Урок по русскому языку для 3 класса Парный согласный в середине слова (Система Л.В.Занкова)
Директор МОУ «СОШ № 221» А.Г.Сидоркин
Технологическая карта урока
Учитель Федотова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 221» Г.ЗАРЕЧНОГО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Предмет Русский язык
Класс 3, дата проведения: 27.11.13 г.
Тип урока Урок контроля и самооценки (А.К.Дусовицкий)
Технология построения урока Создание учебной ситуации, контроль и оценка использования способа действия, рефлексия.
Тема «Парный согласный в середине слова»
Цель Проверить и оценить через контрольно-оценочные действия детей уровень овладения известным способом проверки парного согласного в середине слова.
Основные термины, понятия Парные согласные, слабая и сильная позиция, способ проверки, проверочное слово, части слова (морфемы).
Планируемый результат
Предметные умения:
обучающийся научится: применять правило проверки парного согласного в середине слова; выделять данную орфограмму в словах
получит возможность научиться: определять случаи расхождения написания и произношения парного согласного в корне слов, находить способ проверки для каждого особого случая; применять модель и алгоритм как средство самоконтроля при письме.
Личностные УУД:
оценка себя и одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
Принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять пошаговый контроль по результату; умение планировать свою работу; учиться прогнозировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность.
Познавательные УУД:
формирование логических действий анализа, сравнения, классификации, установления причинно- следственных связей; постановка и формулирование проблемы, самостоятельный поиск ее решения; осуществлять фиксацию указанной информации.
Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и позицию, учитывать разные мнения одноклассников; умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации; формирование умения слаженно работать в группе, в паре; формирование умения полно и четко выражать свои мысли.
Организация пространства
Формы работы Ресурсы
Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная
Книгопечатная продукция: учебник А.В.Поляковой «Русский язык. 3 класс», тетради, карточки заданий, ключи для самостоятельной работы
Технические средства обучения: презентация ( формат elite Рanabord.peb), интерактивная доска, нет-буки ( тренажёры), система голосования
Дидактические задачи этапов урока
№ п/пЭтапы урока Дидактические задачи (цель этапа)
1 Создание учебной ситуации Актуализация знаний на изучаемую тему, организация работы с электронным приложением.
2 Контроль и оценка использования способа действия Самопроверка умения действовать изученным способом при работе над составом слова , контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников в групповой и самостоятельной работе.
3 Рефлексия Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке
4 Домашнее задание Определение упражнения для применения известного способа действия при работе над парным согласным в середине слова.
Технология изучения
Этапы урока Формируемые умения Деятельность учителя Деятельность обучающихсяСоздание учебной ситуации Предметные:
правило проверки парного согласного в середине слова Метапредметные:
регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять пошаговый контроль по результату коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию, учитывать разные мнения одноклассников; формирование умения слаженно работать в паре
познавательные:
формирование логических действий анализа, сравнения, классификации, установления причинно- следственных связей
Личностные:
оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности - Настроимся на работу. Желаю быть внимательными, сосредоточенными. Сумейте сегодня слушать и слышать друг друга. Успехов нам.
- О чём говорили на последних уроках? (О парных согласных). Чем занимались? ( учились писать слова с данной орфограммой). Сумеете определить данную орфограмму в словах? (Да)
- Проверим. Я произношу слово, если есть орфограмма – поднимаете руку; если нет – не поднимаем. Приготовились.
Круг, лес, беседка, сон, наряд, дни, грузди.
- Возьмите лист самооценки и оцените, как вы справились с данным заданием, используя знаки + -
Вид работы Оценка
1.Определение орфограммы в словах на слух. :2. Работа в паре: а) распределение слов в группы б) объяснение орфограммы в) выбор парного согласного 3. Групповая работа ( мой вклад) 4. Самостоятельная работа:
1 задание 2 задание 3 задание 4. Оценка за урок: - А теперь откроем учебник стр.105 упр.№ 202. Чем похожи слова?
- Работаем в парах. Постарайтесь распределить слова в группы разными способами. Результаты записываем в тетрадь.
- Итак, ваши варианты. ( дети выходят к интерактивной доске). У кого также? Другие варианты есть? ( каждый вариант показать цифрами; одной и двумя чертами)
- Какая модель работает в каждом случае? ( На доске модель слабой и сильной позиции парного согласного на конце и в середине слова)
- В какой позиции находится парный согласный в данных словах? ( В слабой)
- Что это значит? ( Нужно проверить)
- Как это будем делать? ( По алгоритму, на доске)
- В парах проверьте орфограмму по алгоритму, выделяя орфограмму: 1 столбик – объясняет 1 вариант, 2 вариант – контролирует; 2 столбик – наоборот). Слушайте друг друга внимательно.
