Развитие творческих способностей детей на занятиях хореографией.
Развитие творческих способностей детей на занятиях хореографией.
Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и т.д. Творчество предполагает оригинальный склад мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта.
Творчество - сложный процесс продуктивного преобразования действительности. Это свойство человека тонко чувствовать и понимать прекрасное. Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.
Задача дополнительного образования – выявить и развить творческие способности в доступной и интересной детям деятельности. Развить способности – это значит вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета егоодаренности. «Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии».
Развитие интереса к творчеству
Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в учебно-воспитательном процессе с детьми. Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность.Руководство творческими играми приобретает большое значение, но встречаются определенные трудности. Педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка, его интересы, личностныеые качества, навыки общественного поведения. Необходимо, чтобы педагог являлся активным участником игр. Педагог должен поощрять инициативу детей, руководить игрой, включая в игру всех желающих. Это все нужно для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения. Основные функции игры:1. Функция формирования устойчивого интереса, снятие напряжения;2. Функция формирования творческих способностей;3. Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки.Организовать и провести игру – задача достаточно сложная.Можно выделить следующие основные условия проведения игр:1. Наличие у педагога определенных знаний и умений.2. Выразительность проведения игр. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.3. Необходимость включение педагога в игру.4. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей.5. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.6. Использование в игре наглядности, что обеспечивает интерес у детей.
Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием. Так же и творчество – это всегда интерес, увлечение и даже страсть. Поэтому никогда не следует доводить занятие играми до пресыщения, до того, что дети не хотят играть. Заканчивать игру нужно, как только промелькнет первый признак потери интереса к ней, но пообещайте, что завтра или в другой раз поиграем еще, чтобы впереди была приятная перспектива – завтрашняя радость, интерес.
Методы развития творческих способностей у детей.
Есть великая формула К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.
Развитие творчества предполагает использование в педагогическом процессе специальных методов, организацию продуктивного творческого мышления, основанную на новых принципах.
Соотнося процесс творчества и процесс обучения, вероятно, необходимо вести разговор о создании таких условий, которые содействовали бы возникновению и развитию у всех обучаемых качеств и склонностей, обычно выделяемых как характерные черты творческой личности. Если говорить о творчестве в процессе обучения, то необходимо иметь в виду и творчество педагога.
Творческий подход педагога может проявиться в создании новых, интересных процессов обучения, которые влекут за собой изменения содержания программы или создание новых комбинаций из известных методов и приёмов обучения. В первую очередь педагогу необходимо развивать у детей фантазию, нестандартное мышление, воображение и т.д. Главное в этом - доброжелательное отношение к ребенку, желание помочь ему в развитии его способностей и склонностей. Конечно, сделать всех творческими личностями нельзя, но учить этому нужно. Можно выделить ряд эффективных форм развития и совершенствования творческих способностей, сущность которых заключается в формировании их активной деятельности. Опыт работы показывает, что занятия по развитию творческих начал должны идти по двум направлениям.
1. Организация коллективной творческой и мыслительной деятельности на практических занятиях по специальным дисциплинам.
Методика коллективной творческой деятельности представляет собой, прежде всего, состязание в творчестве, а не в чём-нибудь другом. Это даёт возможность научить детей умению слушать и слышать друг друга.
Одним из основных принципов обучения является принцип от простого ксложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческихспособностей.2. Самостоятельное выполнение индивидуальных творческих начал.
Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.
1. Каждая игра представляет собой набор задач.2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации.3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.5. Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию творческих способностей.6. Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:- развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;- задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;- творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.Виды творческой деятельности
Творческая деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя.Существуют различные виды творческой деятельности, важное место занимает музыка. Очень яркое развитие творческих способностей проявляется на занятиях по хореографии.
Педагогическая наука считает, что творческая активность детей развивается, воспитывается и совершенствуется в процессе воспитания и обучения - активной целенаправленной деятельности. На занятиях по хореографии детям я предлагаю посильные задания , вызывающие у них интерес и стремление проявить инициативу. Воодушевленные музыкой дети объединены на занятиях общим чувством, но каждый ребенок обычно выражает его по-своему. Овладение детьми навыками и способами выполнения заданий того или иного рода освобождают их внимание и силы для творческой деятельности.
Овладев техникой исполнения движений, ребенок с удовольствием танцует самостоятельно, придумывает плясовые движения, играет, перевоплощаясь в музыкальный образ, варьируя движения в соответствии с характером музыки, выраженным в ней настроением.
