План урока по русскому языку на тему Правлписание букв и и ы после приставок на согласную 6 класс

План урока по русому языку
Класс :6 «г»
Дата: 23.11
Тема: Правописание букв и и ы после приставок на согласную
Цель: выработать навык написания
Задачи:
Образовательные:  повторить правило “З и С на конце приставок”; повторить написание Ы, И после Ц; изучить и закрепить правило правописания Ы и И после приставок на согласный.
Развивающие: развивать творческие способности учащихся; развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.
Воспитательные: Воспитывать познавательный интерес к особенностям русского языка, а также умение вежливо обращаться друг к другу.
Методы и приемы : Объяснительно-иллюстративный, беседа
План урока:
I.Организационный момент
II.Проверка домашнего задания
III. Повторение изученного материала
IV.Изучение нового материала.
V. Закрепление.
V. Итог
VI . Д.з.
Ход урока
I.Организационный момент
1.Приветствие
II.Проверка домашнего задания
III. Повторение изученного материала
1. Игра “Кто быстрее и правильнее” Записать в два столбика диктуемые учителем слова с приставками на З –, С –, и и приставкой С –, обозначить орфограмму
З  раздать воздержаться развесили взмахнуть возгорится взбираться
С сделать распустить сделано испугаться бескрайний бескозырка вспоминать

–  Подведение итогов работы.
2. Повторение правила “Буквы Ы, И после Ц”.
– На экране текст (стихотворение).
Цпленок в црке выступал, Играл он на цмбалах, На мотоцкле разъезжал И цфр он знал немало.
Он из цлиндра доставал Морковь и огурец И только одного не знал Где И, а где же Ы.
Задание: выписать из стихотворения слова с данной орфограммой в три столбика: Ы – И
в корне цыпленок (в)цирке (на)цимбалах (на)мотоцикле цифр (из)цилиндра
в суффиксе
в окончании огурцы

 – После проверки продолжить заполнение столбиков словами, продиктованными учителем.
революция  цыганский операция цитрусовый в секции циновка
куницын сестрицын Царицын
овцы сестрицы

IV. Изучение нового материала.
Лексическая работа.
Человек, который занимается розыском пропавших людей или вещей –СЫЩИК; 
Проводить осмотр, чтобы найти что- либо- ОБЫСКАТЬ
Подшутить над кем-то – РАЗЫГРАТЬ
Находящийся непосредственно перед кем-либо или чем- либо –ПРЕДЫДУЩИЙ
2.Слово учителя
-После всех русских приставок на согласную вместо И пишется Ы, согласно произношению. Например, играть – разыграть – розыгрыш. Итого – подытожить. Идти – предыдущий. При этом происхождение корня, русский он или иноязычный, не учитывается. Так реализуется фонетический принцип русской орфографии.
Обращаем внимание, что в словах небезызвестный, безысходный, сызнова в приставке также пишется буква Ы, т. к. она стоит после приставки на согласную. В соответствии с этим же правилом пишутся слово сызмальства.
Особое внимание следует обратить на глагол взимать, в котором исконно русская приставка вз-, оканчивающаяся на твердый согласный, присоединяется к древнерусскому глаголу «имать», т. е. брать. В этом глаголе после приставки на согласную сохраняется буква И, в соответствии с произношением. Обратите внимание на то, что в других однокоренных словах, например изымать, в соответствии с произношением, мы будем писать вместо И – Ы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
После русских приставок МЕЖ- и СВЕРХ- пишется гласная И. Например, межинститутский, сверхизысканный. Объясняется это историческими причинами. Во-первых, написание гласной Ы после приставки МЕЖ- нарушило бы общеизвестное правило: «ЖИ – ШИ пиши с буквой И». Что касается приставки СВЕРХ-, дело в том, что на протяжении многих веков звук [х] мог быть только твердым, поэтому при сочетании приставки СВЕРХ- с начальной гласной корня И в произношении не происходило никаких изменений, которые следовало бы зафиксировать графически, на письме. Так и закрепилось. Сверхинтересный, сверхинициативный.
После иноязычных приставок на согласную ДЕЗ-, КОНТР-, ПАН-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС- гласный И сохраняется для того, чтобы пишущий мог быстрее увидеть границу между частями слова и быстрее понять, что данное слово значит. Например, дезинформация, контригра, паниранский, постимпрессионизм, суперинтендант. Обратите внимание: в русском языке могут образовываться пары однокоренных слов, в которых начальная гласная корня будет выглядеть по-разному. Например, постинфарктный, но предынфарктный, контригра, но розыгрыш. Обусловлено это тем, что в первом случае использованы иноязычные приставки, и после них гласная И корня сохраняется. Во втором случае используются приставки русского происхождения, оканчивающиеся на согласную. Поэтому после них И превращается в Ы, согласно произношению.
Кроме того, следует помнить, что правило о переходе И в Ы после приставок на согласную не распространяется на сложносокращенные слова. Например, госинспекция, спортинвентарь.
V. Закрепление
– выполнение упражнения:
– напишите мили-сочинение, используя данные слова:
предыстория, небезызвестный, небезынтересный, предыдущий, отыскать и другие.
Задание
Вставь пропущенные буквы, обозначь орфограммы.
Бездейность, равнодушие, бедуховность надо изжвать всеми силами. На преддущем уроке учшиеся покзали неплхие знания. Жри подтожило результаты состязаний. После землетрсения люди всего мира оказывали помощ Армении. На арене црка выступали жнглеры. Сверхнтересный спектакль открыл татральный сезон.

V.Итог
VI Д.з