Инновационные подходы в организации взаимодействия образовательного процесса инновационные образовательные технологии, формы и методы обучения.

.
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение “Борисовский агромеханический техникум”
Белгородская область, п.Борисовка, ул. Коминтерна, 16 «А» .


.


«Инновационные подходы в организации
взаимодействия образовательного процесса;
инновационные образовательные технологии,
формы и методы обучения»


Подготовила: преподаватель физики
ОГАПОУ «Борисовского агромеханического техникума»

Шилова Тамара Ивановна.





Борисовка, 2016 год.





«Инновационные подходы в организации
взаимодействия образовательного процесса;инновационные образовательные технологии, формы и методы обучения»

Т.И. Шилова
ОГАПОУ «Борисовский агромеханический техникум»

Преодоление устаревшей парадигмы российского образования предполагает усиление инновационного характера профессионально-педагогической деятельности, формирование особой инновационной сферы с присущими ей спецификой и субъектам
Под педагогическими инновациями мы понимаем обновление, преобразование профессионально-педагогической деятельности, приводящее к замене одних ее элементов другими, более совершенными, либо дополнение уже имеющихся элементов новыми.
Как известно, перед государством и обществом поставлена задача перехода экономики с сырьевой на современную, наукоемкую. Интеллектуальный потенциал для этого должен закладываться в школе с детального изучения естественнонаучных дисциплин. Большое значение приобретает в связи с этим фактором осуществление инновационной деятельности педагога на определенном этапе содержание обучения предмета, которое можно рассматривать как совокупность знаниевого и деятельностного компонентов в их тесной взаимосвязи.
Инновационный подход к делу способствует раскрытию творческого потенциала педагогов в организации образовательного процесса, обеспечивает эффективную деятельность учреждений среднего профессионального образования, как в режиме функционирования, так и в режиме развития. А это, в свою очередь, создает условия для приоритетного развития системы в целом. Инновации охватывают содержание образования, технологии обучения и воспитания, организационные формы, методы управления [4, с.29-37].
Анализ некоторых аспектов инновационного подхода в организации образовательного процесса позволяет сформулировать ряд обобщающих положений.
1.  Инновационные технологии обучения в большинстве случаев представляет собой средство моделирования профессиональной деятельности современного специалиста.
2.  Чем больше и качественнее внедряется в учебный процесс инновационное содержание и технологии, тем полнее и адекватнее можно моделировать профессиональную деятельность будущих специалистов.
3.  Инновационный подход в построении обучения позволяет с большей эффективностью решать сложнейшие учебно-воспитательные задачи.
Инновационные технологии обучения следует рассматривать как средство, с помощью которого направления модернизации образования могут быть претворены в жизнь. Наибольшее развитие сейчас получают технологии обучения, основанные на личностном и деятельностном подходах. [1, с. 42-45.Специалист].
Таким образом, овладевая умениями вносить инновационные изменения в свою педагогическую деятельность, осознавая наиболее уязвимые ее стороны и обладая знаниями о наиболее целесообразных методах работы, преподаватель все более совершенствуется в профессиональном плане, улучшает качество взаимодействия со студентами в собственно образовательных и межличностных отношениях. А это, в свою очередь, обеспечивает инновационное развитие образовательного учреждения в целом, системы среднего профессионального образования, способствует повышению качества подготовки специалистов среднего звена.
Инновации как многомерное явление в области образования имеют свою главную направленность – качественное обновление педагогической деятельности. Внедрение инноваций в образовательный процесс предметно проявляется в соответствующих функциях инновационных технологий: 
-   моделировании профессиональной деятельности как педагогической системы обучения;
-   развитии профессиональных способностей обучаемых в интерактивной форме;
-   совершенствовании качества учебно-воспитательного процесса.

