Открытый урок по русскому языку по теме: Парный согласный в середине слова


Тема урока: Парный согласный в середине слова
Тип урока: Формирование новых учебных знаний
Планируемые результаты:
предметные УУД - продолжить работу по формированию навыка проверки парных согласных в корне слова;
метапредметные УУД: познавательные УУД – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, регулятивные УУД – оценивать правильность выполнения действий;
личностные УУД- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Цели урока:
Образовательные:
учить различать на слух звонкие и глухие согласные;
добиваться от детей осознания необходимости проверки как звонких, так и глухих согласных;
познакомить детей с различными способами проверки парных согласных в корне;
закреплять умения давать характеристики звуков, знания об изученных орфограммах;
формировать навык грамотного письма.
Развивающие:
развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся;
развивать фонематический слух;
работать над культурой речи учащихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли.
Воспитательные:
воспитывать потребность в знаниях;
воспитывать умение работать в коллективе, в парах;
воспитывать чувство взаимопомощи.
Оборудование:
учебник “Русский язык” Л. В. Поляковой, карточки с разноуровневыми заданиями, карточки для групповой работы и работы в парах;
алгоритм
1. Организационный момент.
- приветствие гостей
- подготовка рабочих мест
- положительное настроение (поворот друг к другу, пожатие рук, пожелание удачи, улыбка в подарок).
2.Минутка чистописания.
СЛАЙД 1.
Учитель: - Заполнив клетки кроссворда, определим букву для минутки чистописания.
(Слова: ёж, щенок, утёнок, телёнок, котёнок, ребёнок, цыплёнок)
У: - Какую букву пишем? (ё)
-Что можете сказать об этой букве?
(Обозначает 2 звука: [й о], гласная, если она есть в слове, то всегда под ударением.)
У: - Какое слово «лишнее»?
(щенок – не имеет буквы ё;
Ёж – не обозначает детеныша.)У: - Сегодня, ребята, у буквы Ё день рождения. Появилась эта буква в 1783 году. А в городе Ульяновске ей даже памятник поставили. (Зайти в интернет и показать фото)
СЛАЙД 2

У: – Составьте цепочку, используя следующий шифр:
бёп вёф …
(Берутся парные согласные, между ними «ё»)
- Определите, какое задание предстоит нам выполнить. Запишите.
Самооценка: подчеркните карандашом лучшее, на ваш взгляд, написание.
3.Актуализация знаний
-Сделать фонетический разбор слова ёж
-Какой звук мы слышим на конце слова? А какой будем писать?
Как называется орфограмма?
- Почему парные согласные - это орфограмма? (Звонкие согласные оглушаются, их произношение и написание могут не совпадать)
У: - Давайте вспомним все, что нам уже известно о правописании
парных согласных.
Живут себе два брата –Глухой и звонкий звук,И все вокруг стараютсяИх различить на слух.
Но братья друг за другаТак прячутся порой, Что не поймёшь ни звука!Где звонкий?! Где глухой?!
Чтобы проверить парную согласную в корне, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этой согласной стояла гласная или буква н!
4.Тема и задача урока.
- Как вы думаете, какая у нас с вами задача сегодня?
(Научиться правильно писать слова с парными согласными).
- Так какая же тема урока тогда?
- Упражняться в подборе проверочных слов.
-У: Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Друг – познается в беде.
Как вы понимаете эту пословицу. Подберите синонимы к слову друг (товарищ, приятель), антонимы (недруг, враг)
-У: Подчеркните все знакомые орфограммы.
-Подберите однокоренные слова к слову друг. Какие слова можно назвать проверочными? Какое не является проверочным?
5.Составление алгоритма подбора проверочных слов
-У: Существует несколько способов подбора проверочных слов.
- Я вам предлагаю провести исследование и составить алгоритм, которой поможет вам подбирать проверочные слова. Согласны?
-Начнем наше исследование. Будьте внимательны.
На доске волшебная труба.
1. Один - много
Арбуз дуб нож
арбузы дубы ножи
- У: Как мы проверили эти слова? (поставили во мн.ч.)
-Это и есть первый способ.
