Конспект урока внеклассного чтения на тему Ы. Алтынсарин Щедрый человек (8 класс)
Урок: Внеклассное чтение
Тема: Ыбрай Алтынсарин «Щедрый человек».
Цель: Познакомить с биографией казахского писателя Ы. Алтынсарина, его произведением «Щедрый человек».
Задачи: 1. Чтение и анализ притчи «Щедрый человек».
2. Активизировать словарный запас учащихся, способствовать развитию выразительной речи, мышления, воображения.
3. Воспитывать любовь и уважение к культурному наследию казахского народа.
Оборудование: слайды, иллюстрации, портрет, музыкальное сопровождение.
Ход урока.
1.Орг. момент. Приветствие.
-Сегодня на уроке у нас гости. Гостей принято приветствовать. Прочитайте глазками приветствие гостям. Вместе громко и эмоционально. Ставя логическое ударение на выделенных словах.
Здравствуйте, все, кто к нам пришел сегодня. (Слайд)Здравствуйте, все, кто верит доброте. Здравствуйте, все, кто не жалея сил, Делится счастьем своим.
- Перед вами карточки, определите ваше настроение смайликом. - Какое настроение? -Что вы ожидаете от урока? -Надеюсь ваши ожидания оправдаются.
2. Постановка целей урока. Слайд: степь, звучат звуки домбры.
- Ребята, что вы представляли, когда слушали музыку?
-О чем рассказывала нам домбра? Как вы думаете каким писателям будет посвящен наш урок?
-Верно. Сегодня мы начинаем новый раздел по внеклассному чтению «Казахская литература».
-Мы будем говорить о людях, чьи имена вошли в «золотой фонд» казахской литературы и составляют гордость казахского народа.
Послушайте отрывок из стихотворения Ы.Алтынсарина «Давайте, дети, учиться»).
Давайте, дети, учиться! Дитя, когда учиться станешь ты, То знание средь полной темноты
Светлее ламп осветит путь тебе, И станут явью все твои мечты.Давайте же, дети, учиться начнемИ знания светлые нити навекВ свою благодарную память вплетем!
- Знакомо ли вам это стихотворение? Кто автор?
5. На доске портрет писателя.
6. Биография Ы. Алтынсарина
Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин родился 20 октября (1(2) ноября) 1841 года в ауле Жанбурчи Кустанайской области. Он принадлежал к знаменитому роду «кипчак». Отец его Алтынсары Балгожин умер, когда Ыбраю не исполнилось и четырех лет. Мальчик воспитывался в доме своего деда, известного бия Балгожи Жанбурчина. Балгожа был в то время одним из самых авторитетных биев во всей Средней Орде и пользовался большим влиянием среди господствующей верхушки казахского общества. В 1850 году, когда Ибраю исполнилось 9 лет, в Оренбурге административном центре Тургайской области, открылась первая особая школа для казахских детей, куда Балгожа отдал своего внука. Одаренный, живой и прилежный, он с первых же дней школьной жизни резко выделялся среди своих сверстников. Преподаватели сразу обратили внимание на одаренного мальчика, который старательно воспринимал все, что они объясняли, глубоко вникая в каждый изучаемый предмет. Ибрай быстро и хорошо овладел русским языком, изучению которого обращалось особое внимание. В 1857 Ибрай Алтынсарин окончил школу и как лучший ученик получил похвальный отзыв. При распределении он был оставлен переводчиком Правления Оренбургской губернии. Два последующих года И.Алтынсарин упорно самостоятельно занимается, значительно углубляя свои знания в области русской литературы. Изучает историю своего народа. Занимался переводами на казахский язык произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова , И.А. Крылова.
- В память об Ыбрае Алтынсарине в 1991 году в городе Костанае был открыт областной мемориальный музей Ыбрая Алтынсарина (на доске)
- В своих рассказах, стихотворениях он воспевал добро, честность, писал о любви к Родине, о дружбе, о том, что для того, чтобы чего-нибудь добиться, надо трудиться.
Запись детьми в опорных конспектах даты рождения Ы. Алтынсарина.
Ы.Алтынсарин – 1841- 1889.
поэт, писатель, просветитель, педагог, переводчик, основатель каз. шк.
Рассказы стихи пословицы и поговорки
народные придания сказки, притчи
7. Работа по слайдам Чтение термина.
Притча.
- Многие произведения Алтынсарина относятся к притчам.
- Как вы понимаете выражение «Щедрый человек»?
8. Работа с текстом - чтение по ролям.
9. Словарная работа.
Ветхая одежда – старая, рваная и т.д. Кров – жилище, приют. Лишения- недостаток, нищета. Возомнить – составить преувеличенно высокое мнение о себе.
Чуждаться – избегать общения с кем –либо. --- Докажите, что произведение, которое вы прочитали, является притчей.
- Что такое притча? (ПРИТЧИ это древнейший жанр эпоса, короткие истории, полные скрытой премудрости, в которых есть непостижимая глубина и загадочность, красочная образность и занимательность. Притчи слагаются простыми и запоминающимися словами, которые понятны каждому, и передаются из уст в уста)
10. Анализ притчи:
- Каким человеком был Атымтай?
-Как он жил?
- Почему он всё время работал?
- Как объяснил он причину людям?
- Определите главную идею притчи. (В труде нет ничего унизительного, еда, заработанная трудом, вкуснее; надо быть щедрым)
Выборочное чтение:
- определите четыре заповеди, которым следовал Атымтай
Не возомнить о себе. Не чуждаться бедных (Слайд 15)
В труде нет ничего унизительного
Трудом заработанный хлеб вкуснее
Грех перед Богом –поступки неправильные
Как вы поняли эти заповеди?
11. «ДА - Нет».
Кто согласен с поучениями Атымтая, отвечайте «Да» и почему.
Кто не согласен «Нет» и почему.
12. Физминутка.
13. Творческая работа по типологическим группам.
3 тг. «Как бы вы распорядились своим богатством, если были бы богаты?» (устно)
4 тг Собрать пословицу о труде
14. Повторение.
- А может ли щедрость быть без доброты?
Тогда расскажем гостям о своих добрых делах. Ваши добрые дела всегда будут встречаться аплодисментами. (Каждый ребенок рассказывает о своих благородных делах, а остальные аплодируют).
15. Рефлексия .Каждый ученик рисует свой портрет в лучах солнца. Какой я?
интересный
добрый
надежный
отзывчивый
бескорыстный
умный
честный
Мы должны в этой жизни найти правильную дорогу – дорогу добра.
16. Итог урока. – Что же такое щедрость? Чему учит нас Атымтай?
В этом году исполняется 175 лет со дня рождения Ы. Алтынсарина. Мы живем в независимом Казахстане и должны знать историю и казахскую литературу.
17. Домашняя работа.
Прочитать сказки
8 «Б»:3тг - «Спор животных», 4 тг «Муравей, паук и ласточка»
15