Рефлексивный отчет по уроку №1 по теме: Как организовать парную работу через диалоговое обучение.


Отчет В2
РЕФЛЕКСИВНЫЙ ОТЧЕТ ПО УРОКУ №1
ЗАПЛАНИРОВАННОЙ СЕРИИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ УРОКОВ
Васькова Е.М.
учитель Технологии, черчения, ИЗО
Константиновской СОШ Успенского района
В период прохождения этапа «Практика в школе» мною был проведен урок из запланированной серии последовательных уроков по предмету «Изобразительное искусство» на тему «Виды преспективы» в 6 классе. При подготовке к уроку я руководствовалась Госстандартом, учебной программой, учебником, ресурсами сети Интернет, собственным опытом, теоретическим материалом, изученным на курсах третьего (базового) уровня, «Руководством для учителя» Кембриджского университета и АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы».
Урок является первым в серии последовательных уроков и первым в разделе «Перспектива», поэтому основной образовательной целью урока было сформировать у учащихся представление об основных понятиях и законах перспективы.
В 6 классе 13 учеников. Состав класса постоянный, практически не менялся с первого класса. На уроке присутствовало 12 учащихся, накануне одному ребенку была сделана операция и его до конца учебного года не будет. Состав класса неоднородный: есть учащиеся с «высоким», «средним» и «низким» уровнями успеваемости. Перед проведением уроков в период первой недели были проведены диагностики, направленные на определение уровня взаимодействия в классе, на характер межличностных отношений. Результаты диагностических исследований учитывались при подготовке к уроку для формирования групп и пар. По результатам наблюдений и анкетирования, выяснилось, что главная проблема в классе – нежелание общаться с тремя учениками: это Катя З. и Сергей Ф. Кристина М. Еще одна проблема данного класса, что коллектив в нем разделен как бы на 4 группы:
1 группа, это дети, стремящиеся к лидерству: Миллер Полина, Жумадирова Галия и Смаилова Айсулу;
Вторая группа, это Киселева Влада и Идирисова Эльвина-подружки, наблюдающие со стороны за всем, что происходит в классе (отличницы).
Третья группа, это те, с кем стараются не общаться в классе: Зеленко Екатерина, Фаст Сергей и Мойсюк Кристина;
Четвертая группа – остальные учащиеся класса, подчиняющиеся всем требованиям и правилам, предъявляемым лидерами. Изначально у меня определилась проблема:
Необходимо провести работу на сплочение коллектива, взаимодоверие, уважение друг к другу.
Сложность моих исследований заключалась в том, что у нас в школе нет психолога, поэтому подбирала анкеты сама. Вначале провела опрос по социограмме. Мои предположения по делению класса подтвердились и я решила направить свою работа на сплочение коллектива. А где лучше всего дети ведут себя непринужденно? Конечно за пределами школы. Как будто по заявке выдался отличный день и мы после уроков
пошли в "поход". Наблюдать за ребятами было очень интересно. На природе мы провели игру "Цепи кованные". Во время игры никто не был "лишним". За каждого члена группы воевали в буквальном смысле слова. Я испытала чувство радости и удовлетворения, что не зря потратила это время-результат" на лицо". Разошлись все уставшие, но довольные.
Так же было организовано чаепитие , во время которого мы проводили игры, направленные на сплочение коллектива, хотя вначале настороженно отнеслись к моему предложению, но пришли все. Спасибо классному руководителю, она тоже была с нами.

После чая, я показала ребятам ролики.
Посмотрев ролики на позитивный настрой, провели обсуждение: как такие фильмы влияют на наше настроение? Детям очень понравился ролик с поросенком и бегемотом. Сразу заметно улучшилось настроение! Следующий ролик был о коллективной дружбе и защите от врагов, ребята устроили целый диспут о том, какие умные могут быть животные и насекомые. Как можно защититься от серьезных врагов, если все вместе дружно группируются. После просмотра фильмов, танцевали танец «Лабода», где уже все вместе распределились друг за другом и выполняли все движения – задания без всяких комплексов. Мне даже показалось, что все так легко и хорошо складывается, что никаких практически усилий не пришлось прикладывать для сплочения данного коллектива.
Результат проведенных мероприятий сказался на моих последующих уроках. Ребята чувствовали себя непринужденно, спокойно рассаживались в пары, независимо от способа распределения и без разницы с кем получилось сесть. А работа на взаимодействие в парах - это и было целью моего исследования. На протяжении всех моих уроков я отслеживала именно работу детей в парах.
