Сценарий праздника День славянской культуры и письменности


Сценарий праздника День славянской культуры и письменности
Ведущие:
1 – Маша (М) русская
2 – Сережа (С) белорус
3 – Лена (Л) украинка
(М): - Начинаем наш праздник, посвященный Дню славянской культуры и письменности.
И открывает наш праздник песня «Коробейники» в исполнении 6 а класса
Белорус (С)
Из родной Беларуси
Я встречаю зарю,
Всем мальчишкам и девочкам
“Добрый дзень!” – говорю.
Украинка (Л)
Слышу голос родимый
Городов, деревень.
Говорит Украина: – Здоровенько булы!
– Добрый дэнь!
Русская (М)
Утром нива росистая,
Даль прозрачная, ясная.
Отзовется Россия.
– Здравствуй! – скажет она.
Л: У каждого народа есть своя история, свои корни, своя Родина и своя неповторимая самобытная культура. Со своеобразием русской культуры нас познакомит 4 а класс, который покажет презентацию «Мы – славяне».
Показ презентации
С:
В песнях наши братья славяне отражали быт и жизнь нашего народа, поэтому устное народное творчество своего рода зеркало русской души, давайте послушаем песню о самой обычной русской девушке, которая поможет нам раскрыть загадочность русской души.
Звучит песня «Пошла млада за водой» в исполнении ученицы 1 а кл Шамшиной Софьи
Звучит песня
Л:
В старину наши предки не только слагали песни, но и играли на различных музыкальных инструментах: смычковом гудке, гуслях, дудке и других. Когда же речь заходит о щипковых струнных инструментах, то здесь не обойтись без русской балалайки, которая, несомненно, является одним из символов русской культуры.
На сцену приглашается 2 а класс (небольшая пауза), который не только расскажет, но и продемонстрирует нам, как звучит этот национальный музыкальный инструмент.
Выступление балалаечников
М:
Находчивость и остроумие всегда высоко ценилось в обществе, независимо от временных рамок, так в Древней Руси загадка — средство испытания мудрости, например в русских сказках – это одно из испытаний для доброго молодца. Впоследствии загадки становятся народной забавой. Так что, давайте проверим, насколько мы мудры, а заодно и позабавимся.
Итак, внимание на экран.
1. Сто гостей, сто постель, у всех по войлочку (бревна и мох)
2. Две галки сидят на одной палке (ведра и коромысло)
3. Сто один брат, все в один ряд, вместе связаны стоят (забор)
4. Два волка бежат, оба в небо глядят (полозья санок, сани)
5. Две прямых, одна кривая, посерёдочке – живая (лошадь, дуга, оглобли)
(оглобля - одна из двух жердей, надетых одним концом на ось повозки, служащих для запряжки лошади в корень, прим.)
6. От одного очага весь свет греется (солнце)
7. Четыре братца под одним шатром стоят (стол)
8. Два брюшка, четыре ушка (подушка)
9. Идут четыре брата
Навстречу старшему.
-Здравствуй, большак! – говорят.
-Здорово, Васька – указка,
Мишка – серёдка, Гришка –
сиротка
Да крошка – Тимошка (пальцы)
10. Двенадцать братьев. Друг за другом бродят, друг друга не обходят (месяцы)
Думаю, мы справились с заданием и показали, насколько мы мудры, поаплодируем друг другу.
С:
Танец - это особый вид народного искусства. Не поддаётся счёту, сколько различных танцев и плясок бытовало на Руси и существует до сих пор в современной России.
Наши братья славяне танцевали на пирах и на свадьбах, водили хороводы. Интересны так же пляски-импровизации и пляски-соревнования. В них каждому исполнителю дается возможность выразить себя, показать, на что он способен. Так что танец, не только развлечение, но и самовыражение.
На сцену приглашается 1 а класс с танцем «Матрёшечки»
Исполнение танца
Л:
У наших братьев славян существовал особый фольклорный жанр коротких народных песен – частушки (чуть громче, небольшая пауза), которые состояли из 4-х строчек и носили, как правило, юмористический характер.
На сцену приглашается 7 а класс.
Исполнение частушек
М:
Было такое время, когда наши предки славяне не имели письменности. Не знали букв. Письма они писали, но не буквами, а рисунками. Каждый предмет у наших предков что-нибудь обозначал, символизировал.
И, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия. Сохранились упоминания о том, что древние славяне пользовались узелковой письменностью, "чертами и резами", а также руническим письмом...
А о том, как на Русь пришел славянский алфавит нам расскажет 3 б класс
Сценка
24 мая 863 года в Болгарии Кирилл и Мефодий объявили о создании алфавита. Они постарались, чтобы каждая буква первой славянской азбуки была простой и четкой. Они помнили о том, чтобы человек, едва увидев букву, сразу бы захотел овладеть письмом.
С:
Письменность дала возможность сохранить и передать потомкам красоту и величие русской земли, свою любовь к ней.
Звучит стихотворение 2 б класса «О Россия, Россия».
Стих
С:
Славяне внесли бесценный вклад в сокровищницу мировой культуры великими произведениями литературы, музыки, архитектурными памятниками, научными открытиями.
Л: И помните, нам есть, чем гордиться! (с выражением)
М: И завершают наш фестиваль лауреаты 3 а класс с литературно-музыкальной композицией (далее с небольшими паузами между словами) «Своей Отчизне посвятим»