Презентация по дисциплине Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах
Психолого-педагогические основания педагогических технологий Ассоциативно-рефлекторная концепция обучения И.М.Сеченов и И.П.Павлов усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций - простых и сложных. Классификация ассоциаций по Ю.А.Самарину «локальные» или «однолинейные», представляющие связь между отдельными фактами (восприятиями) безотносительно к системе данных явлений; «частносистемные», приводящие от восприятий к представлениям и понятиям;«внутрисистемные», обеспечивающие систематизацию ассоциативных рядов в единую систему в пределах темы учебного предмета;«межсистемные» или «межпредметные» ассоциации. Этапы возникновения ассоциаций восприятие учебного материала;его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий;запоминание и сохранение в памяти;применение усвоенного в практической деятельности. Условия успешного усвоения знаний формирование активного отношения к обучению со стороны обучаемых; подача учебного материала в определенной последовательности;демонстрация и закрепление в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности;применение знаний на практике. Деятельностная теория ученья А. Дистервег, Л.С. Выговский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов Отдельные направления деятельностной теории теория содержательного обобщения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина — Н.Ф. Талызиной, теория социального научения А. Бандуры — Е. Маккоби, когнитивная теория учения Д. Брукнера - С. Пайперта. Бихевиористские теории научения Э.Торндайк Д.Уотсон Б.Скиннер S - R - P «стимул - реакция - подкрепление» Гештальттеория усвоения М. Вертхеймер Г. Мюллер В. Келер К. Коффка Гештальт- целостная организация объекта восприятия, при которой только и возможно усвоение знаний Суггестопедическая концепция обучения В.Н. МясищевД.Н. Узнадзе Б.Д. Парыгина Г.К. Лозанов Условия обучения Для преподавателя это означает:высокий авторитет: широкая известность, впечатляющие успехи в обучении, выдающиеся личные качества, сила убеждения и др.; инфантилизация : установление естественной обстановки доверия, когда обучаемый как бы вверяет себя преподавателю;двуплановостъ при введении нового материала: каждое слово, несущее самостоятельную смысловую нагрузку, сопровождается соответствующей интонацией, жестом, мимикой и т.д. Для обучаемого необходимы:формирование веры в осуществимость задач обучения;постоянное положительное эмоциональное подкрепление за счет эстетических и комфортных условий; внушения мысли об огромных возможностях интеллекта обучаемых; демонстрации быстрого продвижения вперед в изучении дисциплины и др.;«погружение» в учебную дисциплину, концентрированное изучение материала: каждый день только одна учебная дисциплина по 4-6 часов в течение 2-3 месяцев и др. Теория нейролингвистического программирования (НЛП) Р. Бендлер Д. Гриндер Г. Бейтсон М. Эриксон M. Гpинфельд В модели НЛП выделяются: 1) вход информации, ее хранение, переработка и выход - воспроизведение в той или иной форме;2) два вида информации: сенсорная (нейро) и вербальная (лингво), откуда и произошло название «нейролингвистическое»;3) три типа, три модальности детей, отличающихся развитием визуальных (видение), аудиальных (слышание) или кинестетических (прикосновение) каналов прохождения информации;4) два типа детей, отличающихся развитием различных полушарий мозга: левополушарные (где локализованы процессы логического, вербального мышления) и правополушарные (где в основном сосредоточены эмоциональные процессы). КОНВЕЙЕР Фокус на классе как целом. Многосенсорное обучение. Ориентация на новое содержание. Успех основан на технике подачи КОРИДОР Фокус на отдельном учащемся. Ориентация на новый процесс Первоначальное обучение каждого в его модальности. Успех основан на соответствии модальности восприятия и подачи информации. Методы повышения эффективности передачи информации Визуализация ЯкорениеРазвитие минимально используемых сенсорных каналов