- Оцените, как вы сработали в паре ( лист самооценки).
- Как вы проверяли написание парного согласного на конце слова? А в середине? Какой вывод сделаем? ( Способ проверки одинаковый)
- Как справились?
- Молодцы. Тогда не составит сложности выполнить задание тренажёра. Включите нет-буки. Откройте программу. Договоритесь, кто распределит слова 1 и 2 столбика, а кто 3 и 4 столбика. ( Упражнение «Лоси» )- Оцените свою работу в паре.
- Подведем итог. Поднимите руки, у кого работа в паре оценена знаком «+» ?- Что ж, можем сказать, что вы знаете и умеете работать с парными согласными? (Да)
ФЗК Определять орфограмму на слух
Оценивать свои действия
Действовать по алгоритму и модели
Распределять слова на группы по разным признакам
Подбирать проверочные слова к словам с парными согласными
Определять позицию парного согласного в словах
Контроль и оценка использования способа действия Предметные:
умение подбирать антонимы; алгоритм проверки парного согласного в середине слова
Метапредметные:
регулятивные:
учиться прогнозировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность коммуникативные:
умение плодотворно сотрудничать со сверстниками в поиске и сборе информации в ходе групповой работы
познавательные:
формирование логических действий анализа, сравнения, классификации, установления причинно- следственных связей Личностные:
оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; самооценка 1. - Усложнимся. Сейчас вам предстоит подбирать к словам прилагательные-антонимы с парным согласным в слабой позиции и выделять орфограмму. Как будете работать: каждый сам или в группе? ( В группе)
- Объединитесь в группы. Распределите роли. Работу заканчиваете по моему сигналу ( колокольчик).
Задания для групп:
1 группа:
Далекий –
Горький –
Богатый – ( ловушка)
2 группа:
Высокий –
Жёсткий –
Тёмный – (ловушка)
3 группа:
Густой –
Широкий –
Простой – (ловушка) 4 группа:
Твёрдый –
Тяжёлый –
Смуглый – ( ловушка)
5 группа:
Пушистый –
Тяжелый –
Грустный – ( ловушка) - Проверим ( Каждая группа по очереди размещает лист и озвучивает слова, доказывает правильность написания. В спорных ситуациях с выделением морфем обращаются в Википедию ( выходят в Интернет).
- Остальные группы внимательно слушают и оценивают работу группы ладошками: 2 ладошки – отлично, 1 ладошка – хорошо, но были неточности, дополнения.
- Оцените свой вклад в работу группы9 Лист самооценки).
2. – А теперь самостоятельная работа ( 3 уровня).
Репродуктивный уровень:
Вставьте пропущенный парный согласный, напишите проверочное слово: Берё.ка –
Сколь.кий –
Рефлексивный уровень:
Запишите слова в 2 столбика к схемам
_ _ _
_
Дорожка, вредный, гибкий, ползла.
Функциональный уровень:
Запишите предложение грамотно. Выделите орфограмму на месте ошибки:
Маладые либки и дупки кочают зомёрсшими ведками.
РЕЗЕРВ: синтаксический разбор предложения.
- Как только выполните задания, поднимаете руку, получаете ключ для самопроверки.
- Оцените себя( Лист самооценки). Подбирать прилагательные- антонимы
Действовать по алгоритму
Сверять с образцом
Устанавливать наличие в словах изученной орфограммы
Оценивать работу групп
Выявить способы проверки
Обосновывать написание слов
Находить и исправлять ошибки
Оценивать соответствие написания слов орфогр.нормамРефлексия Предметные:
правило проверки парного согласного в середине слова Метапредметные:
регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять пошаговый контроль по результату коммуникативные:
формирование умения полно и четко выражать свои мысли
познавательные:
установления причинно- следственных связей, самостоятельный поиск ее решения
Личностные:
развитие собственной самооценки усваиваемого на уроке материала - Поставьте себе итоговую оценку за урок, учитывая самооценку по каждому виду работы. Подпишите свой лист. Передайте с последней парты вперед.( Критерии в ключе)
- Поднимите руки, кто поставил себе «5», «4». Молодцы!
- Подведем итог нашей работе по теме «Парный согласный в середине слова». Проголосуем ( интерактивная система голосования):
А) знаю, но не могу
В) не всё знаю и могу
С) знаю и могу
- Посмотрим на результат. Поздравьте себя с хорошим результатом ( если будут выбраны варианты А, В , одноклассники дают рекомендации ). Спасибо за продуктивный урок. Анализировать работу на основе заданных критериев
Домашнее задание - Дома составьте обменную карту с уровневыми заданиями для одноклассников в электронном и печатном виде по теме урока. Составлять задания разного уровня на заданную тему