Конспект урока по литературе на тему Сказанию о кожемяке (5 класс)


Литературное образование в формировании духовно-нравственных
ценностей личности
Урок литературы по «Сказанию о кожемяке»


Выбранный для работы материал - «Сказание о кожемяке». Это небольшое по объему произведение кажется однозначным в своей простоте. В его основе лежит бродячий сюжет о поиске поединщика, который, при всей традиционности, несет важную идейную нагрузку. Исследуя идейное содержание повести, можно выявить базовые ценности русского человека и оценить патриотический пафос древнерусской литературы.
Заявленный урок является вторым в системе работы над текстом «Повести временных лет». На первом уроке ребята получают представление об истории создания, основном содержании, особенностях организации повествования в данном произведении.
Воспитательная цель урока - определить базовые ценности человека Древней Руси, дать представление о патриотическом пафосе древнерусской литературы.

Задание 1 (с предварительной подготовкой). Выразительно прочитайте «Сказание о кожемяке».

Задание 2 (на восприятие текста). В какой тематический раздел можно отнести данный сюжет (используется презентация с предшествующего урока «Повесть временных лет»):
- о принятии христианства на Руси;
- об основании Киева;
- о распрях князей;
- о военных походах Олега;
- о сражениях, испытаниях и бедах, выпавших на долю киевской Руси;
- о княжении Ольги.
Обоснуйте свой выбор, опираясь на текст.

Вопрос 3 (восприятие текста, понимание исторических реалий, актуализация знаний). Кто такие печенеги? С какими еще врагами пришлось бороться русичам? (Историческая справка – индивидуальное задание, подготовленное учеником). Изобразите на карте, откуда и от кого исходили угрозы (слайд мультимедийной презентации).
Какой вывод мы можем сделать? ( Древняя Русь существовала в условиях постоянной угрозы со стороны внешних врагов).

4-5. Какими качествами должны были обладать люди, которые сохранили для потомков святую Русь, а затем и расширили ее территорию? (Предварительные варианты: любящими свою землю, сильными, отважными, самоотверженными). Какова же тема сегодняшнего урока? А его цель?

Вопросы 6 (воображение, восприятие текста, его интерпретация, сравнение с другими текстами, выход на идейное содержание). Каким представляете себе кожемяку? (устное рисование, привлечение иллюстративного ряда с изображением богатырей). Почему ему удалось победить врага? (Варианты ответа: труд сделал его сильным; любил свою землю, свой народ, это придавало ему силы). Что роднит кожемяку с былинными богатырями? (богатырская сила и готовность защитить родную землю). С какой целью и в предании, и в былинах используется прием гиперболы? (выпячивание, подчеркивание самого главного: качеств защитников).

Задание 7 (интерпретация текста, его идейное содержание). Интерпретируйте 2 факта: 1) Отец кожемяки сам приходит к князю и предлагает в поединщики сына, самого младшего в роду. 2) Младший сын добровольно идет на смертельное испытание. (Отец отдает кровное, последнее; сын осознанно и добровольно идет на смертельное испытание. Вывод: готовность к высшей жертве – это залог непобедимости.
Вопрос 8 с выходом на обобщение. Что же самое дорогое у человека? (Жизнь близких). Что в сознании наших предков было дороже самого дорогого?
(Родная земля).

Вопросы 9 (на понимание ключевых слов, интерпретацию текста, осознавание ценностей). По словарю определите значения слов «отрок» и «муж». Как «отрок» превращается в «мужа»? Что такое мужество в понимании русичей? Как мужчина мог про-славить себя и свой род? (Стать «мужем» – проявить доблесть, пройти испытание на готовность принести себя в жертву во имя родины и народа. Этим же можно было заслужить и славу).
Как относились к смерти, которая зачеркивает индивидуальное бытие? А личность сохраняется при этом? (Утверждается!)
Вопрос 10 – общий вывод: Какие же главные ценности были заложены в сознании русских людей?

Задание 11 (проверка читательского кругозора, умения вычленить и сопоставить основные мотивы, обобщить и сделать вывод). Актуализируйте свой читательский опыт (дневники внеклассного чтения) и назовите произведения, в которых повторяются следующие мотивы (на слайде):
-враг нападает на русскую землю (кстати, почему противоборствующие стороны стоят у реки? Река – рубеж, граница между миром «своих» и «чужих»);
-враги запрашивают поединщика;
-поединщик не находится среди профессиональных воинов-дружинников, и князь оказывается в затруднении;
- представитель простого народа выходит на поединок, он одерживает победу и спасает родную землю от вражеской напасти.
Вопрос12 (вывод): насколько уникален сюжет повести о кожемяке? Почему герой летописи не имеет имени собственного?* (Сюжет о поединщике из народа относится к общераспространенным в летописях и произведениях УНТ. Безымянных героев было много; произведения устные и письменные неоднократно воспроизводили ситуацию их подвига как должную, нормативную).
* В устном народном творчестве параллельно с летописным сюжетом вплоть до 19 в. сохранялась сказка, в которой главный герой назывался Никитой Кожемякой.
Вопрос 13 (выход на обобщение проблемы, мировоззренческие ценности). В летописной записи подвиг безвестного отрока соотнесен с точно датируемым, реальным историческим событием и как бы подтвержден документально. Если летописец счел необходимым включить эпизод о кожемяке в число событий, представляющих исторический интерес для современников и потомков, каким представлялся ему этот эпизод? Дайте свою номинацию (событие существенное, значительное, важное, имеющее принципиальное значение, общезначимое). Значит, сюжет о защите родины, заимствованный из УНТ, осмыслялся как имеющий принципиальное, общественно важное значение.
Вопрос 14 - общий вывод. Какие образцы поведения, ценности задавала и поддерживала древнерусская литература?
Вопрос 15 (рефлексия, личностные итоги). Как бы вы назвали сегодняший урок, исходя из того, что было значимо, важно для вас? Какое событие, открытие урока войдет в вашу личную летопись?
16. Д\З: Подтвердите аргументами одно из высказываний (на выбор):
Владимир Чивилихин (20 век): «Патриотическое сознание средневековая Русь выработала на много веков раньше, чем европейские народы. В Европе впервые мысль о Родине как о главной ценности народа высказал Франческа Петрарка лишь в середине 14 века».
Орест Миллер (1869 г.): “В западноевропейском эпосе не видим мы впереди, первенствующими, богатырей из народа, потому что эпос облекает в богатырские формы основные действующие силы истории, а на Западе в течение средних веков такою действующею силою народ не являлся. В нашем эпосе впереди всех является богатырь-крестьянин, и почти постоянно в тени сам Владимир киевский со князьями-боярами, и это, при многом другом, дает основания заключать, что в течение наших средних веков народ являлся историческою силою по крайней мере сравнительно с тем, что было тогда на Западе.»







Заголовок 315