ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС


Тема: «ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС»
Басаргина Лилия Алексеевна
Должность: преподаватель
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Волжский политехнический техникум»
Сочетание традиционной оценки теоретических знаний и отдельных практических умений студентов.
Дерево без корней – засохнет
Народ без традиций исчезнет
Традиционная педагогика не исчезнет
Она наполнится новым содержанием
Она будет трансформироваться и преображаться
Постепенно направленно формироваться
Создавая пространство образовательное
А для студента среду познавательную
Переход страны на рыночные условия хозяйствования, связанные с этим повышенные требования к конкурентоспособности экономики предъявляют новые, более высокие требования к профессиональной подготовке специалистов, которые должны уметь быстро приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям труда, обладать высоким профессиональным мастерством, профессиональной мобильностью и компетентностью.
Это требует высокого уровня мастерства педагогических кадров. Педагогическое мастерство преподавателя проявляется и характеризуется прежде всего тем, насколько успешно и эффективно они направляют познавательную и учебно - производственную деятельность обучающихся в процессе их учения, какие педагогические средства применяют для этого, насколько умело вовлекают в процесс познания и овладения знаниями и профессиональным мастерством самих обучающихся.
Все эти вопросы и задачи, связанные с их решением хорошо вписываются в создание современной образовательной среды при подготовке реализации стандартов третьего поколения в учебных заведениях системы СПО, в главу которых поставлена основная задача – формирование обще-учебных мыслительных умений и навыков студентов.И тут мы сталкиваемся с такими понятиями как, «компетенция» «компетентность».
«Компетенция» - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов, и не обходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
«Компетентность» - владение, обладание человеком соответствующий компетенции, включающий его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Идеи компетентного подхода по Филатовой
- Объединяет интеллектуальную и навыковую составляющую образования.
-Включает когнитивную, операционно – технологическую, мотивационную, этическую, социальную, и поведенческую составляющие.
- Включает результаты обучения (знания и умения).
-Способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности.
Ну, если мы начнем формировать основные черты компетентного подхода к подготовке специалиста, ясно увидим, что он опирается на традиционную педагогику. Что такое традиция – это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в течение длительного времени. А педагогика – это наука о социально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания образования и обучения. Поэтому нет смысла разрушать все лучшее старое, а надо воспользоваться им, как фундаментом, для создания новой ступени в обучении и воспитании.
Поговорим о сочетании традиционной оценки теоретических знаний и практических умений.
Важными звеньями учебного процесса являются контроль и оценка учебной деятельности студента. Благодаря контролю, между педагогом и студентом устанавливается обратная связь дающая возможность управлять умственными и практическими действиями студента в ходе обучения. Огромное значение для успешности обучения имеет оценка знаний и умений студентов.
Слагаемые оценки:
- Объективность, единство в подходе к оценке,
- Полнота, системность, обобщенность, действенность и прочность знаний.
- Умение студентов реализовать ту или иную деятельность.
- Умение применять знания для решения конкретных учебных задач.
Педагогика оценивания:
- Создание атмосферы доверия, доброжелательности, справедливости.
- Причины выставляемых оценок.
- Не следует резко реагировать на не правильные ответы и действия.
- Дать надежду на успех, поддержать веру в свои силы.
- Не допускать безразличного отношения к выставляемой оценке.
- Привлечение студентов к оценочной деятельности, к самоконтролю.
Тактика оценки:
- Отношение к отрицательной оценке.
- Правильная тактика выставления тройки.
- Своевременность и систематичность выставления оценок.
- Оценка должна обладать обучающей функцией.
- Итоговая оценка должна отражать конечный результат.
Стратегия оценки:
- Чтобы оценка действительно обучала, она должна объективно отражать уровень подготовленности студента, чтобы имела максимальное воспитательное воздействие, должна, наряду с объективностью, характеризоваться и перспективностью.


О
Ц Е
Н
К
А
Стратегия
Тактика
Слагаемые
Педагогика


Любая теория должна подтверждаться практикой. И я хочу рассказать о своей работе. При оценке теоретических знаний, умений и навыков, я стараюсь использовать необычные эффектные формы и методы, которые создают непринужденную атмосферу, вызывают интерес у студента и даже любопытство:



A N σ μ ∆l l
EAE
Рисунок 3 – веерный опрос
- Блиц опрос:
- Конкурсы: заполни вакансию
[N]= [G] ? ∆l= N ?EA- Три в одном:
σ=?
σ= ? σ= ?- Дерево познания- Интеллектуальные ступени:

Пространственный
изгиб

Косой
изгиб

Плоский, поперечный изгиб

Чистый
изгиб

- Собери бонусы






Конечно, используются и привычные формы и методы: мини – контрольные, 3-х уровневые контрольные работы, кроссворды, рефераты, домашние графические работы, технические диктанты, лабораторно – практические занятия, обобщение материала, составление таблиц – классификаторов.Одним из путей совершенствования контроля является привлечение студентов к оценочной деятельности, к самоконтролю, необходимо, что бы во время каждой проверки студенты не только узнавали, чему они научились, что еще не освоили, какие допустили ошибки , но и учились сами оценивать свои знания и умения. Для этого я использую игровую форму контроля; студент играет роль учителя, составляет сам вопросы, задает их, ставит оценку и комментирует её.
Кроме того, я привлекаю студентов к разработке вариантов для проведения самостоятельных работ, для проверки технических диктантов, для составления текстов для контроля знаний, для решения проблемных ситуаций и т.д.
Оценивая студентов, необходимо стремится к созданию атмосферы доверия доброжелательности, пространства, в котором студент мог работать творчески, расковано, мог реализовать свой творческий потенциал, проявить себя эстетически, многогранно. Все это можно осуществить при помощи предметных КВН, рыцарских турниров, игры «Что? Где? Когда?»
Работу по проверке и оценке учебных успехов студентов нельзя сводить лишь к контролю за качеством усвоения материала. Это работа должна содействовать углублению и расширению знаний и умений, осуществляться на основе высокой умственной активности студентов. В это её важная обучающая функция. Нужно в процессе контроля и оценки как можно чаще ставить студентов в условия, требующие самостоятельного применения знаний в новых ситуациях, самостоятельного решения новых познавательных задач. Это решается путем создания учебных фильмов, разработкой проектов.
Все эти формы и методы являются неотъемлемой частью для создания основных черт компетентностного подхода к подготовке специалиста, созвучны с задачами, которые решает традиционная педагогика, такие как:
-Создание ситуаций для комплексной проверки умений практического использования знаний и приобретения жизненного опыта.
-Оказание педагогической поддержки формирующиеся личности и создание для нее, зоны успеха.
-Наличие четкой системы критериев измерения которой можно обрабатывать статическими методами.
-Интегративная характеристика проявлений личности, связанная с её способностью совершенствовать имеющиеся знания, умения и способы деятельности по мере социализации и накопления опыта жизнедеятельности.
Рекомендуемая литература
Апатова Н.Э. Информационные технологии в школьном образовании. М, 1994.
Батышев С. Я. блочно-модульное обучение М., 1997.
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
Важеевская Е.Е., Глазунов А.Т. Учись учиться. М., 2000.
Коротяев Б. И. Учение - процесс творческий. М., 1989.
Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. М., 1995.
Профессиональная педагогика (Под. ред. С.Я. Батышева). М.,1999.
Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ М., 1987.
Стариченко Б.Е. Компьютерные технологии в образовании (учебное пособие). Екатеринбург, 1997.