Разработка к празднованию дня славянской письменности и культуры


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Анновская общеобразовательная школа Бобровского района Воронежской области
АЗ, БУКИ, ВЕДИ…
 
«Мы сильны, когда мы вместе…»
Тема: Дни славянской письменности и культуры.
Цель:
·развивать личность, способную к самореализации, повышать уровень творческих способностей учащихся;
Достижение цели осуществлялось путём решения следующих задач:
Задачи для достижения цели:
-создать условия для самореализации личности каждого ребёнка через усвоение и презентацию творчески открытых знаний: о зарождении письменности, об истоках русской письменности, о славянской  азбуке и её создателях, о первых книгах на Руси, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня  славянской письменности и культуры;
-развивать личностные качества: толерантность, целеустремлённость; психические процессы: память, восприятие, мышление и познавательные процессы;
- воспитывать культуру демократических отношений и чувство любви и уважения к культуре русского народа;
-создавать условия для накопления и обогащения опыта нравственного поведения учащихся путём вовлечения их в практическую деятельность;
-вызвать живой и непосредственный интерес к истории своей малой родины;
 
Оборудование:
выставка книг;
аудиозапись колокольного звона
картинки.
презентация к празднику «Дни славянской письменности и культуры».
кроссворд «Грамота»
наглядный материал (старославянский и современный алфавит)
·«Гимн Кириллу и Мефодию»(муз. М. П. Розейнгейма, слова В. И. Главача).Оформление зала. Надпись на сцене«АЗ, БУКИ, ВЕДИ…»
(Зал оформлен рисунками детей, таблицами, плакатами с текстами, написанными современным славянским шрифтом).
Вступительное слово учителя.
        24 мая отмечаетсяДень славянской письменности и культуры. Церковь отмечает его как
День святых равноапостольныхКирилла и Мефодия, просветителей славян. Праздник славянской письменности пришел к нам из Болгарии, где этой традиции уже больше 100 лет. В нашей стране он стал отмечаться с 1986 года.
Наш праздник посвящён Дню славянской письменности и культуры.
 К празднику ребята подготовили программу, в которую включили стихи, песни, загадки по этой теме. Предоставим им слово.
 
1 ученик.
В классе уютном, просторном
Утром стоит тишина,
Заняты школьники делом –
Пишут по белому черным,
Пишут по черному белым.
Ручками пишут и мелом:
“Нам не нужна война!”
 
     2 ученик.
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?
/ Хором/ Мы – славяне!
 
1 ученик.
Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зовётесь ныне – россияне,
Издревле, кто вы?
/Хором/ Мы – славяне!
Песня « С чего начинается Родина»
2 ученик.
    В это трудно поверить, но когда-то наши предки — славяне вовсе не имели книг, потому что не было букв, которыми можно было записывать славянскую речь.
После принятия христианской религии славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы.
Но это было не очень удобно, так как эти буквы не могли передать все особенности славянской речи.
1 ученик.
И явились на Русь два просветителя, братья мудрые…
Жили они на границе государства Византии и славянских земель в городе Солуни. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.
 Сценка.
Все в школе казалось Константину интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами:
Кирилл. — А почему учитель все время говорит по – гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно разговаривал по – славянски.
Мефодий. — Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что книги, знания – все от греков.
Кирилл. — А почему у славян нет своих книг?
Мефодий. — Потому что писать на славянском языке нельзя.
Кирилл. — Как это? Вот я возьму и напишу «дом».
Мефодий. — А «я живу в доме» ты уже не напишешь, потому что тебе не хватит букв.
Кирилл(кричит)— Так я придумаю!
В это время мимо проходил их школьный учитель. Он услышал разговор братьев.
Учитель. — Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя!
Кирилл. — Нет, можно! Вот я вырасту и придумаю славянам буквы. Они будут писать, и не хуже, чем греки.
2 ученик.
Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал и придумал буквицы, а из них составил азбуку.
       
Ведущий.
— Как звали братьев? (Кирилл и Мефодий.)
1 ученик.
 — Но придумать – это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не мог справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий.
 
2 ученик.
Помолившись Богу поутру,
Наклонился над листом святой
Буквы подносил к его перу
Лучезарный ангел золотой.
И ложилась букв славянских вязь,
И строка бежала за строкой,
Книгою великой становясь,
Посланной Божественной рукой.
     