Успех инноваций зависит во многом от самих преподавателей. Чтобы подготовить педагога к пониманию, осмыслению инновационных идей, а тем более к их использованию, необходимо иметь четкое представление о технологии учебно-воспитательного процесса. И следует отметить, что инновационные методы распространяются на разные формы организации педагогической деятельности, в том числе актуальные и при организации самостоятельной работы студентов.
В основе педагогической инновации лежит инновационный процесс, в котором инновационная деятельность педагога носит проектировочный характер и направлена на создание нового вида педагогической практики, развивающейся на базе научно обоснованных педагогических идей и технологий. В результате возникает необходимость в педагоге-проектировщике. Следовательно, развитие методологической культуры работников образования в области педагогического проектирования становится необходимым компонентом повышения их квалификации, в том числе посредством самообразования.
Инновационным подходом в проектировании новых образовательных стандартов могут быть:
-   новая модель подготовки специалистов в образовательном учреждении;
-  новая модель образовательного учреждения, разработанная, с целью эффективной реализации непрерывного образования;
-  система управления качеством образования, построенная в образовательном учреждении на основе международных стандартов качества и новых государственных образовательных стандартов;
-  система мониторинга образовательных стандартов, реализуемая в образовательном учреждении и включающая мониторинг его выпускников;
-  система работы образовательного учреждения в условиях реализации стандартов нового поколения и оценки ее эффективности.
Научной основой такой проектной деятельности являются следующие аспекты:
-  теория образовательного маркетинга;
-  научные подходы к подготовке конкурентоспособного специалиста, ее диверсификации;
-  теория непрерывного образования и реализация идей гуманизации, демократизации, опережающего характера в среднем профессиональном образовании, личностно-деятельностного подхода;
-  научные подходы к обеспечению, мониторингу и повышению качества образования;
-  деятельность по прогнозированию развития образования, многоканальному финансированию, по расширению социального партнерства в образовании.
Существенный компонент проектировочной деятельности связан с построением содержания среднего профессионального образования на основе новых образовательных стандартов. Таким образом большой объем академических свобод (до 30-35%), предусмотренных стандартами нового поколения, создает широкое поле для инновационной деятельности педагогов.
Главным результатом инновационного подхода в организации образовательного процесса считается не объем фактических знаний, полученный учащимся в процессе обучения, а его способность к самостоятельному добыванию и применению для дальнейшего познания и преобразования действительности, в том числе и самого себя.
Педагог в процессе познания с помощью разнообразных учебных средств выполняет организующую и направляющую функцию. И, не кидаясь, от одной методики к другой, а просто в ходе трудовой деятельности пополняет по крупицам свой педагогический багаж новыми идеями, которые ему и его воспитанникам приемлемы. Таким образом, накопленный достаточно большой опыт позволяет преподавателю применять разнообразные педагогические технологии, формы и методы обучения.
К инновационным технологиям относятся:

· технология развивающего обучения - направлена на развитие различных способностей обучающихся;

·        технология разноуровневого обучения - уровень для усвоения учебного материала;
 

·        технология проблемно-диалогового обучения – обучающийся находится в позиции «первооткрывателя» знаний, обеспечивает познавательные потребности в соответствии с его возможностями;

·        технология проектного обучения - способствующая организации самостоятельной деятельности обучающихся.
         Инновационные технологии, безусловно, способствуют приобретению учащимися собственного опыта научной и культурной деятельности, отработке своего метода и меры активности в образовательном процессе.
           Наряду с технологиями развивающего обучения широко используются технологии формирующего обучения:

·
· объяснительно-иллюстративное обучение;
 
· обучение, ориентированное на результат (технология «полного усвоения»);
 
· классическое лекционное обучение;

· классно-урочная система + самостоятельная работа с книгой .    Технологии формирующего обучения направлены на:

·        накопление и закрепление базовых знаний, умений, навыков;

·        накопление и закрепление новых знаний и умений;