Данная тема была выбрана потому, что в классе не сильны межличностные отношения; при организации работы в группе, в паре между детьми возникали мелкие конфликты, что впоследствии могло негативно повлиять на личностные качества ребят, привести к неприятию ими норм и правил социального взаимодействия.
Цель обучения на уроке заключалась в формировании у учащихся навыков пространственного, художественно-образного и творческого мышления. Данная деятельность осуществлялась через организацию парной и групповой работы учащихся. Целью личностного развития учащихся явилось формирование информационной, коммуникативной компетентностей, компетентности разрешения проблем в процессе диалогического обучения.
Как происходило достижение данных целей?
В самом начале урока был проведен музыкальный тренинг на психологический настрой класса к работе.
Учитывая возрастные особенности, подобрала детскую веселую песенку, но ребята не очень охотно и дружно выполняли под нее упражнения. Опять заметила комплексы детей по отношению друг к другу (рано радовалась, что все так быстро наладилось) Но тут высказались лидеры, они попросили в следующий раз для разминки взять более современную и энергичную музыку. Взяла себе на заметку – подходить к вопросу разминки детей более грамотно, а еще лучше – дать им задание самим подготовить разминку, ответственную назначила – Айсулу.
Следующий этап был - деление учащихся на группы по геометрическим фигуркам. Всего фигур было три: треугольник, овал и квадрат. Цвет- красный, зеленый, фиолетовый и синий. В итоге получилось 3 группы по 4 человека. ( В каждую группу попал учащийся с низким уровнем знаний (таких учеников 3).
На обратных сторонах фигурок я написала цифры 1;2. (новые подходы, КМ)
Мною были подготовлены три презентации о видах перспективы. (ИКТ) В первой презентации (виртуальный музей) ребята посмотрели картины Казахстанских художников, таких как Абылхан Каскеев, Александр Пономарев, Хакимжан Наурзбаев, Айша Галимбаева, красивейшие пейзажи с разнообразными видами перспектив, несколько картин известных российских художников, таких как И.И.Шишкин, И.И.Левитан, В.Д.Поленов.
Вопрос для групп: Как по вашему мнению художники передают пространство в картине? Минута на раздумье. Ответов было несколько, основная мысль ребят - при помощи цвета.
Вопрос всем: могли бы вы назвать тему нашего урока?
После некоторого раздумья ребята предположили, что тема всего скорее о том, как правильно изобразить на картине пространство, показать даль, глубину.
В следующей презентации мною были подобраны несколько картин с более видимой линейной перспективой и несколько картин с яркими элементами воздушной перспективы.
Просмотрев презентацию, учащиеся разделились в группах по два человека ( две единички, две двоечки).Заранее раздала заготовленные карточки с вопросами. Каждой паре предстояло ответить на три вопроса:
Один вопрос был низкого порядка, два других вопроса-высоког порядка..
На данном этапе работы можно было заметить, как дети сотрудничают друг с другом; анализируют, делают выводы, т.е. осуществляется взаимодействие.
Бауржан задает вопрос Айсулу: " Как мы можем показать пространство на листе? Айсулу вначале ответила очень просто: "При помощи правил перспективы, Бауржана этот ответ не устроил и он перефразировал свой вопрос: " Показывая пространство на листе, как мы можем изобразить даль?" И Айсулу пришлось полно давать ответ на вопрос. Она рассказала как меняется цвет и размер изображаемых предметов по мере удаления. Как мы видим при выполнении данного задания, учащиеся научились составлять вопросы и подбирать ответы, учитель анализируя вопросы детей учитывает их содержание, уровень сложности – вопросы не сложные, ответы у учащихся не однозначные. Какие изменения будут на следующем уроке: вовлечение всех учащихся в беседу, с целью развития суждений. Учащиеся приходят к выводу научились умению выявить тему урока и определять цель урока. При выполнении данной формы работы учитывалось умение понимать вопросы заданные учителем, умение аргументировано отвечать, придерживаясь регламента. Помогает охватить наибольшее количество учащихся, заставляет внимательно слушать, отслеживать ответы товарищей, давать объективную оценку выступлениям групп.
