Урок обобщения знаний по физике в 7 классе по теме Давление в жидкости и газе



Сюжетная игра- путешествие
«Физический океан».

Класс: 7

Цель: - Повторение и обобщение учебного материала
по теме « Давление жидкостей и газов».

- Развитие практических навыков решения расчетных
и качественных задач.

- Воспитание дисциплинированности, самоконтроля,
ответственного отношения к делу.




Оборудование: - карта «физического океана»,
- подборка книг серии «Занимательная физика»,
- карточки с заданиями,
- элементы корабельного снаряжения.






Ход урока.

1. Организационный момент.
В начале урока все ученики класса делятся на две команды, каждая из которых отправляется в путешествие по «Физическому океану» и должна попасть на остров «Эврика». Побеждает та команда, корабль которой, преодолев все препятствия, первым прибудет на остров. Каждое препятствие – это физический вопрос. За правильный ответ выдается жетон, соответствующий цвету корабля команды. По количеству предъявленных жетонов в конце игры определяется личное и командное первенство.

Учитель: Как бы быстро не развивался научно-технический прогресс, ни один корабль, наверное, никогда не сможет обойтись без капитана и его команды помощников. Поэтому командам необходимо выбрать капитана «Давление», штурмана «Силу» и матросов «Массу», «Плотность» и «Объем».
(Эмблемы экипажа выбираются из большого набора карточек с различными физическими терминами. Необходимо выбрать термины, соответствующие повторяемой теме.)


2. Этап обобщения и комплексного применения знаний.

Учитель: Корабли снимаются с якоря, и мы отправляемся в путь по просторам «Физического океана». Путь предстоит долгий и трудный. На пути следования вам встретятся скалы «Познания» и рифы «Неизвестности».

А для того, чтобы остаться в живых и сохранить корабль нужно вспомнить: для чего нужны насосы?
(Каждой команде на обсуждение дается одна минута. Капитан команды назначает «матроса», отвечающего на вопрос. За правильный и быстрый ответ, команда и отвечающий получают жетон.)

Учитель: Продолжая наше плавание, и проводя экскурсию по кораблю, мы видим водолазное снаряжение. А знаете ли вы для чего нужно это снаряжение? (Ответы учащихся.) Рассчитайте, какое давление испытывают водолазы на глубине 30м.
Дано: Решение.
h = 30 м p =
· ( g ( h
g = 9.8 Н/кг p = 9,8 Н/кг ( 30м ( 900 кг/мі = 264600 Па = 264,6 кПа

· = 900 кг/ мі
p -? Ответ: 264,6 кПа.

Учитель: Мы переходим к штурманской рубке. Здесь очень много карт, и сложных навигационных приборов. Но один из них нам уже знаком: это барометр. Давайте вспомним устройство барометров. (Ответы учащихся.)
Обратите внимание, стрелка барометра указывает на «бурю». И действительно, все вокруг потемнело, ветер усилился. И вот уже ничего не видно, и не слышно за грохотом волн. Помощи ждать не приходится, в «Физическом океане» мы одни. Спасение возможно, если найти связь между цифрами: 1, 10,
10 000, 160, 133. (Ответы учащихся.)

Путь свободен. На воде полный штиль. В минуту отдыха можно немного расслабиться и почитать книгу. (Внимание учащихся привлекается к книжной выставке.)

Но вот на горизонте появился другой корабль. Он быстро приближается к нам. Нас атакуют пираты. Шутки в сторону Но это не обычные пираты, а интеллектуальные. Возможно, мы сможем откупиться? Главарь пиратов задает вопрос: как выйти сухим из воды? В случае правильного ответа мы будем спасены.

Учащиеся предлагают варианты ответов на данный вопрос. Наиболее интересные версии отмечаются жетонами правильных ответов.

Учитель: Нам удалось уйти из плена пиратов, подняли паруса и плывем дальше. А интересно как вычислить силу давления воздуха на паруса, и что для этого нужно знать? (Ответы учащихся.)
Наши корабли приближаются к острову «Эврика», и друзья-островитяне выстроились на причале, приветствуя лучших знатоков физики.
Но среди знакомых лиц мы видим притаившихся врагов. Это черные знаки вопросов, старающиеся помешать встрече наших кораблей и жителей острова знаний «Эврика». Давайте же поставим вместо этих знаков нужные величины.
p = g (
· ( ?

h ( S = ?


· ( V = ?

m ( g = ?

3. Подведение итогов урока.
Учитель: Наше путешествие подходит к своему завершению. Наконец-то корабль- победитель пришвартовался к берегам острова «Эврика». Подведем итог нашего путешествия, и наградим наиболее отличившихся мореплавателей. ( Производится подсчет набранных жетонов и объявление оценок за урок.)

4. Информация о домашнем задании.

5. Рефлексия урока.

Из набора картинок учащимся предлагается выбрать ту, которая соответствовала настроению учащихся во время урока.