Календарно-тематический план по учебной дисциплине ОП 01 Геодезия


ГБОУ СПО «СЕВЕРО – КАВКАЗСКИЙ ЛЕСНОЙ ТЕХНИКУМ»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Преподаватель Тедеева Гульнара Сергеевна
Учебная дисциплина «Геодезия»
Коды формируемых компетенций
ОК 1-9 ПК 1.2-1.3., 2.2. , 3.1. -3.3. ПК 4.1., 4.3.
2 курс
Специальность: 35.02.01. « Лесное и лесопарковое хозяйство»
Квалификация : специалист лесного и лесопаркового хозяйство
2014 год
ГБОУ СПО «СЕВЕРО – КАВКАЗСКИЙ ЛЕСНОЙ ТЕХНИКУМ»
«УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель директора по учебной работе
« _____» _________________ 20 год ____________________________
« _____» _________________ 20 год ____________________________
« _____» _________________ 20 год ____________________________
« _____» _________________ 20 год ____________________________
« _____» _________________ 20 год ____________________________
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Преподаватель - Тедеева Гульнара Сергеевна
Учебная дисциплина - ОП. 01 ГеодезияСоставлен в соответствии с рабочей программой дисциплины, утверждённой протокол № 1 от 12 сентября 2014 года
2 курс
Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии
Протокол №____ от «__»___________ 20 ___г. ______________________
Протокол №____ от «__»___________ 20 ___г. ______________________
Протокол №____ от «__»___________ 20 ___г. ______________________
Протокол №____ от «__»___________ 20 ___г. ______________________
Протокол №____ от «__»___________ 20 ___г. ______________________
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Курс, семестр Учебная нагрузка обучающихся (час.)
Максимальная
учебная нагрузка Самостоятельная работа обучающегосяОбязательная аудиторная нагрузка
Всего часов в т.ч.
теоретические занятия лабораторные работы практические занятия курсовая работа (проект)
(для СПО)
1 2 3 4 5 6 7 8
2 курс 162 54 102 42 30 30 -
I семестр 82 28 51 30 8 16 -
II семестр 80 26 51 12 22 14 -
Всего 162 54 102 42 30 30 -

Содержание обучения
№ заня-тияНаименование разделов, тем, занятий Обязательная учебная нагрузка
Кол-во часов Вид занятия
1 2 3 4
Раздел 1. Планы и карты, основы геодезической съёмки 19/8 Тема1.1. Изображение земной поверхности на планах и картах. Масштабы. 11/8 1. Введение. Дисциплина «Геодезия», её связь с другими предметами.
Краткие сведения о геодезических работах в лесах Российской Федерации.
Роль геодезии в подготовке специалиста лесного и лесопаркового хозяйства.
Понятие о форме и размерах Земли.
Понятие о картографических проекциях.
Проекция Гаусса и её свойства. 2/2 Сообщение
новых знаний
2. Ортогональное проектирование и горизонтальные проложения.
Системы координат, применяемые при съемке местности и использовании карт.
Карта, план и профиль местности.
Масштабы и измерение расстояний по карте и плану.
Классификация и назначение карт и планов. 2/4 Комбинированный урок
3. Разграфка и номенклатура карт.
Координатные сетки на топографических картах.
Определение по карте топографических и прямоугольных координат точек.
Нанесение на план (карту) точек по их географическим и прямоугольным координатам Ориентирование линий.. 2/6 Сообщение
новых знаний
4. Измерение по карте дирекционных углов и азимутов.
Румбы, их связь с азимутами (дирекционные углами).Сближение меридианов, магнитное склонение, поправка направлений.
Изображение ситуации местности на топографических и лесных картах (планах). 2/8 Сообщение
новых знаний
5. Изображение рельефа местности горизонталями условными знаками.