2. Маленький – большой
Тропка - тропа
шубка - шуба
3.Сказать ласково
Травка - травушка
Сказка - сказочка
Чашка - чашечка
Какой? (признак)
4. Что? (предмет)
Что делать?(действие)
Луг - луговой
сторож - сторожить
беседка - беседовать
5. Чередование г/ж
Рожки - рога
ножки - нога
6.нет
Ложки - нет ложек
Варежки - нет варежек
Слайд 4
Алгоритм подбора проверочных слов
1. Один - много
2. Маленький – большой
3.Ласково ( ок очк ечк еньк ушк)
4. Что? (предмет) - Какой? (признак) - Что делать? (действие)
5. г/ж6.нет
6.Физ.минутка для глаз.
7.Работа по учебнику. Упражнение 194 на странице102
Объяснить значение слова стражник, разобрать по составу .Записать фразеологизм:
Быть в плохом настроении. - Встать не с той ноги.
8.Физминутка.
Лёгкие прыжки, Мелкие шажки, Громкие хлопки, Дружные кивки. Тихая посадка. Вот и вся зарядка.
9.Дифференцированная самостоятельная работа по вариантам:
Самостоятельная работа с выбором задания.
на доске :дальняя доро . ка ( )
широкая тро.ка ( )
жёсткая шу . ка ( )
высокие ду. ки ( )трудная зага . ка ( )
- К данным словосочетаниям я предлагаю вам три задания разной сложности. Выберите самостоятельно то задание, которое вам нравиться больше, с которым, на ваш взгляд, вы справитесь успешнее.
1.Спиши, вставь пропущенные буквы, в скобках напиши проверочное слово. 2.Подбери однокоренные слова к любому из существительных и разбери их по составу 3.Запиши антонимы к именам прилагательным.
(вспомнить, что такое антонимы)
- Проверка:
- Какие парные согласные вставили? Назовите проверочные слова (ученик у доски маркером вписывает пропущенные буквы).
- Кто выполнял задание 2 карточки? Прочитайте предложения, которые вы составили.
- Кто выполнил задание 3 карточки? (проверить у доски)
- Что общего в словах – антонимах? (орфограмма)
10. Творческое задание. Работа в парах.
-У: Соедините части пословиц. Выберите из них ту, которая вам больше нравится и запишите в тетрадь. Подчеркните все знакомые орфограммы.
Нет лучше дру.ка , чем р.дная мату.ка.
Дру. лучше старый, а платье новое.
Дру. за друга д.ржаться - ничего не б.яться.
Проверка работы. Слайд 5
11.Самостоятельная работа. Диктант.
Прыжки, шажки, хлопки, кивки, посадка, зарядка.
Проверка работы. Слайд 6
12.Рефлексия
- Подведем итог. Чему вы научились на уроке? (Правильно писать слова, находить в них орфограммы, подбирать проверочные слова).
13. Домашнее задание стр.103 упр.196
Нарисуйте смайлик на листочке с алгоритмом.
- Кому было интересно и понятно на уроке - хлопните 3 раза в ладоши. Спасибо за урок! Эти аплодисменты вам!!!
Предметные:Обучающиеся повторят изученные правила правописания (правописание гласных в корне слова , правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова, правописание слов с парными согласными на конце слова и в корне слова.Обучающиеся получат возможность научиться:• осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;• определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами; обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;• применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов .Метапредметные:
Личностные УУД:
положительное отношение к процессу познания,  к языковой деятельности; Регулятивные УУД:
 принимать и сохранять цель и учебную задачу; планировать решение учебной задачи, выполнять действия по намеченному плану; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи.                                                                                                                                                                                Познавательные УУД:
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; высказывать предположения. Коммуникативные УУД: 
  участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; учитывать мнение партнёра, формулировать собственное мнение и аргументировать его; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).
Пояснительная записка
Автор материала (ФИО)
Джабраилова Кусун Магомедовна
Должность (с указанием преподаваемого предмета) учитель начальных классов
Образовательное учреждение
МКОУ СОШ №2 ГП Терек
Название материала
Правописание парных согласных звуков в середине слова
Класс
3
Учебный предмет
Русский язык
Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс УМК система Занкова, автор учебника А.В.Полякова
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие)
Презентация, текстовый документ.
Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.)
Компьютер, интерактивная доска.
Цели,
Задачи материала
Формирование новых учебных знаний. Упражнение в подборе проверочных слов.
Список использованной литературы.
Ссылки на Интернет - источники
Изображения