Чем она интересна?
- Что такое  - геометрия?       
- В переводе с греческого это слово означает «землемерие» ( «гео» - земля, «мерио» - измерять)
2)  Чтение стихотворения учениками:        
Не крутите пестрый глобус,
Не найдете вы на нем
Той страны, страны чудесной,
 О которой, скажем мы.
В той стране живут фигуры,
  Линии, точки и тела,
   Треугольники, квадраты,
  Вот такие, брат, дела!
                           
Пусть в эту страну
 Не идут, не идут поезда.
  Страна Геометрия
  Рядом с нами в школе всегда.
3) - Отправляемся в путешествие! Все путешественники готовы? На протяжении всего урока вы должны быть внимательными- В стране Геометрии есть замечательный город. А какой? Вы об этом узнаете, если правильно выполните задание.
Работа в группах.
- Решите примеры устно и напишите буквы, стоящие перед примером, под полученным ответом                                                                                    
Итак, что у нас получилось?   (Треугольник)                                                                                о     290+10                         у     250 + 700
т      860+40                          к     50+450
р     920 – 600                      е 720-40
л     560+70                          г  470-200  
н     96 : 2 + 4                       ь  24 · 2 + 2
и     462 – 60
     
900 320 680 950 270 300 630 50 52 402 500
т ре у г о л ьни к
3. Сообщение темы и цели урока.
- Молодцы, вы верно выполнили задание. Мы сегодня побываем в городе треугольников. Много нового и интересного мы там узнаем.                                                                                                                                                                           
-Но прежде чем откроются ворота в город Треугольников, мы с вами должны выполнить задание стражников. Они хотят проверить, умеете ли вы различать геометрические фигуры. Возьмите необходимые инструменты для изображения фигур. Изобразите эти фигуры в тетради.
Что можно поставить на бумаге карандашом, ручкой, фломастером?
Точку.
Какой линией можно соединить три точки?
Ломаной.
Линия, ограниченная точками с двух сторон.
Отрезок.
Что за линия такая, которая выходит из одной точки и продолжается до бесконечности.
Луч.
Что это за линия: вправо и влево - бесконечность.
Прямая.
Что это за фигура: четыре стороны и все равны.
Квадрат.
Задание:  разбейте фигуры на группы и дайте названия каждой группе.                                                       (Прямоугольники   Круги   Треугольники)
- Вы хорошо справились с заданиями и двери распахнулись.                                                                                                                                                                                     
Нас встречают жители города Треугольников. Как называются эти фигуры? Давайте их внимательно рассмотрим и скажем, почему эта фигура получила такое название? Как вы думаете? (потому что три угла)
-Сколько сторон у треугольника? (три)    
Ты на меня, ты на него,
На всех нас посмотри.
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три.
Три стороны и три угла
И столько же вершин.
И трижды трудные дела
Мы трижды совершим.
Все в нашем городе  - друзья.
Дружнее  - не сыскать.
Мы треугольников семья,
Нас каждый должен знать!
- В треугольном городе живут треугольные жители.                                                                      Посмотрите, все ли они похожи друг на друга? Почему? Чем они отличаются? (разные длины сторон)
- Нам пора сформулировать тему урока.               «Виды треугольников»
-А какую поставим перед собой задачу? – Научиться различать виды треугольников.
4. Открытие нового знания.  Работа с геометрическим материалом.
- У вас на партах лежат треугольники разных видов. Исследуем треугольник №1. Определите длину сторон. Что вы можете сказать о длине первого треугольника? (стороны одинаковой длины) Как в городе Треугольников можно одним словом назвать данный треугольник?
РАВНОСТОРОННИЙ
Исследуем треугольник №2. Что вы скажете о длине сторон второго треугольника? ( у этого треугольника две стороны имеют равные длины) Чтобы правильно назвать этот треугольник, мы с вами узнаем как правильно называются стороны этого треугольника.
Боковая боковая основание
Две стороны – боковые (бедро), а третья сторона – основание. В геометрии этот треугольник называют – РАВНОБЕДРЕННИЙ
Это слово вам нужно запомнить!!
Исследуем треугольник №3.Что вы можете сказать о длинах сторон этого треугольника? (все стороны разной длины). Как называется этот треугольник?
РАЗНОСТОРОННИЙ
- Итак, ребята, мы с вами провели исследование и дали название треугольникам. А  где мы можем убедиться в том, что мы сделали правильные выводы? (в учебнике)
- Верно. Чтобы продолжить наше путешествие и не заблудиться в городе треугольников нам поможет учебник. Сегодня он будет нашим путеводителем. Ведь именно путеводитель подскажет путешественникам нужное направление и не даст сбиться с правильного пути. И так, открываем наш путеводитель
Какие треугольники называются равносторонними?
Какие треугольники называются равнобедренными?
Какие треугольники называются разносторонними?
5. Первичное закрепление знаний.
- Ребята, давайте поможем Аннике разбить треугольники на группы
Измерим и сравним   стороны всех красных треугольников, как назовём эти треугольники? Равносторонние.
Синие треугольники – равнобедренные.
Зелёные треугольники – разносторонние
6. Физкультминутка. 
Делу время, а отдохнуть надо.
Мы дружно трудились,
Немного устали.
Быстро все сразу
За партами встали.
Треугольник – прошагай,
Квадрат – приседай,
Ну, а если круг – дружок, выполняй скорей прыжок.
7. Повторение пройденного материала, работа по учебнику.
1) - Итак, идём мы по улицам города Треугольников .Запишите имена треугольников.
Равносторонние: СВЕ
Разносторонние: АВЕ, ЕСД
- Для дальнейшего выполнения задания, нужно вспомнить, что такое периметр? (Сумма длин всех сторон)
Периметр какого треугольника можно найти с помощью выражения 45мм х3? (ВСЕ)  = 135 мм = 13см 5мм
2) Чтение задачи
Сможем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему? Мы не знаем, сколько треугольников за 1 минуту раскрасила Анника и Пеппи. Как мы это можем узнать?
Предположите, сколько действий в задаче?
20:4=5(треуг.) – Анника16:4=4(треуг.) – Пеппи5-4=на 1 (треуг.)
Запишите ответ.за 1 минуту Анника раскрасила треугольников больше на 1.
-А передвигаются жители города треугольников вот на таких космических кораблях. Но один корабль поломался и его нужно достроить. Я в самом начале урока говорила, что мы с вами должны быть очень внимательными. Вот сейчас мы посмотрим,  кто же у нас в классе самый внимательный. 
Итог урока. 
- Вот и подошло к концу наше путешествие в город Треугольников. Мы много узнали интересного об этой удивительной фигуре – треугольник. А удивительность её в том, что она может быть разной.
Нам , друзья, возвращаться пора, но треугольники хотят знать, хорошо ли вы запомнили их имена.
Домашнее задание:
-Наше путешествие по стране Геометрии завершилось и мне бы хотелось узнать ваше мнение. 
-Какую тему изучали?
-Какие открытия сделали?
- Кому на уроке было комфортно?
А теперь сделайте отметки на линеечках достижений .- Кто полностью доволен своей работой на уроке?