Определение по карте форм, характерных линий и точек рельефа, абсолютных и относительных высот (отметок), крутизны и формы скатов и уклонов линий местности. 2/10 Комбинированный урок
по учебной дисциплине
Таблица 2
Материальное и информацион-ное обеспече-ние занятий (№ позиций из таб-лицы 2а, 2б, 2в) Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихсяФормы и методы контроля Задание на дом
Вид задания информационное обеспечение (№ позиций из таб. 2б, 2в) Коли-чество час. 5 6 7 8 9 10
2(а)- № 1,7,8
ОИ 1
стр.5-15 Составление опорного конспекта Ои-1
1-13 1/1 Фронтальный опрос ОИ 1
стр.5-15
2(а)- № 1,7,8
ОИ 1
стр.13-20 Составление опорного конспекта Ои-1
стр.13-20 1/2 Устный опрос ОИ 1
стр.13-20
2(а)- № 1,7,8
ОИ 1
стр.21-35 Составление опорного конспекта Ои-1
стр.21-35 1/3 Ответы на контрольные вопросы ОИ 1
стр.21-35
2(а)- № 1,7,8
ОИ 1
стр.39-49 Составление опорного конспекта Ои-1
стр.39-49 1/4 Фронтальный опрос ОИ 1
стр.39-49
2(а)- № 1,7,8
ОИ 1
стр.38-44 Составление опорного конспекта Ои-1
стр.38-44 Фронтальный опрос
ОИ 1
стр.38-44
Содержание обучения
№ заня-тияНаименование разделов, тем, занятий Обязательная учебная нагрузка
Кол-во часов Вид занятия
1 2 3 4
Практические занятия № 1 8 6. Условные знаки и обозначения при планово-картографических материалов лесоустройства 2/12 Практический
7. Вычерчивание фрагментов лесоустроительного планшета и плана лесонасаждений. 2/14 Практический
8. Методика вычерчивания условных знаков. Вычерчивание условных знаков, наиболее распространенных в лесоустройстве. 2/16 Практический
9. Решение задач по определению по карте расстояний,, координат и направлений, изучение рельефа. 2/18 Практический
Тема 1.2. Принципы и методы выполнения съемочных работ 6/2 10. Виды и методы съемок. Принципы организации съемочных работ. Основные геодезические задачи: вычисление дирекционных углов направлений.
Решение треугольников, прямая и обратная геодезические задачи (на плоскости). 2/20 Сообщение
новых знаний
11. Методы определения планового положения точек на местности. Опорные геодезические сети. Съемочная сеть. Обозначение и закрепление на местности пунктов съемочной сети. 2/22 Сообщение
новых знаний
Практические занятия № 2 2 12. Решение основных геодезических задач и задач по определению планового положения точек местности. 2/24 Практический
Тема 1.3. Основные сведения из теории погрешностей и техники вычислений 6/2 13. Метрология и научно-технический прогресс. Виды измерений. Измерения прямые, косвенные, совместные, совокупные. Основные методы прямых измерений и их характеристика.
Погрешности измерений, формы выражения измерений. Точность, правильность, сходимость и воспроизводимость измерений. Округления результатов измерений. Истинные и действительные измерения. Грубые систематические и случайные погрешности, причины их появления их появления. Абсолютная и относительная погрешности. Способы исключения и учета погрешностей. Случайный характер результатов измерений. Случайные события, явления , величины. Законы случайных величин. 2/26 комбинированный
по учебной дисциплине
Таблица 2
Материальное и информационное обеспечение занятий (№ позиций из таблицы 2а, 2б, 2в) Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихсяФормы и методы контроля Задание на дом
Вид задания информационное обеспечение (№ позиций из таб. 2б, 2в) Кол-во час. 5 6 7 8 9 10
2(а)- № 1,7,8
ОИ 2 стр. Практический ОИ 2 стр. 1/5 ОИ 2 стр.
2(а)- № 1,7,8
ОИ 2 стр. Практический ОИ 2 стр1/6 ОИ 2 стр.
2(а)- № 1,7,8
ОИ 2 стр. Практический ОИ 2 стр1/7 ОИ 2 стр.
2(а)- № 1,7,8
ОИ 2 стр. Практический ОИ 2 стр1/8 Решение задач ОИ 2 стр.