Но опять же, не все пары активно работали. В следующий раз необходимо продумать с кем можно посадить Катю, что бы она могла свободно высказывать свое мнение, что бы ей дали эту возможность; Кристину – для предоставления ей большей активности.
После обсуждения в парах, дети высказывали свое мнение. Каждая пара дала свои ответы на вопросы. Вопросы были высокого порядка, поэтому детям приходилось давать грамотные полные ответы. В итоге пришли к выводу, что существуют определенные правила, для того, что бы показать глубину пространства. Отвечали все, и тихая неразговорчивая Катя и молчун Сережа отвечал на поставленные вопросы, ему видимо было интересно высказаться после обсуждения. После проведенного опроса по вопросам, я познакомила детей с понятием «Перспектива», «линейная перспектива», «воздушная перспектива» и показала третью презентацию по уровню линий горизонта. Ребята узнали о точках схода, просмотрели виды изображений с одной, двумя и тремя точками схода в зависимости от высоты положения линии горизонта. На интерактивной доске очень хорошо просматривались все виды перспективы с одной, двумя, тремя точками схода.
Применение мною ИКТ было эффективным, так как позволило более полно раскрыть содержание урока и вызвать интерес у учащихся. Из ответов учащихся было понятно, что они усвоили основные моменты и правила передачи пространства.
Следующий этап работы – этап рефлексии. Чтобы создать у учащихся 6 класса интерес, а, главное, сформировать у них четкое представление о видах перспективы, я предложила им нарисовать постер. Выложить на формат все то, что они узнали о видах перспективы. Следует отметить, что знакомство с постером у нас проходило в первую неделю практики. Я присутствовала у них на уроке самопознания. Тема называлась: "Что такое счастье?" Удивило меня то, что такая интересная тема и такое неважное настроение у ребят. И поэтому в завершение урока я предложила сделать постер. Учитель самопознания Елисеева О.Н. поддержала мое предложение и дети оформили работу по теме: «Счастье». Для того, что бы проанализировать их настроение и познавательную деятельность я применила листы обратной связи, где каждый показал, какое настроение у него ощущается к концу урока.

Времени, конечно у нас ушло больше, но к концу рисования плаката у ребят действительно улучшилось настроение. Поэтому на своем уроке я тоже предложила им нарисовать постер.
Вначале в группах ребята обсудили, что они узнали из всего просмотренного материала о видах перспективы, выбрали основное, главное и распределили все остальные понятия об изображении пространства.

Каждая группа представила свои работы, объяснила, почему она так изобразила последовательность, аргументировала. После их защиты слово дала своим творческим и одаренным девочкам.
Мои творческие и одаренные дети (это Влада, Эльвина и Айсулу) делали выводы по постерам, дали оценку работам групп. Но дети есть дети, каждый хочет больше похвалить свою группу. А это уже моя недоработка - не выработала критерии оценивания. Значит есть над чем работать к следующему уроку. Так же я не довольна тем, что на уроке всё-таки много говорила сама. При дальнейшем планировании это буду учитывать. Но по специфике моих уроков, я немного сомневаюсь, что смогу быть просто наблюдателем, так как уроки изобразительного искусства больше имеют практическую направленность и на этих уроках основная часть времени должна уделяться практике, а что бы дети выполнили эту работу в сроки, отведенные на один урок, просто необходимо их направлять и подталкивать, а по другому никакого времени не хватит. В завершении урока каждый учащийся заполнил карту обратной связи. Проведя анализ по картам, я осталась довольна уже тем, что 7 учащихся из 12 поставили себя на самую высокую ступеньку, а это значит, что они справились с заданием, хоть оно и было трудным, 2 человека посчитали, что трудностей вообще не было, и три человека поставили себя на вторую ступеньку, а это значит, что они , хоть было и трудно, пытались понять в чем эта трудность заключается…
Но при всем этом считаю, что мой урок достиг поставленных целей. Запланированная работа позволила мне пронаблюдать за детьми, за их взаимоотношениями, сделать определенные выводы по улучшению микроклимата в классе, по созданию необходимой коллаборативной среды. Если говорить об изменениях, произошедших в учащихся, нужно указать то, что появился интерес к обучению, учащиеся стали критически относиться к ответам товарищей, научились анализировать свои действия , рассуждать, задавать вопросы высокого уровня, находить и анализировать материал, аргументировать свой ответ, развитие правильного умения решать. Учащимся понравилось работать при такой форме деления класса.