Творческие способности детей я развиваю на основе слушания музыки и накопления музыкальных представлений, овладения навыками двигаться под музыку.
В состав творческих способностей входят характеризующие исполнительство – выразительность, непосредственность, искренность и отличающие продуктивное творчество – индивидуальное своеобразие в замыслах и поисках новых средств воплощения.
Проявление творческих способностей наблюдается и в процессе музыкально-ритмической деятельности ребенка: при выполнении образных упражнений, упражнений типа «что мы показываем» с реальными предметами, инсценировании сюжетов песен под пение; исполнении танцев, сочинении плясок-импровизаций (эти пляски я провожу в целях развития творческой инициативы детей); инсценировании несюжетных и сюжетных игр и этюдов.
Таким образом, музыкально - ритмическое движение является средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма. Кроме того, музыкально-ритмические движения способствуют развитию пространственных и временных ориентировок. Ребенок попадает в такие игровые ситуации, которые требуют быстрой реакции на изменение в музыке, на движения товарищей, сталкивается с необходимостью самостоятельного выполнения заданий. Это развивает его внимание, творческую инициативу.
Для активизации творчества ребенка ключевым является образно-игровой метод проведения занятий.
Особенно ответственно к содержанию и форме занятий необходимо подходить на начальном этапе обучения. Надо включать упражнения, позволяющие ребенку свободно, произвольно двигаться; «выплеснуть» эмоции; пофантазировать по мотиву музыкальных произведений (пластически); проявить себя в игре.
Создание образа – это выражение самобытности ребенка в заданной педагогом теме, или не ограниченный какими бы то ни было условностями «полет» детской фантазии.
Разноплановость образов наиболее полно раскрывается в этюдной работе.
В основу большинства методик, приемов, применяемых на занятиях, «встроен» образ. Он интерпретируется как образ-штрих, образ-контур, образ- музыка, образ- лексика, образ-эмпатия, образ-сюжет.
В качестве примера возьмем образ маленького пушистого желтого цыпленка.
В данном случае образ-штрих – это изображение маленьких крылышек, подъем на полупальцы, мимическое представление клювика (дети с удовольствием складывают губки «трубочкой», показывая клювик). Образ-контур – демонстрация представления ребенка о том, как двигается цыпленок: мелкие взмахи крылышками, частый бег на полупальцах, озвучивание образа «пи-пи-пи» и т.д. Далее следует обогатить процесс музыкальным сопровождением (образ-музыка), которое активизирует ассоциативное мышление ребенка. Появятся новые решения, гамма выразительных средств расширится. Наиболее глубокому вживанию в роль способствует создание образа-эмпатии. Цыпленок может быть веселым, грустным, тревожным и т.д. Активизация чувственности ребенка осуществляется под воздействием тщательно подобранного эмоционально-красноречивого музыкального материала. Образ-сюжет венчает многоступенчатую художественно-творческую работу.
На начальном этапе этюд может быть рассчитан на индивидуальное исполнение, в последующий период – на групповое. Этюдная форма работы с учащимися предпочтительна по многим параметрам. Можно выделить два направления развития ребенка, непосредственно касающиеся специфики хореографического обучения: артистизм и музыкальность.
В конечном итоге после продолжительного периода обучения танцевальному искусству на сцену должен выходить «артист», способный не только четко исполнять танцевально-лексическую составляющую хореографического номера, но уметь ярко, выразительно, эмоционально проиграть сценическую роль.
Перечисленные хореографические приемы служат формированию музыкальной чуткости, учат детей «танцевать музыку», выявлять образность музыки, эмоциональные оттенки и т.д.
Также для раскрытия творческих способностей я использую музыкально-танцевальные импровизации.
Хореографическое творчество даёт широкий простор для развития творческого потенциала, позволяет наряду с распространённой исполнительской практикой внести в систему танцевально-творческой деятельности такой элемент, как импровизация.
Импровизация - это внутренняя свобода человека, основанная на действенном воображении.
Импровизационная способность к танцу уходит своими корнями в глубокую древность. Дикие племена, объединённые единой деятельностью, выражали в танце своё отношение к жизни, например, к предстоящей охоте или к её результату. Изображая в танце животных, птиц, имитируя процесс охоты, они импровизировали движения, одновременно познавая и обобщая явления окружающей действительности.
Позже известная американская танцовщица Айседора Дункан, преподававшая на заре XX века "Свободный танец", писала: "Движения дикаря, жившего на свободе в теснейшей связи с природой, были непосредственны и прекрасны". Именно их естественный характер и использовала в своём импровизационном творчестве А. Дункан, достигая большой музыкальности и выразительности.
Она обладала большим талантом импровизатора. "Прежде чем идти на сцену, - говорила А. Дункан, - я должна положить себе в душу какой-то мотор, он начинает внутри работать, и тогда сами ноги, и руки, и тело, помимо моей воли, будут двигаться". Вместе с тем известно, что А. Дункан обладала большой общей культурой, чему способствовало ее постоянное общение с писателями, музыкантами, художниками своего времени.
Айседора Дункан танцевала то, что другие люди говорят, поют, пишут, играют и рисуют. Несомненно, А. Дункан являла собой пример особой одарённости, однако частицей этого дара обладают многие люди. Но вместе с тем обучение "языку танца" (танцевальной лексике) не противоречит развитию импровизационных способностей и, наоборот, обогащает их качество.
Импровизация состоит как бы из двух частей. Первая - материальная, это как раз знание танцевальной лексики. Вторая - то, что составляет внутреннюю культуру и творческое воображение, т.е. знание литературы, музыки, живописи, скульптуры, прикладного искусства и т.д. Взаимодействие этих двух частей способствует повышению качества танцевальной импровизации.
При создании учебных заданий на танцевальную импровизацию, я опираюсь на хореографическую подготовку, на тематику импровизации и музыкальный материал, способный вызвать в воспитанниках положительный эмоциональный отклик. "Творческая установка" стимулирует воображение и фантазию, заставляет мыслить.
Как правило, воспитанники, исполняя комбинации, не задумываются о способах их сочинения педагогом. Чтобы побудить их исполнить простую импровизацию, необходимо раскрыть им способ сочинения комбинации, рассказать о квадратности построения движений, завершённости и незавершённости их, показать возможность использования различных направлений, сочетаний разных движений в одной комбинации, а затем попросить исполнить свою комбинацию на определённый музыкальный материал.
Активизации самостоятельного поиска на занятиях помогают такие задания:
1). Движения, выученные на занятии, исполнить в своем варианте.
2). Движения исполнить в различной последовательности.
3). Движения выстроить в комплекс для ритмической разминки.
4). В выполнении «на время» набрать как можно больше разнообразных движений.
5). Найти несколько вариантов развития понравившегося движения.
6). Видоизменять танцевальные элементы, их связь внутри выученных движений.
7). На основе известных танцевальных элементов сочинить новые.
Этапы обучения танцевальной импровизации:
На первом этапе проигрывается музыкальное произведение, а затем исполняется импровизация, которая на данном этапе является как бы стартовой площадкой для дальнейшей работы над качеством импровизации.
На этом подготовительном этапе резко заметна разница в исполнении импровизации у разных детей. Одни из них быстро реагируют на музыку, интуитивно набирают различные движения, другие не решаются начать. Причина здесь в разной степени одарённости, раскованности и фантазии.
Второй этап можно охарактеризовать как поиск средств формирования духовно-интеллектуальной сферы, овладение ассоциативно-образным художественным мышлением. Этот этап представляет собой наиболее трудоёмкий вид работы, требующий и от педагога, и от детей интенсивного творческого труда. Здесь главная задача - обогащение внутреннего мира исполнителя с помощью аннотаций к музыке.
Для того чтобы импровизация получилась более выразительной и содержательной, необходимо раскрыть содержание и форму музыкального произведения, раскрыть драматургию образа. Большую помощь здесь может оказать использование поэзии и прозы, показа произведений изобразительного искусства.
Импровизация развивает такие качества, как способность к быстрому слуховому анализу, внимательность, сообразительность, быстрота реакции, самостоятельность мышления, способность к самоконтролю.
Специфика импровизации заключается в том, что ребенок, передавая в танце своё индивидуальное отношение к музыкальному образу, никого не повторяет, а создаёт совершенно новый продукт творчества.
Рекомендовать методику занятий импровизацией можно лишь частично, условно предложить то или иное упражнение, тот или иной музыкальный материал - здесь каждый педагог должен проявить инициативу, фантазию, изобретательность, чтобы втянуть всех в импровизационную деятельность, так как это является первой пробой творческих сил.
С учетом специфики творческого развития детей и структуры творческой деятельности музыкальные игры кфалифицируются на основании этапов становления музыкально-игрового творчества: от подражания к интерпретации.
Игры-инсценировки.
