План конспект урока по информатике на тему : Перевод чисел из одних систем счисления в другие с помощью стандартного приложения Калькулятор 9 класс
План - конспект урока по информатике и ИКТ (9 класс)
Учитель: ______________
Дата проведения урока: _____________
Тема урока: Перевод чисел из одних систем счисления в другие с помощью стандартного приложения Linux Калькулятор;
Тип урока: урок закрепления нового материала, с применением современных информационных технологий;
Цель урока: познакомить и научить работать с приложением “Калькулятор”;
Задачи:
Образовательная: познакомиться со стандартным приложением “Калькулятор”, найти межпредметные связи информатики с математикой, английским языком;
Развивающая: развитие логического мышления, внимания, памяти;
Воспитательная: развитие познавательного интереса, умение работать самостоятельно.
Методы обучения: объяснительно-демонстрационные, практические.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, программное обеспечение, компьютеры, инструкции к практической работе, карточки для самостоятельной работы.
Знать:
технологию использования приложения Калькулятор при переводе чисел из одних систем счисления в другие;
Уметь:
изменять вид Калькулятора;
вводить числа с помощью клавиатуры, мыши;
переводить числа из одних систем счисления в другие.
План урока
1. Организационный момент (3 минуты)
Добрый день! Потребность в счете у человека возникла еще в древние времена. Для сохранения результатов подсчетов сначала люди использовали засечки, зарубки, рисунки. Понадобился не один десяток веков, пока люди придумали числа для обозначения количества и научились с ними работать. Сейчас, используя компьютерные технологии, можно намного облегчить эту работу. И сегодня мы убедимся в этом.
Тема урока: Перевод чисел из одних систем счисления в другие с помощью стандартного приложения Linux Калькулятор. (Слайд 1)
2. Постановка цели урока (3 минут) (беседа с учащимися)
На этом уроке мы познакомимся и научимся работать с приложением Калькулятор. В течение урока я буду иллюстрировать свой рассказ слайдами. Для закрепления темы выполним практическую работу, а в конце урока проверим, как вы поняли сегодняшнюю тему небольшой самостоятельной работой. Слайд 2
3. Этап актуализации знаний (6 минут) (опрос)
Повторение ранее изученного материала. Учащиеся отвечают на следующие вопросы учителя:
Какие виды систем счисления вы знаете? (Слайд 3)
Приведите примеры позиционных систем счисления. (Слайд 4)
Существуют системы позиционные и непозиционные. В непозиционных системах счисления вес цифры не зависит от позиции, которую она занимает в числе. Так, например, в римской системе счисления в числе XXXII (тридцать два) вес цифры X в любой позиции равен просто десяти. В римской системе используются: I(1), V(5), X(10), L(50), C(100), D(500), M(1000). В позиционных системах счисления вес каждой цифры изменяется в зависимости от ее позиции в последовательности цифр, изображающих число.
Как определить основание позиционной системы счисления?
Основание позиционной системы счисления - это количество различных знаков или символов, используемых для изображения цифр в данной системе.
Какое основание имеет десятичная, восьмеричная, шестнадцатеричная, двоичная системы счисления?
Учитель: А теперь послушаем стих про необыкновенную девочку и ответим на вопросы.
Звучит стих. (Слайд 5, Звук 1)
НЕОБЫКНОВЕННАЯ ДЕВОЧКА
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила.
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге.
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно,
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете мой рассказ.
/Н. Стариков/
И сколько же лет было девочке? В какой она класс ходила? Сколько у нее рук и ног было? Откуда у щенка 100 ног?
Скажите, какое число и в какой системе счисления фигурирует в известной восточной сказке? (1001 ночь) (Слайд 6)
Сколько это будет, если перевести в десятичную систему счисления? Давайте переведем.
(Переводят у доски) 10012 = 1*23 + 1*20 = 910
Учитель: На сегодняшний день вы знаете все алгоритмы перевода чисел из одних систем счисления в другие. Такой перевод требует много времени и достаточно полных знаний по данной теме. Но как сделать так, чтобы сэкономить это время и уменьшить трудоемкость? Сегодня попытаемся найти ответ на этот вопрос.
4. Этап изучения нового материала (5 минут) Индивидуальная работа с учебной презентацией (Слайд 7)
При переводе числа из одной системы счисления в другую используют Калькулятор.
Чтобы поменять вид Калькулятора с Простого на Инженерный, выбираем в Главном меню Вид > Инженерный. Появились дополнительные кнопки. Обратите внимание на кнопки Bin – двоичная система счисления, доступны две кнопки: 0,1; Oct – восьмеричная СС, доступны цифры от 0 до 7; Dec – десятичная СС, доступны цифры от 0 до 9; Hex – шестнадцатеричная СС, доступны цифры от 0 до 9 и буквы от А до F.
