Презентация педагогического опыта«Формирование социальных компетенций учащихся в процессе поисково-исследовательской деятельности»

Презентация педагогического опыта


Ф.И.О.
Тихненко Татьяна Владимировна

Учреждение
МОУ Гимназия №1 им. А.С.Пушкина, гор. Южно-Сахалинск,
ул. Емельянова,35, тел. 55-45-03

Должность
Учитель истории, обществознания

Звания, награды
Почетный работник общего образования РФ, Почетная грамота Министерства образования и науки РФ

Стаж работы в должности
26 лет


Тема опыта: «Формирование социальных компетенций учащихся в процессе поисково-исследовательской деятельности»
Основные идеи опыта и его значимость
Формирование духовного мира, гражданско-патриотического воспитания детей стало необходимостью. Падение духовно-нравственных ценностей, дефицит патриотических чувств у значительной части граждан и особенно у молодежи - характерные и тревожащие особенности современной ситуации в государстве, негативные процессы в обществе за последние годы привели к тому, что у значительной части населения, и особенно у молодежи, оказались разрушены или утрачены такие традиционные нравственно-психологические черты как романтизм, самоотверженность и патриотизм, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и к поиску идеалов, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов. В обществе, массовом сознании получили распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.
Совершенно справедливы исследователи, когда отмечают, что «в условиях отсутствия единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан оживились различные воззрения националистического, шовинистического и даже фашистского толка. Происходит противоречивое толкование понятий «отечество», «гражданство», «патриотизм», «интернационализм», «национализм», «шовинизм», «фашизм», «антисемитизм» и т. д. У призывников нет уже былой гордости за принадлежность к Вооруженным силам, померкли такие понятия, как «воинская честь и достоинство».
Особенностью современного этапа развития российского социума является значительный рост интереса к проблемам воспитания не только среди педагогов, но и широкой общественности. Стало очевидным, что решение ряда проблем в стране во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народов России.
Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирования у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать в них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны; формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации.
Компетентностный подход признан ведущим в построении гражданского образования. Компетенция – это некий комплекс, связывающий воедино знания, умения и действия, т.е. способность мобилизовать умения в конкретной ситуации. Компетентным является тот, чья деятельность, поведение адекватны появляющимся проблемам. Компетенция – это нечто иное, чем просто знания и умения, хотя компетенция проявляется именно в знаниях и умениях. Это способность установить и реализовать связь между «знанием-умением» и ситуацией.
Необходимым условием формирования компетенции является наличие личного опыта человека по решению проблем того или иного вида.
Гражданские компетенции:
- политические и социальные (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и в улучшении демократических институтов);
- компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе (понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков, религий).

Составляя план работы объединения «Гражданин», мы исходили из ситуации, сложившейся в российском социуме, при которой решение ряда проблем в стране во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народов России. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать в них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны; формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации.
Достигнуты результаты:
проведена работа по созданию героико-патриотической экспозиции, фотоальбомов и других наглядных материалов;
создание в школе объединения учащихся поисковой направленности - поискового и экспедиционного отрядов;
проведение поисковой работы по сбору материалов о ветеранах школы;
выполнение мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся;
участие в областном конкурсе эссе на гражданскую и патриотическую тему;
участие в городской конференции участников Всероссийского движения «Отечество», учебно-проектной конференции старшеклассников «Шаг в будущее»
Условия, в которые ставится ребенок, в нашем случае учащийся гимназии, позволяют одновременно давать знания и формировать определенные стереотипы отношения к прошлому страны, ее героическим страницам, к людям - непосредственным участникам тех событий. Кроме того важной
·частью данной программы является участие детей в поисковой деятельности на территории города.
Занятия в объединении позволяют решать не только образовательные, но и воспитательные задачи. Это, прежде всего, воспитание патриотизма. Благодаря любви к Родине и преданности нашего народа своему Отечеству, Россия столько раз смогла выстоять и победить.
Общая деятельность заинтересованных людей создает атмосферу товарищества, единства. Это очень важно сейчас, когда соборность, присущая менталитету русского человека, разрушается под напором индивидуализма.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Формы занятий – теоретическая (лекции), практическая (проектная работа, лабораторная работа, архивистская практика)
Основными формами и методами работы являются лекции, беседы, встречи. Составление экспозиций и выставок, проведение экскурсий, внеклассных мероприятий, конкурсов и викторин являются средством учебно-воспитательного процесса в школе, а у детей воспитывают ответственность, развивают организаторские навыки и самостоятельность, расширяют их кругозор. Составление летописи школы, родословной своей семьи воспитывают понимание того, что человек не одинок, у него глубокие и давние корни на этой земле. Эта работа также показывает важность описания происходящих сегодня событий, которые в скором времени станут нашей историей. В современном информационном обществе актуальным становится процесс не накопления знаний, а приобретения опыта самовыражения, в том числе опыта осознания собственной индивидуальности, ценности других людей, поиска личностных смыслов и мировоззренческих систем. Задачей современной школы является создание условий для приобретения индивидуального опыта.
Программа рассчитана на учащихся 8-х - 11-х классов