2(а)- № 1,7,8
ОИ 1
стр.50-55 Составление опорного конспекта ОИ 1 стр.50-55 1/9 Устный опрос ОИ 1
стр.50-55
2(а)- № 1,7,8
ОИ 1
стр.55-60 Составление опорного конспекта ОИ 1 стр.55-60 1/10 Ответы на контрольные вопросы ОИ 1
стр.55-60
2(а)- № 1,7,8
ОИ 1
стр.55-60 Практический ОИ 1 стр.55-60 2/12 Решение задач ОИ 1
стр.55-60
2(а)- № 1,7,8
ОИ 1
стр.64-73 Составление опорного конспекта ОИ 1
стр.64-73
1/13 Фронтальный опрос ОИ 1
стр.64-73
Содержание обучения
№ заня-тияНаименование разделов, тем, занятий Обязательная учебная нагрузка
Кол-во часов Вид занятия
1 2 3 4
14. Средняя квадратическая погрешность, вычисляемая по истинным и вероятнейшим ошибкам. Обработка результатов измерений, содержащих случайные погрешности.
Определение среднего арифметического значения и отклонений от среднего. Определение среднего квадратического отклонения результатов измерения.
Формы представления результатов измерений. Основы обеспечения единства измерений. 2/28 комбинированный
Практические занятия № 3 2 15. Решение задач по обработке измерений. 2/30 Практический
Раздел 2. Горизонтальные съемки 44 комбинированный
Тема 2.1. Линейные измерения 16.
Приборы непосредственного измерения расстояния, их устройство и компорирование.
Подготовка линий к измерению, особенности провешивания линий в лесу. Порядок измерения линий. Погрешности и точность измерений. Вычисление горизонтальных проложений.
Приборы косвенного измерения расстояний (понятие о лазерных дальномерах) TRUPULSE 360 /360 в и другие. Введение поправки за наклон в ходовую линию, разбиваемую на крутом скате.
Дальномеры, принцип их действия. Нитяной дальномер, его устройство и точность.
Приведение к горизонту расстояния, измеренного нитяным дальномером. Понятие о дальномерах двойного изображения и светодальномерах. 2/32
Практические занятия № 4 4 17. Решение задач по обработке результатов линейных измерений. 2/34 Практический
18. Решение задач по обработке результатов линейных измерений. 2/36 Практический
Тема 2.2. Съемка буссолью 19. Буссоли, их устройство и поверки. Лазерная буссоль Laser Master или другие.
Измерение азимутов, румбов и горизонтальных углов. Полевые работы при буссольной съемке. 2/38
Комбинированный
20. Способы съемки ситуации.
Применение буссоли БК -20 и других приборов.
Составление плана буссольной съемки. 2/40 Комбинированный
по учебной дисциплине
Таблица 2
Материальное и информационное обеспечение занятий (№ позиций из таблицы 2а, 2б, 2в) Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихсяФормы и методы контроля Задание на дом
Вид задания информационное обеспечение (№ позиций из таб. 2б, 2в) Кол-во час. 5 6 7 8 9 10
2(а)- № 1,8
ОИ 1
стр.67-69
Составление опорного конспекта ОИ 1 стр.67-69
1/14
Ответы на вопросы 2(а)- № 1,8
ОИ 1 стр.67-69 Решение задач ОИ 1 стр.67-69 Решение задач 2(а)- № 1,7,8
ОИ 1 стр.74-86 Составление опорного конспекта ОИ 1 стр.74-86 1/15 Ответы на вопросы 2(а)- № 1,7,8
ОИ 1 стр.74-86 Решение задач ОИ 1 стр.74-86 1/16 Решение задач 2(а)- № 1,7,8
ОИ 1 стр.74-86 Решение задач ОИ 1 стр.74-86 1/17 Решение задач 2(а)- № 1,7,8
ОИ 1 стр.86-95 Составление опорного конспекта ОИ 1 стр.86-95 2/19 Устный опрос 2(а)- № 1,7,8
ОИ 1 стр.-86-95 Составление опорного конспекта ОИ 1 стр.-86-95 2/21 По индивиудальным карточкам Содержание обучения
№ заня-тияНаименование разделов, тем, занятий Обязательная учебная нагрузка
Кол-во часов Вид занятия
1 2 3 4
Лабораторные работы № 1 10 Лабораторный
21. Поверки буссоли. 2/42 Лабораторный
22. Измерение и построение углов и направлений. 2/44 Лабораторный
23. Обработка журнала буссольной съемки лесопокрытого участка 2/46 Лабораторный
24. Составление фрагмента плана участка местности по материалам буссольной съемки. 2/48 Лабораторный
25. Хранение, уход и техническое обслуживание буссоли. 2/50 Лабораторный
Тема 2.3. Теодолитная съемка 20/16 26. Область применения и технологическая схема теодолитной съемки.