И, казалось, блеск небесных звёзд
Эта книга бережно хранит
И, казалось, сам Иисус Христос
По – славянски с нами говорит!
Ведущий
Кирилл и Мефодий выполнили великое дело!
 Это событие произошло в 863 году. За этот подвиг – создание славянской письменности – братья причислены к лику святых, и день этих святых празднуется какДень славянской письменности и культуры.
 Церковь отмечает его какДень святых равноапостольныхКирилла и Мефодия, просветителей славян.
 1 ученик.
 Совсем недавно в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности. Жаль, что с большим опозданием, потому что в других славянских странах,  в Болгарии например, этот день отмечается давным-давно, всенародно, очень красочно и по-настоящему празднично.
В Мурманске, около областной библиотеки есть памятник Кириллу и Мефодию, который Болгария преподнесла в дар городу. Автор его — скульптор Владимир Гиновски.
 
 (Раздаётся колокольный звон).
2 ученик.
По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и МефодийЗа труды свои прославляются.
1ученик.
Вспоминают Кирилла и Мефодия,
Братьев славных, равноапостольских,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
2 ученик.
Все народы, что пишут кириллицей,
     Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Гимн «Кириллу и Мефодию»
Выходят дети с буквами (аз, буки и др.)
Ведущий.
– Посмотрим на первый славянский алфавит.
     Как он называется?
Буквы. Кириллица.
 
Ведущий.
— Почему он так назван?
 (По имени Кирилла, одного из её создателей.)
Ведущий.
— Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной.
 Она имела имя.
— Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Аз-я;
Буки –  буквы, книги;
Веди – ведать, знать;
Глаголь – говорю, слово;
Добро – добро;
Есть – есть;
Живете – жизнь;
Земля – земля;
И – и;
Како – как;
Люди – люди;
Мыслите – мыслите;
Он
Покой
РцыСлово
Твёрдо
Ук –наука
Ферт
Червь 
Ведущий.
Так какая первая буква алфавита? (Аз.)
Ученик.
– Меня зовутАз.
(Презентация группы) Мы составили для вас кроссворд «Грамота». Проверьте свои знания. Попробуйте разгадать кроссворд.
Ученик называет задание, дети отвечают. Самопроверка.
1.Название старославянской азбуки.
2.Знак алфавита.
3.Орудие письма в старину.
4.Родной город Кирилла и Мефодия.
5.Другое название азбуки.
6.Мыслитель, мудрец.
7.Живописное изображение святых.
8.Рисунок по сырой штукатурке, настенная роспись.
9.Материал для письма в Древнем Египте.
10.Кора берёзы.
Буки.
— Меня зовут Буки.
Ведущий. — Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так и говорят: «Сначала «аз» и «буки», а потом и науки». С азов начинается путь каждого из вас в мир знаний.
Песня « Наш Букварь»
Буки.
( Русский народ сложил много песен, сказок, пословиц, поговорок о грамоте, о книгах, о пользе учения. Мы искали их в книгах, думали над смыслом, оформили книгу – свиток пословиц и поговорок русского народа. Многие вам уже знакомы.
— Ребята, выполните задание: «Доскажите пословицу или поговорку».
Ученица называет начало пословицы, ученики договаривают. Самопроверка по слайду.
1)Аз, буки, веди, страшны как медведи.
2) Азбуку учат на всю избу кричат.
3) Ум без книги, как птица без крыльев.
4) Что написано пером, не вырубишь топором.
5) Грамоте учиться всегда пригодится.
6) Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
7) Век живи – век учись.
8) Повторенье – мать ученья.
— Какие пословицы о грамоте, о пользе учения знаете вы?
 
Ведущий.
К нам из азбуки спешит новая гостья.
 
Веди.
Меня зовутВеди. Я всё про всех знаю, про всё ведаю. Поведаю я вам историю праздника Троица.
   Издавна на Руси праздновали замечательный праздник – Великую Троицу. Праздник начинали с четверга.
В этот день девушки шли в лес завивать берёзку.
 
 Но сам праздник отмечался в воскресенье. Эта неделя считалась прощальной с весной и встреча с летом. Прославляли зеленеющую землю, берёзку.
 Берёзку украшали яркими разноцветными лентами, цветами, ходили с ней по полю, распевали песни, а потом бросали её в рожь, чтобы берёзка дала силу полю. Под берёзой в роще ставили столы с угощением. Потом девушки завивали берёзу. На концах отдельных ветвей берёзы, не отламывая их, сплетали венки.
 На этих венках потом гадали, что ждёт каждого в году. Бросали венок в речку, если венок пристанет к берегу, то девушка замуж не выйдет, чей уплывёт – выйдет, потонет – жди беды.
Затем молодёжь пела песни, водила хороводы.
Ведущий.
Продолжим знакомство со славянской азбукой.
Глаголь.
— Здравствуйте! Я буква «Глаголь».
Ведущий.
— Какое у тебя красивое имя! А что оно означает?
Глаголь.
Глаголить – значит говорить. Но, прежде чем говорить, надо хорошенько… подумать. В народе говорили: «Молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь».
Добро.
Добрый день! Меня зовут «Добро».
Ведущий.
Какое у тебя доброе имя!
Звучит песни «Дорогою добра». 
 
