Консультация для педагогов по теме Особенности организации театрально-игровой деятельности в разных возрастных группах детского сада







Консультация для педагогов
по теме: «Особенности организации
театрально-игровой деятельности в разных возрастных группах детского сада»
По книге Мигуновой Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. – с. 60-67.



Подготовил: Воспитатель старшей группы
компенсирующей направленности: Иванова И. Ю.







Возрастные группы
Система творческих игр, этюдов (упражнения для совершенствования актерской техники) и видов театра
Сформированность театральных умений

Младшая группа
Кукольные спектакли, которые показывает воспитатель. Использование театральных кукол на занятиях, в повседневном общении.
Игра-драматизация: игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека, игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя, игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей, игра-импровизация под музыку, бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель, игра-импровизация пo текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель, ролевой диалог героев сказок, инсценирование фрагментов сказок о животных, игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам и авторским текстам.
Настольный театр игрушек, настольный плоскостной театр, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчиковый театр.
Мини-постановки по текстам народных и авторских сти¬хов, сказок.
Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).
Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист» (умение использовать некоторые средства выразительности (мимики, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний, правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре) .
Третья группа умений – первичное освоение режиссерской театрализованной игры
Четвертая группа - умение взаимодействовать с другими участниками игры; играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.












Средняя группа
Игра-драматизация (сказок), посредством настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур
Драматизация произведения с небольшим количеством действий.
Учить вести рассказ от первого лица, сочетая текст и движения
Многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух- трехчастных сказок о животных и волшебных сказок.
Игры-драматизации по текстам рассказов на определенные темы.
Постановка спектакля по произведению.
Образно-игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера ( например: «Угадай, что я делаю», «Угадай, что со мной только что было).
Разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур.
Упражнять в игре с куклами на гапите, с верховыми куклами (сначала без ширмы, а к концу года – с ширмой).
Развивать интерес к творчеству импровизации.

Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель» (быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлятьэлементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение «артистов, благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников-артистов»).
Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист». Главным образом это подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены, для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера. Развивается и умение «управлять» куклой: держать се незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.
Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер» в режиссерской театрализованной игpe, т.е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнить его игрушками и фигурками по своему усмотрению.
Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями оформителя спектакля, определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.
Пятая группа, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры.


Старшая группа

Проводятся специальные экскурсии, прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения).
Мимические этюды
Этюды на память физических действий
Пантомимические этюды
Совместно с детьми придумывать оформление сказок через изо-деятельность.
Игра-контаминация (смешение), подразумевающая свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений
Приобщение детей к театральной культуре, т.e. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью работников театра, видами и жанрами театрального искусства (музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.).
Игры-драматизации и режиссерские театрализованные игры
Игра-фантазирование
Игры «с продолжением».
Игра «В театр».
.
Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя как «умного, доброго советчика».
Вторая группа предполагает углубление позиции «артист», развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.
Третья группа обеспечивает становление позиции «режиссер-сценарист», что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.
Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя-костюмера (способность обозначать место «сцены» и «зрительного зала», отбирать, творчески использовать предметы-заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения и пр.).
Пятая группа умений предполагает использовать позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу (переход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе результатов театрализованной постановки.












Подготовительная группа
Прием «нравственной лесенки» (Д.В. Менджерицкая)
Этюды на разыгрывание сюжетов («Страшный сон», «Гроза», «Щенок»)
Упражнения на развитие внимания и воображения.
Упражнения на напряжение и расслабление.
Упражнения, которые формируют умения: понимать и эмоционально выражать различные состояния с помощью интонации, определять состояние человека по схематическим рисункам, выражению лица сверстника или взрослого; находить средства выразительности для адекватного выражения своего настроения с помощью мимики; определять особенности внешнего проявления эмоциональных состояний по различным позам и принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя; определять особенности внешнего проявления эмоциональных состояний с помощью жестов и пантомимических сценок, подбирать собственные выразительные жесты и самостоятельно строить пантомимику.
Упражнения, представляющие собой вариант детского аутотренинга и формирование умения психологически настроиться на выполнение предстоящего действия, быстро переключиться с одного действия на другое, контролировать мимику, позу, жесты; тренирует способность изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием. Дети упражняются в самовнушении чувства тяжести, легкости, холода, тепла и др.
упражнения с использованием пиктограмм, ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных средств выразительности, по диафильмам, кукольным спектаклям.
Во всех упражнениях важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.
Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя как «умного, доброго советчика».
Вторая группа предполагает углубление позиции «артист», развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.
Третья группа обеспечивает становление позиции «режиссер-сценарист», что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.
Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя-костюмера (способность обозначать место «сцены» и «зрительного зала», отбирать, творчески использовать предметы-заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения и пр.).
Пятая группа умений предполагает использовать позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу (переход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе результатов театрализованной постановки.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115