Урок физики Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (7 класс)
Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков
по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
Цель урока: Повторить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, полученные при изучении темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
Задачи урока:
Повторить и проанализировать формулы для расчета давлениятвердых тел, жидкостей и газов;
Выделить главные зависимости давления жидкости от её плотности иглубины погружения в жидкость;
Расширить знания, умения и навыки учащихся, полученные ими при изученииданной темы;
Продолжить формирование нравственных и мировоззренческих устоевличности.
Ход урока:
Актуализация знаний и постановка задачи.
Сегодня на уроке мы с вами должны повторить и обобщить те знания и умения, которое были приобретены вами при изучении темы « Давление твердых тел, жидкостей и газов». А кто - то из вас может быть узнает что-то новое. Эти знания нам очень пригодятся при изучении следующей темы: «Архимедова сила».
I «Физическая мозаика» (мультимедиа)
Вам представлен набор различных физических величин( рис1). За одну минуту вы должны составить из этих величин известные вам формулы.
После проверки формул (υ=S/t; ρ=m/V; F = mg; P = ρgh) (рис.2)ребята сами ставят себе оценку в тетради (нет ошибок 5, 1ошибка – 4, 2ошибки – 3).
Одна формула (выделенная особо) подвергается тщательному анализу. (р = pgh) (Ученики объясняют почему она другим цветом, как она получена, какая не менее важная формула пропущена и с какой целью)
В результате полученных ответов, можно сделать вывод, желательно сами ребята, учитель только корректирует, при необходимости: Это расчетная формула, для определения давления жидкости в любой ее точке, а также на дно и стенки сосуда. Где…. (перечислить величины и их единицы измерения).
Её мы на прошлом уроке вывели с помощью пропущенной формулы «Давление твердых тел» Р = F/S,
Внутри жидкости в любой ее точке существует давление верхних слоев жидкости на нижние слои, обусловленное их весом. Если рассматривать жидкость в состоянии покоя, т.е. не двигающуюся, то это давление можно назвать "весовым " или гидростатическим давлением.На одном и том же уровне оно одинаково по всем направлениям /и вверх в том числе /. С глубиной давление увеличивается. Все вышесказанное справедливо и для газов, в которых тоже существует гидростатическое давление.
II «Гимнастика ума» (решение задач). Перед началом работы, предлагаю классу разбиться на группы по 4 человека (2 парты). Дальнейшая работа будет соревнование групп. Задачи проецируются на экран. Также могут озвучиваться учителем. 1-ой начинает отвечать команда, которая среагировала всех быстрее. Чтобы это было заметнее, командам выдаю флажки, разного цвета. (как в «Что? Где? Когда?») За каждый правильный ответ команда получает жетон,
как на рисунке.
1. Азот, заключенный в сосуд, производит на внутренние стенки сосуда давление 9кПа. Такое же давление можно произвести, например, нажав рукой на крышку стола. Объясните, в чем состоит различие причин, создающих эти равные по величине давления.
2. Цапля, стоя на одной ноге, оказывает на почву давление ЗОкПа. Опорная площадь ноги цапли равна 0,015м2. Определите массу цапли. (45кг)
3. «Детективная история Шерлока Холмса»:
« Уважаемый Шерлок Холмс, что за сосуд вы все время перекладываете из стороны в сторону?»- поинтересовался Ватсон, заглядывая в ящик, «это фляжка в виде усеченного конуса.- ответил Холмс- она оказалась здесь почти случайно. Преступник хотел подшутить надо мной. Он оставил эту фляжку вместе с запиской: «не переворачивай, взорвется!» Во фляжку была налита обыкновенная вода. Посмотрите внимательно, Ватсон,- фляжка имеет две пробки: внизу и вверху. Обе пробки довольно свободно входят в отверстия. Если фляжку нести большим основанием вниз, то вода не выливается. А если ее перевернуть, то нижняя пробка сразу вылетает, и вода начинает вытекать». Почему? (Давление на дно фляжки зависит от того, как ее держать и каков уровень жидкости.) (рисунок 3)
4. Как изменяется объем пузырька воздуха, когда этот пузырек поднимается со дна водоема на поверхность? Почему?
5. Почему водолазу при погружении на глубину необходимо подавать воздух в скафандр под давлением, равным давлению воды на глубине, на которой он находится?
