Технологическая карта урока русского языка на тему Правописание кличек животных(1класс)
Урок русского языка в 1классе по теме «Правописание кличек животных»
Циклограмма урока
1. Организационый момент. Эмоциональный настрой
2. Мобилизующий этап .Актуализация опорных знаний.
3. Сообщение темы урока. Определение целей урока.
4. Минутка чистописания
5. Словарно-орфографическая работа
6.Изучение нового.
7. Музыкальная физ.минутка.
8. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным.
9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока)
Используемые методы:
- проблемное обучение
– частично-поисковый метод
- продуктивный диалог
- словесные- наглядные- практические Ресурсы:
- компьютер, мультимедийный проектор
- презентация к уроку
- запись на доске: буквы для минутки чистописания
- карточки с буквами , цифрами,
- смайлики
- рабочая тетрадь
УУД, формируемые на уроке
Метапредметные (универсальные учебные действия):
Познавательные – овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, устанавливают аналогии, относят слова к известным понятиям, классифицируют понятия, контролируют и оценивают учебные действия; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя;извлекают необходимую информацию из задания,находить ответ на проблемный вопрос.
Регулятивные – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации ,умеют проверять себя, выполнять задания в соответствии с алгоритмом, контролировать этапы своей работы, определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, участвовать в коллективном обсуждении проблем; точно выражать собственное мнение и позицию, умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.Ожидаемые результаты.
Предметные :-писать с большой буквы имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия населённых пунктов ;- находить в словах изученные орфограммы, различать одинаково звучащие имена собственные и нарицательные
Личностные:- осознают важность безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры;
– проявляют эмоциональную отзывчивость,
- готовность к обучению, отношение к учению, роль ученика.
- проявляют положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания;
Метапредметные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществляют действия по образцу и заданному правилу;
- контролируют свою деятельность;
- выполнять учебные действия;
- планировать деятельность на уроке под руководством учителя;
- оценивать результаты выполненной работы;
- использовать схемы; осуществлять анализ объектов; проводить сравнения, классификацию по заданным критериям; обобщать;
- внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- адекватно воспринимают оценку взрослого и сверстников;
- принимают участие в учебном диалоге, высказывают своё мнение, осуществляют самоопределение и самопознание;
- сотрудничать в парах.
Место и роль темы в курсе.
Предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс, отводится 675 часов. На изучение предмета в 1 классе отводится 165часов (5 часов в неделю, 33 учебные недели), из которых на обучение грамоте – 110ч., русский язык – 55часов.
Данный урок - из раздела « Слово». На изучение этого раздела отводится 23 часа. Урок по теме
« Правописание кличек животных» является по тематическому плану 15 уроком. На изучение этой темы отводится 1 час.
Дидактический анализ и содержание материала
Задание 1: Стихотворение (мотивации к учебной деятельности)
Личностные: самоопределение, готовность к обучению
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Задание 2. Работа с логическим заданием
Коммуникативные: использовать речевые коммуникативные средства
Познавательные:умение осуществлять логическое действие анализ
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
Задание 3. Постановка учебной задачи Работа с таблицами ( слова для формулировки темы урока)
Познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения,
самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схем,
умение применять правила, пользоваться инструкциями.
Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
-учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию,
уметь формулировать высказывание
Регулятивные умения:
-целеполагание,
выполнять учебное задание в соответствии с целью, прогнозирование. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
Задание 4. Минутка чистописания. Прописывание букв( работа со словами «животные» , «клички» для выделения букв для минутки чистописания)
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Познавательные :уметь проводить сравнение по заданным критериям
Регулятивные: осуществление самоконтроля.
Задание 5. Словарно-орфографическая работа. Знакомство с новыми словарными словами.
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков ,устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ,построение речевых высказываний,уметь работать в парах
Задание 6. Словарная работа (работа с карточками ,слова с непроверяемыми орфограммами)
Регулятивные:уметь выполнять самопроверку.
Познавательные: анализ объекта; структурирование знаний; подведение под понятия, выведение следствий; построение логической цепи рассуждения.
Задание 7. Работа с предложениями. Орфографическая задача.
Познавательные: умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос,структурирование знаний, анализ, синтез, выведение следствий, построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем ; уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других
Регулятивные: осуществление самоконтроля
Задание 8. Работа со скороговоркой.
Коммуникативные: принимать активное участие в работе, используя речевые коммуникативные средства,умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. построение речевых высказываний
Регулятивные: контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.
Задание 9. Работа с предложением.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения, выполнять учебные действия в устной и письменной речи.Познавательные: проводить аналогию и на основе её делать выводы. анализ, сравнение, построение цепи рассуждения.
Коммуникативные: построение речевых высказываний.
Задание 10. Вставка пропущенных букв (самостоятельная работа)
Регулятивные: осуществление самоконтроля и взаимоконтроля
Коммуникативные: распределение последовательности взаимодействия, умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстникам
Задание 11. Выбор правильного ответа
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. построение речевых высказываний
Регулятивные: контроль, оценка
Познавательные: рефлексия.