Ввод цифр производится двумя способами:
ЩЛ мышки на Калькуляторе;
с помощью клавиатуры.
5. Этап закрепления знаний. (6 минут) (Слайд 8)
Учитель: Чтобы убедиться, что использование Калькулятора облегчает перевод числа из одной СС в другую и позволяет сэкономить много времени, выполним практическую работу.
(Приложение 1)
Ученики знакомятся с инструкцией по проведению практической работы, проводят вычисления с помощью стандартного приложения Калькулятор и результаты работы оформляют в таблицу.
6.Физкультминутка (2 минуты)
7. Этап контроля знаний (15 минут) (Слайд 9)
Учитель: Для того, чтобы проверить и закрепить изученный материал, выполним самостоятельную работу. (Приложение 2)
(Учитель раздает карточки с заданиями для самостоятельной работы. У каждого на столе <Рисунок 1> )
Критерии оценок:
Правильно получено ключевое слово и решение примеров – оценка “5”.
Правильно получено ключевое слово, без решения примеров – оценка “4”.
Ключевое слово получено не полностью – оценка “3”.
(Ключевые слова: Вариант 1-диск, Вариант 2 – байт, Вариант 3 – винт, Вариант 4 – ролик, Вариант 5 – сддиск.)
8. Подведение итогов урока (5 минут) (Слайд 10)
В чем преимущество перевода чисел из одних систем счисления в другие с помощью компьютера?
Чему мы научились?
Что было просто?
Домашнее задание. (Слайд 11)
Перевести двоичные числа в десятичную систему счисления, заполнить квадрат и убедиться, что он магический.
Приложение 1
Практическая работа
Тема: “Перевод чисел из одних систем счисления в другие с помощью стандартного приложения Linux Калькулятор”
1 вариант
Цель работы: Научиться применять приложение Калькулятор при переводе чисел из одних СС в другие.
Задание 1. Перевести числа с помощью приложения Linux Калькулятор.
(11101)2 = ( )10
(452)10 = ( )2
(11110001)2 = ( )10 = ( )8 = ( )16
Задание 2. Докажите неравенство: < > или =
110011 110111
101010110 101010110
10111101 1011101
Практическая работа
Тема: “Перевод чисел из одних систем счисления в другие с помощью стандартного приложения Linux Калькулятор”
2 вариант
Цель работы: Научиться применять приложение Калькулятор при переводе чисел из одних СС в другие.
Задание 1. Перевести числа с помощью приложения Linux Калькулятор.
(1110111)2 = ( )10
(352)10 = ( )2
(111011)2 = ( )10 = ( )8 = ( )16
Задание 2. Докажите неравенство: < > или =
11001 11011
10101110 1010110
1011101 1011101
Рисунок 1
Рисунок 1
5 Р
7 Н
12 Л
24 Т
28 М
36 К
40 В
53 Й
63 Б
70 Д
101 С
122 О
170 А
221 И
302 Е
Желаю успеха!
Приложение 2
Самостоятельная работа
1 вариант
Ф.И. класс _________________________
Задание: Решить примеры и получить ключевое слово.
(1000110)2 = ( )10
(11011101)2 = ( )10
(5)10 = ( )2
(100100)2 = ( )10
Решение:
Ключевое слово:
2 вариант
Ф.И. класс _________________________
Задание: Решить примеры и получить ключевое слово.
(111111)2 = ( )10
(10101010)2 = ( )10
(110101)2 = ( )10
(11000)2 = ( )10
Решение:
Ключевое слово:
3 вариант
Ф.И. класс _________________________
Задание: Решить примеры и получить ключевое слово.
(101000)2 = ( )10
(11011101)2 = ( )10
(111)2 = ( )10
(11000)2 = ( )10
Решение:
Ключевое слово:
4 вариант
Ф.И. класс _________________________
Задание: Решить примеры и получить ключевое слово.
(101)2 = ( )10
(1111010)2 = ( )10
(1100)2 = ( )10
(110011101)2 = ( )10
(100100)2 = ( )10
Решение:
Ключевое слово:
5 вариант
Ф.И. класс _________________________
Задание: Решить примеры и получить ключевое слово.
(5)10 = ( )2
(1000110)2 = ( )10
(1000110)2 = ( )10
(11011101)2 = ( )10
(5)10 = ( )2
(100100)2 = ( )10
Решение:
Ключевое слово:
Приложение 3 . Презентация
1. 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
7. 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
2. 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
8. 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
3. 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
9. 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
4. 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
10. 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
5. 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
11. 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
6. 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Root Entry