После ответа ребят «Вопрос на засыпку!»:
На какую глубину возможно погружение?все мнения-ответы выслушивают, без жетона…
искатели жемчуга - 30 м рекордное погружение человека без специального оснащения - 105 мпогружение с аквалангом - 143 м в мягком скафандре - 180 м в жестком скафандре - 250 мв батискафе - 10 919 м.
Потом продемонстрировать слайд:
III Конкурс красноречия
Подошли к «Домашнему заданию»
Ребятам оказавшимся в одной команде,
сравнить свои ответы и выдать единый,
за 30 секунд! (как в, в игре «Умники и умницы»
Был вопрос всему классу: Распространено мнение, что суда, затонувшие в океане, не достигают морского дна, а висят неподвижно на некоторой глубине. В романе Ж. Верна рассказывается о кораблях догнивающих, свободно вися в воде. Так ли это?
Продемонстрировать слайд с ответом: Давление воды в глубинах океана огромно. Если порожнюю закупоренную бутылку опустить на значительную глубину, затем извлечь вновь, то обнаружится что давление воды вогнала пробку внутрь бутылки и вся посудина полна воды. А если на такую глубину опустить куски дерева, то после поднятия они начинают тонуть в воде, как кирпичи, так их сдавливает.
Вода, как и все жидкости мало поддается сжатию. Поэтому с глубиной плотность воды изменяется незначительно. В самом глубоком месте плотность воды увеличивается лишь на 5 процентов. А чтобы в ней плавало железо необходимо уплотнить ее в 8 раз! Не может быть ни малейшего сомнения, что затонувшие суда покоятся на дне океана!
IV Задания практического характера
• Физкультминутка. (Предложить детям встать, расслабиться.)
3691890242570 - Кто из вас быстрее всех увеличит в 2 раза давление на пол? (нужно встать на одну ногу)(жетон команде, которая вся справилась быстрее);
- оцените приближённо давление на дно нашей реки Итанца, в месте, где вы летом купаетесь! (Выслушиваются все ответы, оценивается наиболее грамотный)
• «Назови это вещество» (работа с учебником)
-Найдите в таблице вещество, плотность которого в твердом состоянии меньше, чем в жидком. (вода и лед)
• «Сравни и объясни»
Продемонстрировать опыт с водой «ШАР ПАСКАЛЯ» и опыт с рисунком (Бутылкой с водой и прорезями на стенке сосуда)
Участники команды набравшей больше жетонов поставьте себе 5! Второе место – 4. Остальные – 3;
Теперь прибавьте к этой оценке свою оценку за мозаику и поделите результат на 2;
Приблизте до целого по правилам математики (если считаете нужным – а свою пользу) свою оценку, поставьте её в дневник .
V Итоги урока: подпишите и заполните маленькую анкету, лежит на вашем рабочем столе:
-Что повторили на уроке?________________________________________________________
- Что нового узнали? ______________________________________________________________
-Что запомнилось? ______________________________________________________________
- Что понравилось на уроке? ______________________________________________________________
- Что не понравилось на уроке? ______________________________________________________________
Поставьте свою оценку ___________ НАДЕЮСЬ, ЕЁ ВЫ ПОДТВЕРДИТЕ НА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ!
Д/З : § 18 – 19, 20(1) Генденштейн; (или § 39 Перышкин)
Самоанализ: Традиционный урок, системно – деятельностный подход. ВУУД: письменная работа в тетрадях (лото), фронтальный опрос, игровая деятельность, работа в группах, работа с учебником, фронтальный эксперимент.
Действие учителя Действие ученика
1 этап: актуализация знаний учащихся, предъявление проблемной ситуации. 1 этап: работа зрительной памяти: анализ, обобщение составление формул, закрепление теории.
2 этап: организует взаимодействие учащихся, организует решение, сбор и обсуждение результатов. 2 этап: применение полученных ЗУН в измененных условиях (работа в группе), осуществление взаимоконтроля, приход к единому решению.3 этап: организует самостоятельное выполнение учащимися заданий, самопроверку уч-ся своих решений. 3 этап: развивает умение работать с учебником, самостоятельно, контроль за правильностью выполнения своих действий.
4 этап: контроль и коррекция знаний, предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления. 4 этап: применение полученных ЗУН на практике, грамотное объяснение наблюдаемых явлений на основе изученного…
5 этап: контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний. 5 этап: самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка.