Статья Использование игровых упражнений для обучения письму на уроках английского языка во 2-4 классах
Использование игровых упражнений для обучения письму на уроках английского языка во 2-4 классах.
Инновационные формы обучения характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и умений навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции у младших школьников. Это способствует адаптации к современным социальным условиям, т.к. обществу нужны люди, быстро ориентирующиеся в современном мире, самостоятельные и инициативные, достигающие успеха в своей деятельности. В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из главных задач современного образовательного процесса. Учебная деятельность в школе требует применения конкретных технологий, обеспечивающих решение данной задачи. Таковыми являются инновационные формы обучения: ролевая игра, метод проекта, драматизация, ИКТ, приемы технологии критического мышления.
Подробнее я бы хотела остановится на использовании игровых упражнений при обучении письму на уроках английского языка во 2-4 классах, так как развитие навыков письменной речи на английском языке начинается на раннем этапе изучения, уже во втором классе общеобразовательной школы.
Чтобы сократить затраты физических, умственных, нервных сил, снизить психологическую нагрузку на ребенка при обучении письму в начальных классах, необходимо использовать интересные задания, различные формы работы.Очень важно, чтобы дети не чувствовали большую нагрузку школьной программы, а игра – способна помочь этому. В форме игровой деятельности можно всегда легло и быстро объяснить какой-то новый материла, отработать сложные моменты, разукрасить скучную рутинную ежедневную учебу, и что самое главное, заинтересовать детей в изучении английского языка с детства.
Что касается обучению письму в начальной школе, как отмечает кандидат педагогических наук В.Н.Богородицкая, то требования, предъявляемые к умениям учащихся в этой области, достаточно лимитированы (списывание текста, выписывание из него слов и т.д.) Поэтому на уроках английского языка при работе со школьниками 1-4 классов можно использовать сказки, песни, стишки, головоломки, ребусы ит.п., что я и применяю на уроках. Необходимо стараться давать детям такие задания на уроках, которые стимулировали бы их творческое мышление. Дети прочно усваивают лексический материла, запоминают написание слов, учатся работать со словарем.
М.Ф.Стронин предлагает использовать на уроках иностранного языка обучающие орфографические игры. Цель данных игр – упражнение в написании английских слов. Часть игр рассчитана на тренировку памяти учащихся, другие основаны на некоторых закономерностях в правописании английских слов. Большинство игр Стронин советует использовать при проверке домашнего задания.
Автор учебно-методического комплекса для начальной школы М.З.Биболетова предлагает использовать на уроке экономные, в отношении затраченного времени, письменные упражнения, например, заполнить таблицу. Основной объем письменных заданий использовать для самостоятельного выполнения дома. Письменные задания, предлагаемые в заключительном подразделе каждого учебника, выстроены в определенной логической последовательности: от простого к сложного, от тренировочных (например, по образцу, по аналогии) к более самостоятельных, творческим. Она рекомендует давать на дом не более двух заданий к уроку, поскольку у младших школьников еще недостаточная выносливость к статистическим нагрузкам.
Следует подчеркнуть, что в современной методической литературе предлагается двухкомпонентная модель письма:1. письмо;2. письменная речь.Данное разграничение связано с особенностями письма. Этот механизм складывается из двух звеньев:- составление слов из букв;- составление письменных сообщений из слов и словосочетаний.
В основе осуществления первого звена лежит владение графикой и орфографией. Это владение должно быть доведено до уровня навыка.Для реализации второго звена характерно выражение мысли с помощью определенного графического кода. В данном случае необходимо развитие умения письма. Письменная речь включает как обязательные элементы графические и орфографические навыки.Письмо помогает фиксировать в памяти графические комплексы, графические знаки в силу того, что при письме работают зрительный анализатор (учащийся видит знак, будь то буква, слово, предложение); слуховой анализатор (он соотносит этот знак со звучанием); речедвигательный анализатор (ученик произносит то, что пишет); моторный (рука осуществляет движения, необходимые для написания знака). Все это создает благотворительные условия для запоминания.
Таким образом, письмо является объектом овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала, усваиваемого учащимися в целях его лучшего запоминания, и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением. Письмо помогает, способствует развитию навыков и умений устной речи и чтения, так как оно тесно связано с ними.
После анализа учебников по английскому языку для учащихся начальных классов выявлена проблема, что авторы недостаточно внимания уделяют обучению письму. На мой взгляд, в учебниках в основном даются однотипные задания, которые уже известны школьникам.Поэтому было решено составить методическую разработку упражнений по обучению письму, которую я использую. Данная разработка помогает эффективно и увлекательно обучать письму.
Составление методической разработки началось с того, что были определены следующие критерии, связанные с подбором материла:1. Упражнения должны носить игровой характер;2. материал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся;3. материал должен обеспечивать формирование орфографических, графических навыков и развитие письменной речи;4. развитие познавательных процессов: совершенствование абстрактного мышления с преобладанием наглядно-образного.
После изучения опыта учителей по организации обучения письму на начальной ступени обучения были составлены упражнения. В разработку вошли упражнения по 3 разделам:- на формирование графических и каллиграфических навыков;- на формирование орфографических навыков;- на развитие письменной речи.
В первый раздел сборника вошли упражнения на формирование графических и каллиграфических навыков. Упражнения направлены на то, чтобы сформировать у учащихся умение писать самостоятельно и графически правильно буквы и слова; переводить звуки речи и графические символы: буквы и буквосочетания.
Во второй раздел включены упражнения на формирование орфографических навыков. Учащимся предлагается разнести слова по группам, вписать пропущенные буквы, исправить преднамеренные ошибки в словах, закончить стихотворение, сделать подписи к картинкам, отгадать кроссворд, разгадать ребусы, найти спрятавшиеся слова.
Третий раздел содержит наиболее сложные упражнения на развитие письменной речи. Например, вставьте вместо картинок слова, и ты сможешь прочитать текст. Или составьте такой же рассказ с картинками о себе.
Данные упражнения помогают не только мне при подготовки к урокам, но и учащимся в овладении письмом. Упражнения посильны для учащихся данного возраста, способствуют интересному, а главное эффективному обучению письму.
При выполнении таких упражнений учащиеся активны, заинтересованы в выполнении, легко справляются с предложенными заданиями.