Технологическая карта урока по теме «Правописание кличек животных»
Этап урока
Ресурсы Деятельность
обучающихсяна этапе Форма организации
учебной деятельности Содержание материала Формируемые УУД1.
Организационый момент. Эмоциональный настрой.
Стихотворение, смайлики
Улыбаются друг другу.
Отмечают настроение в начале урока.
Показывают смайлики.
фронтальнаяПриветствие обучающихся. Наличие общей установки на урок. Создание ситуации успеха.
– Здравствуйте, ребята!
Я очень рада нашей встрече.
Я улыбнусь Вам.
Вы улыбнитесь друг другу.
И подумайте: как хорошо,
Что мы сегодня здесь все вместе.
Мы спокойны и добры,
Приветливы и ласковы,Мы все здоровы.
- Покажите, с каким настроением вы пришли на урок.
Личностные: самоопределение, готовность к обучению
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 2. Мобилизующий этап.Актуализация опорных знаний.
стихотворение
Логическое задание Отвечают на вопросы учителя, аргументируют свою точку зрения, объясняют свой выбор
фронтальнаяМы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок.
Слушаем, думаем, отвечаем.
Урок с разминки начинаем.
Две девочки Оля и Маша имеют разные фамилии – Петрова и Сидорова. У Оли фамилия Сидорова. Какая фамилия у Маши?
- Какие слова из этого задания подходят к правилу, о котором мы говорили на предыдущих уроках?
(есть имена и фамилии)
- Что ещё есть у каждого человека? (отчество)
- Что мы должны знать о написании ФИО?
Коммуникативные: использовать речевые коммуникативные средства
Познавательные: умение осуществлять логическое действие анализ
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
3. Сообщение темы урока. Определение целей урока.
Презентация, слайды
Отвечают на вопросы, анализируют таблицы,, высказывают свои мнения и предположения
Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.
фронтальная- В этой таблице спрятались слова. Они подскажут тему нашего урока.
(слайд)
ст н у э
ко ы е ки впи л
ж и кч ю
- Отыскать слова поможет эта таблица.
015049500 736604444900736596921400 533404445000 -2032011810900 (слайд)
животныеклички
- О чем будем говорить?
- Какие правила встретились в этих словах?
Познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения,
самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схем,
умение применять правила, пользоваться инструкциями.
Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
-учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию,
уметь формулировать высказывание
Регулятивные :
-целеполагание,
выполнять учебное задание в соответствии с целью, прогнозирование. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
4
Минутка чистописания
Анализ буквы
Отработка написаний букв.
тетрадь
, доска
Анализируют.
Делают выводы.
Выполняют задания на отработку написания
ФронтальнаяИндивидуальная - Буква, которую мы будем писать, находится в слове, в котором 4 слога.
Эта буква обозначает согласный звук, звонкий, парный, всегда твердый .( ж )
- Покажите правильно написанные буквы. (на доске разные варианты написания )
- Взяли ручки, обводим вместе со мной в воздухе .(учитель комментирует написание букв)
- Напишите три раза.
Что такое вдруг случилось?
Буква «ж» в другую букву превратилась.
А секрет ужасно прост,
Лишь срединку уберешь.
- («х»)-дайте характеристику этому звуку.
- Пойти к доске и показать написание заглавной буквы «Х» в соединении с маленькой «х».
- Напишите это соединение до конца строки.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Познавательные:уметь проводить сравнение по заданным критериям
Регулятивные: осуществление самоконтроля.
5.Словарно-орфографическая работа
Презентация, слайды,
тетрадь
Карточки с буквами
Находят слова, доказывают,сравнивают, анализируют, делают выводы
Работают в тетради
Обсуждают варианты ответов, высказывают свои предположения
ФронтальнаяИндивидуальная Работа в паре - Постарайтесь найти слова в этой записи и запишите в тетради.
(слайды)
(корова, собака)
- Поставьте ударение, подчеркните букву, которую надо запомнить.
- Что общего у этих слов? ( три слога, второй слог ударный, ж. р., ед. ч.,
6 букв, обозначает предмет, отвечает на вопрос кто?)- Приготовили карточки с буквами, повторим изученные словарные слова.
(слайд)
п..тухза..цс..бакал..сицак..ровав..робейв.рона- Почему я так сгруппировала? Обсудите в парах.
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков
,устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ,построение речевых высказываний,уметь работать в парах
Регулятивные:уметь выполнять самопроверку.
6.Изучение нового.
Презентация, слайды, тетрадь
Обсуждение, анализ, выбор из предложенного нужного, синтез.
Читают правило
Записывают предложение
Называют орфограммы
Фронтальнаяиндивидуальная(слайд)
У Лены живёт собака Шарик.
Девочка Ира держит в руках шарик.
- Что заметили?
- Почему слово «шарик» в 1 предложении написано с большой буквы? Прочитаем вывод.
Вывод: Большая буква в кличках животных – это орфограмма.