·        формирование нового опыта.
В условиях образовательных реформ особое значение в профессиональном образовании приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Они охватили все стороны дидактического процесса: формы его организации, содержание и технологии обучения, учебно-познавательную деятельность. Так же к инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии. Рассмотрим некоторые формы и методы технологий обучения.
1. Интерактивные технологии обучения. (Формы и методы обучения)
В психологической теории обучения интерактивным называется обучение, основывающееся на психологии человеческих взаимоотношений. Технологии интерактивного обучения рассматриваются как способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности. Сущность их состоит в том, что они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. При этом процесс обучения организуется таким образом, что обучаемые учатся общаться, взаимодействовать друг с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа производственных ситуаций, ситуационных профессиональных задач и соответствующей информации. Рассмотрим некоторые формы и методы технологий интерактивного обучения:
1)Проблемная лекция предполагает постановку проблемы, проблемной ситуации и их последующее разрешение. Главная цель такой лекции приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.
2)Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Функции действующих лиц на семинаре-диспуте могут быть различными.
3)Учебная дискуссия один из методов проблемного обучения. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы. С целью вовлечения в дискуссию всех присутствующих целесообразно использовать методику кооперативного обучения (учебного сотрудничества). Данная методика основывается на взаимном обучении при совместной работе учащихся в малых группах. Основная идея учебного сотрудничества проста: учащиеся объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели (например, найти варианты решения проблемы).
Технология работы учебной группы при учебном сотрудничестве может быть следующей: постановка проблемы; формирование и обсуждение проблемы в микрогруппах (микрогрупп по 5-7 человек), распределение ролей в них, пояснения преподавателя об ожидаемом участии в дискуссии; представление результатов обсуждения перед всей учебной группой;  продолжение обсуждения и подведение итогов.
2. Технологии проектного обучения. (Формы и методы обучения)
Игровое проектирование может перейти в реальное проектирование, если его результатом будет решение конкретной практической проблемы, а сам процесс будет перенесен в условия действующего предприятия или в учебно-производственные мастерские. Например, работа по заказу предприятий, работа в конструкторских ученических бюро, изготовление товаров и услуг, относящихся к сфере профессиональной деятельности обучаемых. Технология проектного обучения рассматривается как гибкая модель организации учебного процесса в профессиональном учреждении, ориентированная на творческую самореализацию личности обучаемого путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг. Технология проектного обучения способствует созданию педагогических условий для развития креативных способностей и качеств личности учащегося, которые нужны ему для творческой деятельности, независимо от будущей конкретной профессии.
3. Компьютерные технологии. (Формы и методы обучения)
Компьютерные технологии обучения это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучаемому посредством компьютера. К настоящему времени наибольшее распространение получили такие технологические направления, в которых компьютер является: средством для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний; средством информационной поддержки учебных процессов как дополнительный источник информации; средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала;  универсальным тренажером для приобретения навыков практического применения знаний; средством для проведения учебных экспериментов и деловых игр по предмету изучения;  одним из важнейших элементов в будущей профессиональной деятельности обучаемого. С появлением операционной системы Windows в сфере профессионального обучения открылись новые возможности. Прежде всего, это доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах. Кроме того, стало осуществимым широкое использование графики (рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание.
Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа. Современное профессиональное обучение уже трудно представить без этих технологий, которые позволяют расширить области применения компьютеров в учебном процессе.
Новые возможности в системе профессионального образования открывает гипертекстовая технология. Гипертекстовая система, это совокупность разнообразной информации, которая может располагаться не только в разных файлах, но и на разных компьютерах. Современную гипертекстовую обучающую систему отличает удобная среда обучения, в которой легко находить нужную информацию, возвращаться к уже пройденному материалу и т. п.
Инновационные технологии обучения, отражающие суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалиста, являются своеобразным полигоном, на котором учащиеся могут отработать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным
Таким образом, процесс внедрения в образовательные учреждения новых образовательных стандартов надо рассматривать как целостный процесс, имеющий инновационный характер и построенный на основе системно-деятельностного подхода, воспроизводящийся на более высоком уровне в ходе обновления стандартов. В результате этого достигается основная цель – повышение качества среднего профессионального образования и уровня подготовки специалистов.

 
Список использованной литературы.

1.  Буркова Н.Г., Додонова Л.А., Пимчев С.П. Образование для изменения качества жизни // Специалист. 2003. № 2. – С. 39-64
2.  Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление, т. 1 и 2. – М.: Издательствово Внешторгиздат, 2004. – 165 с.
3.  Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями.- М.: Издательство Экономика, 2006. – 139 с.
4.  Румянцевой З.П. Менеджмент организации. - М. : Издательство ИКФА-М, 2004. – 167 с.
5. Ходанович А.И. Инновационные аспекты современных образовательных технологий // Инновации. 2003. № 2-3.
6. Профессиональное образование №1 2006: Периодическое издание / В.В. Рябов – Инновационно-экспериментальная деятельность МГПУ в системе московского образования – С.12-13.

 



 




Заголовок 115