Теодолиты оптические и электронные. Назначение, классификация ,схема измерения углов, устройство важнейших частей теодолитов. 2/52 Комбинированный
27 Конструктивные особенности теодолитов, применяемые на лесных съемках. Поверки и юстировки теодолитов, приведение в рабочее состояние. Измерение углов способами приемов и круговых приемов. Погрешности измерения углов и способы их снижения.
Полевые работы при теодолитной съемке: создание съемочного обоснования и съемка подробностей местности. Камеральные работы при теодолитной съемке: вычисление координат вершин теодолитных ходов, составление плана участка местности. 2/54 Комбинированный
Лабораторные работы № 2 16 28. Поверки теодолита, правила обращения с ним. 2/56 Лабораторный
29. Измерение горизонтальных углов 2/58 Лабораторный
30. Вычисление координат точек съемочного обоснования теодолитной съемки: обработка журнала измерения углов, сторон полигона и диагонального теодолитного хода. 2/60 Лабораторный
31. Составление системы ходов. Увязка углов. 2/62 Лабораторный
32. Вычисление дирекционных углов и румбов, вычисление приращений координат и их увязка. 2/64 Лабораторный
33. Оценка точности угловых и линейных измерений. 2/66 Лабораторный
34. Вычисление координат. 2/68 Лабораторный
35. Составление и вычерчивание горизонтального плана по материалам теодолитной съемки 2/70 Лабораторный
по учебной дисциплине

Таблица 2
Материальное и информационное обеспечение занятий (№ позиций из таблицы 2а, 2б, 2в) Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихсяФормы и методы контроля Задание на дом
Вид задания информационное обеспечение (№ позиций из таб. 2б, 2в) Кол-во час. 5 6 7 8 9 10
2(б) ОИ 3 стр.60 ОИ 1 стр95 1/22 ОИ 3 стр.60
2(б) ОИ 3 стр79 ОИ 1 стр. 96 1/23 ОИ 3 стр.79
2(а)1,2,, ОИ 1 стр95 ОИ 1 стр.97 1/24 ОИ 1 стр95
2(а)№1,2,3, ОИ 1 стр.99 Составление плана ОИ 1 стр.99 2/26 ОИ 1 стр.99
2(б) ОИ 1 стр95 ОИ 1 стр.95 2/28 ОИ 1 стр.95
2 (а) ОИ 1 стр.100 ОИ 1 стр100 1/29 ОИ 1 стр.100
ОИ 1 2(а)- № 1,7,8
стр97-131 Изучение теодолита ОИ-1 197- стр.131 2/31 ОИ 1 стр-97-131
ОИ 1 2(а)- № 1,7,8
стр97-131 Изучение теодолита ОИ-1 197- стр.131 2/31 ОИ 1 стр-97-131
2(б) ОИ 3 стр.131 ОИ 3 стр. 2/33 ОИ 3 стр.131
2(а)- № 1, 2,5,8;
ОИ 1 стр.135-137 Вычисление координат ОИ 1 стр.135-137 1/34 ОИ 1 стр.135-137
2(а)- № 1, 2,5,8; ОИ 1 стр.135-137 1/35 ОИ 1 стр.135-137
ОИ 1 стр.135-137 Решение задач ОИ 1стр.135-137 1/36 ОИ 1 стр.135-137
ОИ 1 стр.135-137 Решение задач ОИ 1 стр.135-137 1/37 ОИ 1 стр.135-137
ОИ 1 стр.135-137 Решение задач ОИ 1 стр.135-137 1/38 ОИ 1 стр.135-137
ОИ 1 стр.135-137
Составление плана ОИ 1 стр.135-137 1/39 ОИ 1 стр.135-137
Содержание обучения
№ заня-тияНаименование разделов, тем, занятий Обязательная учебная нагрузка
Кол-во часов Вид занятия
1 2 3 4
Тема 2.4. Определение площадей 6/4 36. Графический, механический аналитический способы определения площадей. Увязка площадей. Порядок вычисления площадей планшета, квартала, выдела. 2/72 Сообщение
новых знаний
Практические занятия № 5 4 37. Определение площадей механическим и графическим способами 2/74 Практический
38. Определение площади полигона с помощью программы типа Field – Map или подобных доступных программ.
