Урок литературы в 3 классе по теме: Жадный бай и Алдаркосе. (Казахская народная сказка)


Литературное чтение. 3 класс.
Тема урока: Жадный бай и Алдаркосе. (Казахская народная сказка)
Цели урока:
1. Образовательная: Формирование понятия «народная сказка»; ознакомление с казахской народной сказкой «Жадный бай и Алдаркосе»; осуждение жадности и корысти (на материале сказки).
2. Развивающая: развивать память, внимание, воображение, технику чтения, учить четко и правильно выражать свои мысли.
3. Воспитывающая: воспитывать интерес к чтению.
Тип урока: интегрированный.Вид урока: смешанный.
Методы: словесный, эвристический.
Средство обучения: учебник.
Прогнозируемый результат: предметные: умение определять вид сказки; знание содержания сказки «Жадный бай и Алдаркосе»; личностные: осуждение жадности героев сказки, понимание хитрости Алдаркосе для наказания жадного бая; системно-деятельностные: умение понимать прочитанное, давать оценку героям сказки, сравнивать поступки героев, уметь чувствовать юмор сказки.
Технология: развивающая.
План урока:
I. Организационный момент.II. Проверка домашнего задания, постановка цели урока.
III. Актуализация знаний.
IV. Применение и закрепление изученного материала.
V. Физ. минутка.VI. Подведение итогов и результатов урока.
Содержание урока:
I. Организационный этап урока.Готовность класса к работе, организация внимания и внутренней готовности.
II. Проверка домашнего задания, постановка цели урока.
Выяснить степень усвоения заданного на дом материала, определить типичные недостатки в знаниях их причины.
III. Актуализация знаний
Какие сказки про Алдаркосе вы знаете? («Чудесная шуба», «Легенда о Бурабае».) О чем рассказали они? С какой легендой связано имя Ал- даркосе? (Легенда о Бурабае.) Каким представляется вам этот национальный герой казахских сказок? Назови его черты характера. Приведите примеры из сказок.
Сообщение темы и цели урока.
Освоение содержания и анализ сказки.
Слушание сказки в чтении мастеров художествен- ного слова (по электронному варианту учебника; см. диск.)
Чтение сказки «Жадный бай и Алдаркосе». Учащимся предлагается прочитать разговор бая с Алдаркосе, полный притворства и юмора. Перед читателем предста- ет образ прекрасного выдумщика и веселого человека Алдаркосе, рассказавшего придуманную историю о змее для того, чтобы дать понять баю - хитрость его разгадана.
Словарная работа: таган - металлическая подставка для костра; казан - посуда для приготовление горячих блюд на костре; салем - приветствие; попотчевать - угостить.
Беседа. К какому виду относится сказка? («Жадный бай и Алдаркосе» относится к бытовым сказкам.) Когда вы впервые познакомились с героем сказок с Алдаркосе? (В 1-м классе, когда читали сказку «Чудесная шуба», где хитрый Алдаркосе поменял свою рваную шубенку на теплую и богатую шубу бая.) Какое впечатление сложилось у вас об этом герое? (Алдаркосе - умный и предприимчивый герой, который ведет борьбу против жадных, глупых и ленивых.) Так, начало сказки знакомит читателя с образом бая Шик-бермесом. Как вы думаете, почему так звали бая? Почему люди не ходили в гости к баю? Какой закон не существовал для бая? (Священный закон гостеприимства, вход в его юрту был всегда закрыт для приезжих.) Почему вокруг юрты был разостлан камыш? Как поступил Алдаркосе? Что он увидел, заглянув в юрту? Что сделали хозяева, когда Алдаркосе вошел в юрту? Как встретил его бай? Что ему сказал? О чем шла беседа гостя с хозяином? Как ведет себя в разговоре бай? Ему нравится гость? Почему он побагровел и бросил колбасу в котел со словами «варитесь пять месяцев»? Что задумал Алдаркосе? Как перехитрил бая? Как вы оцениваете поступок Алдаркосе? Правильно ли он поступил? Почему?
Чтение сказки по ролям. Импровизация сказки (с творческим добавлением диалога между Алдаркосе и баем).
IV. Применение и закрепление изученного материала.
Обобщение прочитанного. Кто же остался победителем в данном поединке хитростей? Чему учит нас сказка? Какие качества характера высмеивает сказка? (Жадность, скупость.) Каких людей прославляет? (Умных, находчивых.) Сказка учит быть добрым и щедрым, отзывчивым и гостеприимным, если тебя просит о чем-то человек, который нуждается в поддержке, еде и ночлеге. Каким рисует народ своего героя? Опиши его портрет.
V. Физ. минутка.Работа по картинкам учебника. Рассмотрите картинку к сказке. Таким ли вы представляете себе главного героя? Словесно опиши те картины, которые ты бы нарисовал к сказке.
Задание на дом. Чтение сказки (по ролям). Пересказ сказки.
VI. Подведение итогов и результатов урока.
Подведение результатов урока (релаксация): предметные: знают, что народная сказка относится к бытовой; пересказывают сказку, называют ее героев; личностные: осуждают жадность, глупость, смеются над хитростью Алдаркосе; системно-деятельностные: умеют читать сказку по ролям; понимают, в чем смысл сказки, чему она учит.