Эффективность использования предлагаемого опыта
Руководство проектно – исследовательской деятельностью учащихся:
2007-2008 учебный год:
«Социология как метод изучения проблем общества», автор Дё Мифа, 11в класс, Диплом Муниципальной XVI учебно – исследовательской конференции старшеклассников «Шаг в будущее».
«Проблемы рынка труда в России и в Сахалинской области», автор Пархоменко Юлия, 11о класс, Диплом.
«Реформы образования в РФ: необходимость или условие Запада», автор Яковлева Наташа, 11а класс, I место, Диплом I Областного конкурса проектно – исследовательских работ школьников,
«История корейской диаспоры на Сахалине. История моей семьи», автор Сон Илона, 11о класс;
Проект «Музей истории гимназии», авторы Яковлева Наташа (11а), Зиновьева Даша (11о класс).
2008-2009 учебный год:
Краеведческая конференция участников движения «Отечество»:
-Коршунова А., 11А Степень свободы СМИ в регионе, секция «Культурное наследие», Диплом лауреата в номинации «Гражданская позиция».
- : Колесова Е, Лавренова М., Толсташева О., Пермякова А., У Т., Лазаренко А., 10 класс Судьба человека в истории Сахалина секция «Историческое наследие», Диплом лауреата в номинации «Судьба человека».
Муниципальный
Профессионально – ориентационный конкурс проектов в рамках реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения:
- Симоненко И., Топчий Т., Харюк П, 11 класс Социологический опрос и его роль в выявлении проблем социума, I место, Диплом
Муниципальный
Муниципальная XVII учебно – исследовательская конференция старшеклассников «Шаг в будущее»:
- Коршунова А., 11 класс Степень свободы СМИ в регионе, Диплом.
- Толсташева О, Лазаренко А.,10 класс Судьба человека в истории Сахалина, Диплом.
- Лукьянова Е., Киселёва Е., 11 класс Проект «День памяти», Диплом.
2009-2010 учебный год:
Областной конкурс школьных презентаций, посвященный Году учителя «Учитель, перед именем твоим»:
- Толсташева О., 11 класс, «Не стареют душой», Диплом.
Краеведческая конференция участников движения «Отечество»:
- Сидоренко Н., Покутняя А.,10 класс, проект «История Улицы Емельянова», 2 –е место, грамота в номинации «Культурное наследие».
- Клитина А., 9 класс, Проект «И пух, и перья», 1-е место в конкурсе «история одного предмета».
- Смирнова Евгения,9 класс, Проект «Сим-сим, откройся», 3-е место в конкурсе «История одного предмета».
Муниципальный
Муниципальная XVIII учебно – исследовательская конференция старшеклассников «Шаг в будущее»:
- Атаманов Игорь,10 класс «Мировой терроризм», Диплом.
- Филюшкина Тамара, 9 класс, «Воздействие рекламы на психологию человека», Диплом.
- Асано Анна,9 класс, «Религия и рок – музыка», Диплом.
- Полева Алена, 9 класс, « Демография РФ и Сахалинской области: состояние, процессы, проблемы и пути их решения», Диплом.
- Сидоренко Н., Покутняя А.,10 класс, проект «История Улицы Емельянова», Диплом.
Дессиминация опыта
- Муниципальный конкурс методических материалов для педагогов «Растим патриотов России», Диплом победителя за методическую разработку программы дополнительного образования творческого объединения «Гражданин» в номинации «Методические материалы по организации и проведению поисковой работы»,2010 г.
- Муниципальная августовская конференция, 2010 г. Мастер-класс для педагогов города «Политические режимы в СССР».
-Подготовлены и отданы для публикации материалы с разработкой урока «Обществознания» в 9 классе «Три сферы жизни общества. Гражданское общество».
- В рамках областных курсов повышения квалификации преподавателей истории, дан открытый урок в 10 классе по всеобщей истории «Причины падения Западной римской империи» (15 октября 2010 г.).
- Выступление перед педагогами области (курсы) с анализом опыта работы (15 октября 2010г.).












15