Ведущий.
К нам из азбуки спешит новая гостья!
Музыка.
Люди.
Я буква «Люди».
Люди вы в ладу живите,
Ласку и любовь несите.
Лучистое солнце не делим на части,
И вечную землю нельзя разделить.
Но искорку счастья
Ты можешь, ты должен,
Ты в силах друзьям подарить.
Дети исполняют песню «Вместе весело шагать».
Ведущий.
— Знакомьтесь с новой буквой.
 
Мыслите.
Здравствуйте! Меня зовут «Мыслите».
 
Ведущий.
Какая мудрая буква к нам явилась!
Мыслите.
Я принесла вам загадки. Отгадайте их.
1) Семя плоско,
Поле гладко,
Кто умеет,
Тот и сеет,
Семя не всходит,
А плод приносит.
          (Бумага и написанные на ней слова.)
На чём же писали раньше?
Писали раньше палочкой на белой бересте, иглой на пальмовых листьях, на глиняных табличках, на дощечках, покрытых воском и даже на медных листах.
   Есть такое растение – папирус. Славен он тем, что на нём писали первые книги.
Писали наши предки на пергаменте. Пергамент делали из кожи коз, телят, овец. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока не становилась жёлтой или белой.
2) Носила меня мать,
Уронила меня мать,
Подняли меня люди,
Понесли в торг торговать,
Отрезали мне голову, стал я пить
И ясно говорить.
(Гусиное перо).
Чем писали на пергаменте?
Обычно книги наши предки писали гусиными перьями, очень редко лебедиными, а в одной рукописи упоминается перо павье – павлинье.
Гусиные перья подвергали особой обработке: втыкали на короткое время в песок или золу, а затем соскабливали ненужные перепонки.
Для письма использовались чернила, изготовленные из чернильных орешков (галлов) – особых наростов на листьях дуба, повреждённых насекомыми-вредителями.
3)Не куст, а с листочками.
   Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга).
Какие первые книги были на Руси?
     В старину книги писались от руки. Работа подвигалась медленно. На изготовление одной – единственной рукописи – книги уходило иногда пять – семь лет. Писец должен был обладать четким и красивым почерком. Каждая буква часто даже не писалась, а рисовалась.
Подбирались тщательно чернила, писали даже растворенным золотом или серебром. Начальную строку новой главы выделяли красными чернилами, отсюда и пошло выражение – начать с красной строки.
Переписанные листы украшали рисунками, одевали в переплеты из деревянных досок, обтянутых кожей. На обложках помещали драгоценные камни, золотые или серебряные застежки. В старину любили говорить: «Книжное слово в жемчугах ходит». Такая книга стоила больших денег.
Ведущий.
Мудрецам давно известно:
Там, где умным мыслям тесно,
Нет ни зависти, ни скуки.
Мастера там на все руки.
Шить, варить и рисовать,
Звонко петь и танцевать.
Ведущий.
Есть буквы шипящие,
Есть буквы свистящие,
И только одна из них –
Буква рычащая.
Рцы. Здравствуйте! Я — буква «Рцы».
Недаром я собой горжусь,
Ведь — я начало слова «Русь».
Ведущий 1: Русь – Россия. Россия – это океан земель, размахнувшихся на целую шестую часть света и держащих в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.
Ведущий 2: Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия – меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов, ветреных и цветущих.
Ведущий 3: Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые таятся в её глухих недрах.
Ведущий 4: Россия – страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима – Византии, второго Рима, и придают России неслыханную красоту, запечатленную в русском искусстве.
Звучит песня “Россия”
Ведущий.
Спасибо буква Рцы .1 ученик.
Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости.
Спасибо святым братьям          Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Солунские братья — гордость всего славянского мира.
Ведь благодаря им мы узнали жемчужины народной мудрости.
Ведущий. 43 буквы-сестрицы смотрят на вас с этого старинного свитка и приглашают к дальнейшему знакомству. Но это будет в следующий раз. А теперь, кириллицы, встречайте современную русскую азбуку.
Звучит музыка.
Дети выносят плакат с изображением алфавита.
2 ученик.
Буква к букве — будет слово,
Слово к слову — речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
1 ученик.
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит —
Все:Наш славянский алфавит!
Ведущий.
Русь талантами богата,
Русь талантами сильна.
Если будут петь ребята, —
Значит, будет жить она.
Песня « Пусть всегда будет солнце»
День славянской письменности и культуры. К этому празднику приурочены выставки, концерты, фестивали и другие культурные мероприятия.
   Надеемся, что наш праздник«День славянской письменности и культуры» оставил самые приятные впечатления в сердцах всех участников и гостей, позволил еще раз приобщиться к богатейшему духовному и культурному наследию славянских народов.