Клички животных пишутся с большой буквы.
- Спишите первое предложение и подчеркните все изученные орфограммы. (проверка)
Познавательные: умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос,структурирование знаний, анализ, синтез, выведение следствий, построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем;уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других
Регулятивные: осуществление самоконтроля
7.Музыкальная физ.минуткаСтихотворение,
загадка,
ПК,песняСлушают загадку,отгадывают.
Выполняют танцевальные движения
Фронтальная коллективная- А сейчас мы отдохнём,
Физминутку проведём.
А какую физминуткуВы узнаете сейчас,
Разгадав загадку эту
В пляс вы пуститесь все враз.
Длинная шея,
Красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки. (гусь)
(Звучит музыка «Два весёлых гуся», дети поют и выполняют движения)
Жили у бабусиДва весёлых гуся,Один - серый, другой - белый,Два весёлых гуся.Один - серый, другой - белый,Два весёлых гуся!Мыли гуси лапкиВ луже у канавки,Один - серый, другой - белый,Спрятались в канавке.Один - серый, другой - белый,Спрятались в канавке!Вот кричит бабуся:"Ой, пропали гуси!Один - серый, другой - белый,Гуси мои, гуси!Один - серый, другой - белый,Гуси мои, гуси!"Выходили гуси,Кланялись бабусе,Один - серый, другой - белый,Кланялись бабусе.Один - серый, другой - белый,Кланялись бабусе!
Коммуникативные: уметь владеть определенными вербальными и невербальными средствами общения.
Личностные: установка на здоровый образ жизни
8.Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.
Презентация, слайды,
тетрадь
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.
Пишут в тетрадях.
Высказывают своё мнение.
Слушают сообщение
Высказывают своё мнение
Смотрят отрывок из мультфильма
Осуществляют самопроверку и самооценку
ФронтальнаяКоллективнаяИндивидуальнаяа)- Какие клички вы бы дали гусям?
-Послушайте скороговорку, какие клички вы услышите?
Гусь Гога
И гусь Гага
Друг без друга
Ни шага.
(слайд )- Почему Гога и Гага написаны с большой буквы?- Приготовьтесь произнести быстро.
б)- Что скажите об этой записи?
(слайд8)
Бурёнка, на, паслась, корова, лугу.
(можно составить предложение: Корова Бурёнка паслась на лугу.)- Запишите предложение.
- Какие слова написали с большой буквы и почему?
- Какие домашние животные есть у вас дома?
- Зачем люди держат домашних животных?
(слайд)
- А вы знаете, что 15 тыс. лет назад из волка получилось домашнее животное – собака. Постепенно были выведены различные собачьи породы. Большинство из них было выведено для выполнения различных задач. Одни используются как пастушьи собаки, другие – как охотничьи, одни породы - сопровождают слепых, другие – спасают людей. Эскимосы вряд ли смогли жить на Крайнем севере без ездовых собак. Домашние животные нуждаются в заботе человека. Если вы решили завести какое – нибудь животное, нужно создать для них хорошие условия жизни.
- Как надо ухаживать за домашними животными?
в)- Поднимите руки те, кто любит мультфильмы?
(слайд – видеосюжет из мультфильма)
-Подумайте, как он связан с темой нашего урока?
(слайд-)- Спишите, вставляя пропущенные буквы .Какое правило надо помнить?
Пёс … арик, кот …атроскин, корова …урка, телёнок …аврюша, дядя …ёдор, почтальон …ечкин, деревня …ростоквашино.
(проверка)
- Как назовём слова, написанные с большой буквы? (имена собственные)
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения,
принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения, выполнять учебные действия в устной и письменной речи.
Коммуникативные: принимать активное участие в работе, используя речевые коммуникативные средства,умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. построение речевых высказываний
Познавательные: проводить аналогию и на основе её делать выводы. анализ, сравнение, построение цепи рассуждения.
Регулятивные: контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.
9.
Рефлексия учебной деятельности (итог урока)
Презентация, слайды
Карточки с цифрами 1, 2, 3,4
Смайлики на каждого уч.
Проводят самооценку, рефлексию.
Уточняют свои знания по теме урока
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.
ФронтальнаяиндивидуальнаяПодведём сейчас итог,
Чему нас научил урок.
(слайд)
- Выберите правильный ответ на вопрос ,покажите карточку с соответствующей цифрой.
- Как пишутся клички животных?
1. Клички животных пишутся с маленькой буквы.
2. Клички животных пишутся с большой буквы.
3. Клички животных можно писать и с маленькой буквы и с большой.
(дети показывают цифру с правильным ответом)
(слайд)
- Выберите и покажите ту цифру, возле которой все слова написаны верно.
1.Кот Мурзик, галя, Москва.
2. Кот мурзик, Галя, Москва.
3. Кот Мурзик, Галя, москва.
4. Кот Мурзик, Галя, Москва.
- Покажите ваше настроение.
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. построение речевых высказываний
Регулятивные: контроль, оценка
Познавательные: рефлексия.