Контрольная работа по разделу «Горизонтальные съемки» 2/76
Практический
Раздел № 3. Вертикальные съемки. 12/6 Тема 3.1. Приборы геометрического нивелирования 4/2 39. Сущность геометрического нивелирования.
Классификация нивелиров.
Нивелиры и нивелирные рейки.
Поверки нивелиров и реек, погрешности и точность нивелирования. Погрешности и точность нивелирования. 2/78 Сообщение
новых знаний
Лабораторная работа № 3 2 40. Поверки нивелира и нивелирных реек 2/80 Лабораторный
Тема 3.2. Нивелирование трассы 8/4 41. Назначение и содержание геодезических работ, выполняемых при изысканиях линейных сооружений.
Закрепление трассы. Горизонтальная съемка трассы и разбивка пикетажа. Полевые работы при нивелировании. 2/82 Сообщение
новых знаний
42. Камеральная обработка результатов горизонтальной и вертикальной съемок трассы. Проектирование по профилю 2/84 Сообщение
новых знаний
Лабораторные работы № 4 4 43. Подготовка нивелира к работе.
Измерение превышений.
Обработка журнала нивелирования трассы. 2/86 Лабораторный
44. Составление и вычерчивание продольного и поперечного профилей. Проектирование по профилю 2/88 Лабораторный
по учебной дисциплине
Таблица 2
Материальное и информационное обеспечение занятий (№ позиций из таблицы 2а, 2б, 2в) Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихсяФормы и методы контроля Задание на дом
Вид задания информационное обеспечение (№ позиций из таб. 2б, 2в) Кол-во час. 5 6 7 8 9 10
2(а)- № 1, 6, 8,
ОИ 1 стр.133-140
Составления опорного конспекта Рабочая тетрадь 1/40 Ответы на вопросы конспект
2(а)- № 1, 6, 8,
ОИ 1 стр.134-137
Определение площади ОИ 1 стр.134-137
1/41 Фронтальный опрос ОИ 1 стр.134-137
2(а)- № 1, 6, 8,
И-Р4
Поиск необходимой информации через интернет Интернет -ресурс Устный опрос И-Р4
2(а)- № 1, 6, 8,
ОИ 1 стр.143-151
Составление опорного конспекта Рабочая тетрадь 1/42 Ответы на вопросы Конспект
2(а)- № 1, 6, 8,
ОИ 1 стр.149-151 Рабочая тетрадь 1/43 Фронтальный опрос Конспект
2(а)- № 1, 8,
ОИ 1 стр.143-151
Составление опорного конспекта Рабочая тетрадь 2/45 По индивидуальным карточкам Конспект
2(а)- № 1, 8,
ОИ 1 стр.143-151
Составление опорного конспекта Рабочая тетрадь 2/45 По индивидуальным карточкам Конспект
2(а)- № 1, 6, 8,
ОИ 1 стр.1632-163
Изучение нивелира Рабочая тетрадь 1/46 Устный опрос ОИ 1 стр.1632-163
2(а)- № 1, 6, 8,
ОИ 1 стр.164-166
Составление продольного профиля Рабочая тетрадь 1/47 Устный опрос Конспект

Содержание обучения
№ заня-тияНаименование разделов, тем, занятий Обязательная учебная нагрузка
Кол-во часов Вид занятия
1 2 3 4
Раздел 4. Тахеометрическая съемка. 12/8 Тема 4.1. Тахеометрическая съемка. Глобальные навигационные спутниковые системы. 12/8 45. Сущность тахеометрической съемки. Приборы, применяемые при тахеометрической съемке, их поверка.
Особенности съемки электронным тахеометром в блоке с теодолитом и прибором спутникового геопозиционирования. 2/90 Сообщение
новых знаний
46. Съемочная сеть при тахеометрической съемке. Съемка ситуации и рельефа. 2/92 Сообщение
новых знаний
47 Камеральная обработка полевых измерений. Увязка ходов.