Интерпритация музыкального содержания посредством ритмо-пластических, пантомимических и танцевальных движений. Можно использовать музыкальные произведения: К.Сенс-Санс «Слон», «Птичник», «Аквариум», С.Прокофьев «Кузнечики и срекозы» из балета «Золушка», Р.Щедрин «Скерцо».
Усложнение содержания игры-инсценировки побуждает детей самостоятельно вслушиваться в звучание музыки и согласовывать с ней характер движений. Вариантом усложнения может быть задание придумать танец бабочки, рыбок, слона, используя музыкальные игрушки-инструменты.
Игры-инсценировки включают музыкально-образные этюды, вм которых изображаются животные (П.Чайковский «Кот в сапогах и белая кошечка» из балета «Спящая красавица»), герои сказок (П. Чайковский «Баба Яга», «Фея Драже» из балета «Щелкунчик», «Фея Сирени» из балета «Спящая красавица»), детские игры (А.Гречанинов «Верхом на лошадке», С.Слонимский «Считалка») и другие явления и объекты окружающей жизни.Игры-настроения
Предполагают выражение характера музыкального произведения посредством создания абстрактного образа, соответствующего настроению музыки – радости, грусти, нежности, ласки, торжества, тревоги.
Суть игр заключается в том, что, слушая музыку, ребенок выделяет доминирующую эмоцию в ее содержании и подбирают способы эмоционально-двигательной, художественно-изобретательной, танцевальной интерпретации музыкального образа. Персонаж игры – музыкальное настроение.
А.Гречанинов «В разлуке», Ж.-Ф. Рамо «Радость», М.Мусоргский «Слеза», П.Чайковский «Размышление», И.С. Бах «Шутка».Игры-образы
Близки по характеру к играм-инсценировкам и играм-настроениям, однако наличие одного персонажа предполагает иную игровую ситуацию. Персонажем становится образ музыкального произведения. Игра-образ кратковременна, в ней не присутствует развитие сюжета, главное ее правило – как можно выразительнее передать характер музыкального произведения посредсвом создания его образной модели. Например, можно предложить создать эмоциональный портрет героев пьес Д.Кабалевского «Плакса», «Ревушка», «Злюка», Г.Свиридова «Упрямец», Р.Шумана «Смелый наездник».
Игры-размышления
Направлены на соотнесение жанрово-стилистического родства музыкальных, художественных, литературных произведений при доминировании музыкального искусства в полихудожественном содержании игровой деятельности. Персонажами игр-размышлений выступают композитор, поэт, художник, актер театра, дирижер оркестра. Суть игрового сюжета заключается в том, что ребенок отождествляя себя с персонажем игры, размышляет о характере музыкального образа в соответствии с выбранной ролью.
Приведем пример объединения игры-образа и игры-размышления в единый музыкально-игровой комплекс.
1. Дети слушают «Сказку о листочке»- листочек остался на веточке один – и одновременно инсценируют ее сюжет. Листочек грустил в одиночестве, но вдруг налетел осенний ветер, сорвал его и закружил в быстром танце (С.Прокофьев «Фея Осени» из балета «Золушка»). Дети изображают танец листочка.
2. Прослушав музыку, дети размышляют о том, что им рассказала музыка.
3. Педагог предлагает нарисовать осенний пейзаж, где главным героем был бы листочек, и придумать название для своей картины.
Игры-импровизации
Особый вид творческой деятельности, в котором совпадают процесс и продукт. Это процесс создания продукта без предварительной подготовки. Такая активность требует умения фантазировать, комбинировать, варьировать , преобразовывать и пересочинять. Ребенок, выражая естественное проявление своих чувств и мыслей в танцевальных и ритмопластических движениях, напевании мелодий.
Игра-ипровизация в содержании и ролевом поведении декларирует игровое правило – проявлять такую активность, когда никто никого не повторяет, каждый создает совершенно новый продукт творчества.
Цель такой игры- развитие творческих способностей путем создания музызально-игровых образов в различных видах продуктивной музыкальной деятельности
Сочинение сюжетов игр на основе логики развития музыкальной речи
Создание образа героя сюжета музыкальной игры и моделирования взаимодействия с другими персонажами.
Режиссура последовательности музыкальных произведений на основе объединения ихобщим смыслом, сюжетом, способом взаимодействия
Фантазирование по поводу событий, происходящих внутри художественного образа, осмысление собственных чувств и переживаний, возникающих в ходе восприятия музыки.
Разновидности игр-импровизаций: игра-сказка, игра-балет, игра-опера, игра-фантазия.