Составление плана тахеометрической съемки. 2/94 Сообщение
новых знаний
Практические занятия № 6 8 48. Получения съемки объекта геодезической съемки из материалов лесоустройства.
Определение количества и местоположения базовых пунктов государственной геодезической сети ПГГС. 2/96 Практический
49. Координаты ПГГС в заданной системе координат.
Определение координат с помощью спутникового прибора GARMIN.
Создание геодезической сети сгущения с помощью приборов спутникового геопозиционирования систем GPS, ГЛОННАСС. 2/98 Практический
50. Создание точек съемочного обоснования – ТСО, определение их координат с помощью программного обеспечения типа Trimble Geomatis Offise. 2/100 Практический
51. Обработка материалов съемки в программах типа AutoCad. 2/102 Практический
Всего часов: 102 В. т.ч. практических 34 лабораторных 36 Самостоятельных 48 по учебной дисциплине
Таблица 2
Материальное и информационное обеспечение занятий (№ позиций из таблицы 2а, 2б, 2в) Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихсяФормы и методы контроля Задание на дом
Вид задания информационное обеспечение (№ позиций из таб. 2б, 2в) Кол-во час. 5 6 7 8 9 10
2(а)- № 1, 6, 8,
ОИ 1 стр.187-191 Составление опорного конспекта Рабочая тетрадь 1\48 Фронтальный опрос Конспект
2(а)- № 1, 6, 8,
ОИ 1 стр.192-197
Составление опорного конспекта Рабочая тетрадь Ответы на вопросы Конспект
2(а)- № 1, 6, 8,
ОИ 1 стр.192-197
Составление опорного конспекта Рабочая тетрадь Ответы на вопросы Конспект
2(а)- № 1, 6, 8,
И-Р4
Поиск необходимой информации через интернет Интернет -ресурс Устный опрос И-Р4
2(а)- № 1, 6, 8,
И-Р4
Поиск необходимой информации через интернет Интернет -ресурс Устный опрос И-Р4
2(а)- № 1, 6, 8,
И-Р4
Поиск необходимой информации через интернет Интернет -ресурс Устный опрос И-Р4
Материально-техническое обеспечение занятий
Таблица 2а
№ п/пМатериально-техническое обеспечение занятий
1 2
1 Комплект инструментов и приспособлений лесного хозяйства:
2 Комплект бланков технологической документации;
3 Комплект методической документации;
4 Дидактический материал по темам программы;
5 Наглядные пособия.
6 Макету
7 Стенды:
Образцы выполнения лесоустроительных материалов;
План местности;
Условные знаки;
Теодолит ТТ -5;
Нивелир НВ -1
Буссоль БГ-2
8 Комплект плакатов (в электронном и на бумажном носителе), альбомы, инструкцииИнформационное обеспечение обучения
Основные источники (ОИ):
Таблица 2б
№ п/пНаименование Автор Издательство, год издания
ОИ 1 Геодезия Дубов С.Д., Поляков А.Н. изд. «Агропромиздат»1988
ОИ 2 Практикум по лесной съемке. Дубов С.Д., Поляков А.Н. М.:лесная промышленность, 1984
ОИ 3 Практикум по геодезии. Дубов С.Д., Поляков А.Н. М.:ВО Агропромиздат, 1990
Дополнительные источники (ДИ):
Таблица 2в
№ п/пНаименование Автор Издательство, год издания
ДИ 1 Условные знаки для топографических планов масштабов 1:1000, 1:2000, 1:500. Издательство «Недра», М.: 1973
ДИ 2 Условные знаки для топографической карты масштаба 1: 10000 М.; Издательство « Недра», 1977
ДИ 3 Таблицы тригонометрических функций Хренов Л.С. Издательство «Наука», 1975
ДИ 4 Учебные топографические карты Масштабов 1:10000, 1:25000, 1:5000, 1:100000. М., ГУГК, 1979-1987
Интернет-ресурсы (И-Р)
И-Р 1 Консультант плюс consultant. ruИ-Р 2 Лесное право alleng. ruИ-Р 3 Справочник законов woodbusiness. ruИ-Р4 Федеральный портал Российское образование edu.ruИ-Р 5 Интернет-магазин. ТОП-книга shop.top-kniga.ru