Классный час о ВОв «Помним! Гордимся! Наследуем!»
Ирбитское муниципальное образование
МКОУ Киргинская СОШ
Внеклассное мероприятие
«Помним! Гордимся! Наследуем!»
Номинация: Методические материалы «О Родине, о подвиге, о славе».
Серебренникова Галина Александровна
МКОУ Киргинская СОШ
учитель географии и экологии
первая квалификационная категория
Свердловская область
Ирбитский район, село Кирга
89501910537
Содержание
Пояснительная записка.
Содержательная часть.
Приложения.
Пояснительная записка.
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Помним! Гордимся! Наследуем!» представляет собой литературно – музыкальную композицию, которая была посвящена празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Благодаря проведенному внеклассному мероприятию были затронуты основные направления в воспитании человека, как гражданско - патриотическое и нравственное воспитание, целью которых является - обучение пониманию смысла и ценности человеческого существования, формирование у них осознания исторического прошлого нашего народа, позитивного отношения к его традициям.
Методика проведения мероприятия направлена на то, чтобы помочь воспитанникам усвоить содержание преподнесённого материала. Задачей методических приемов является преподнесение фактов, событий так, чтобы учащиеся получили образное представление о том, как это было. Память о событиях Великой Отечественной войны – особая память. Нет ни одной семьи, которой не коснулась бы эта жестокая война. Соприкасаясь с историей нашего многострадального народа на примере событий ВОВ, имеется огромный потенциал для формирования нравственных ценностей у молодёжи.
В руках сегодняшней молодёжи находится будущее России. Патриотизм как общая и неотъемлемая часть национального самосознания граждан, может и должен стать основой сплочения российского общества, возрождения его духовно - нравственных устоев.
События последних лет привели к тому, что в общественном сознании молодёжи получили широкое распространение равнодушие, цинизм, неуважительное отношение к государству, социальным институтам, к историческому прошлому нашей страны. В значительной степени ослаблена функция семьи в воспитании уважения к народным традициям, в формировании общественного сознания.
У молодых людей преобладает негативное отношение к военной службе, неуклонно падают показатели здоровья юношей призывного возраста. Поэтому часть молодых солдат не выдерживают психологической и физической напряжённости военной службы.
В связи с этим актуальность данного мероприятия определяется необходимостью усиления патриотического воспитания детей и молодёжи, формирования у них высокого патриотического сознания.
Цели:
· Коммуникативные - расширить знания воспитанников о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., о защитниках Родины и их подвигах, мужестве, стойкости, героизме; развитие социокультурной компетентности воспитанников;
· Образовательные - расширение кругозора воспитанников;
Задачи:
воспитывать нравственно-патриотические чувства, гражданственность, чувство гордости за своих сверстников, за свою страну, за свой народ, чувство сострадания;
· воспитывать культуру миропонимания и осознание исторического прошлого и будущего в нем; уважение к старшему поколению;
Межпредметные связи:
· история, литература, музыка.
Форма проведения: внеклассное мероприятие.
Внеклассное мероприятие проводится в 10 классе.
Современные образовательные технологии:
технология продуктивно - творческой деятельности.
Материалы:
- мультимедийная презентация «Помним! Гордимся! Наследуем!»
- фонограммы песен.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, магнитофон, презентация, фонограммы песен военных лет, видеосюжеты, фотографии, подлинники и ксерокопии документов участников Великой Отечественной войны.
Данное мероприятие посвящено Победе нашего народа в Великой Отечественной войне и проходило оно накануне 9 Мая.
Методические рекомендации.
За несколько недель до проведения данного мероприятия совместно с активом класса был составлен сценарий, учитывая индивидуальные особенности участников композиции и особенности аудитории.
Место проведения – кабинет географии. В зале в качестве зрителей находятся ученики 8- 9 классов, приглашённые ветераны Труда, учителя, родители.
Полученные результаты:
Содержание мероприятия с одной стороны закрепило учебные знания обучающихся по истории, превращая их в практические и лично значимые, а с другой стороны дополнило, расширило багаж знаний с учётом индивидуальных запросов и возможностей обучающихся; сформировало гражданско-патриотические, нравственные основы личности, а так же чувства сопричастности и уважения к родной истории; участие школьников в деятельности гражданско-патриотического направления и положительной мотивации учащихся к изучению истории Великой Отечественной войны.
На мой взгляд, цель проведенного мероприятия была достигнута, все поставленные задачи удалось реализовать.
Внеклассное мероприятие:
«Помним! Гордимся! Наследуем!»
Цель:
- уяснить, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый,освободительный характер, а германский «поход на Восток» не простопреследовал расширение «жизненного пространства», а имел целью уничтожениенашей страны;
раскрыть причины неудач Красной Армии в начальный период войны;
уяснить значение победы наших войск.
Основные понятия: Великая Отечественная война; справедливая и несправедливая война; начальный период войны.
Оборудование урока: карта «Великая Отечественная война Советского Союза», мультимедийный компьютер, проектор, музыкальный центр.
План мероприятия:
Канун войны.
Начало войны.
Неудачи Красной Армии.
Военные действия советской армии.
Наступление на Берлин.
Канун войны.
Учитель: опасность агрессии со стороны Германиивынудили политическое руководство СССР укреплять оборону страны. В этихцелях резко возросли ассигнования на военные нужды. В 1939г. они составили25,6 %, в 1940г. - 32,6 %, в 1941г. - 43,4 % общего госбюджета страны.) Началсямассовый выпуск новых типов боевых скоростных истребителей ибомбардировщиков, тяжёлых танков КB и средних - Т-34, завершилоськонструирование первых образцов реактивных установок.
Однако, значительная часть этой новой техники поступила к воинам не к лету 1941г., а позднее. Немалую роль здесь сыграли репрессии в отношении конструкторов военной техники, инженеров.
В канун войны были арестованы нарком вооружения Б.Л.Ванников, начальник управления ПВО Г.М.Штерн, зам наркома обороны П.В.Рычагов и К.А.Мерецков.
Переход от территориальной к кадровой системе комплектования Красной Армии не смог компенсировать существенную слабость армии ставшей следствием массовых репрессий 1937-1939гг., что породило не грамотность командиров. (Слайд – 3)
В создавшейся к началу 40-х годов военно-политической обстановке предполагалось, что Германия может выступить против СССР в союзе с Финляндией, Румынией, Венгрией, Италией, Японией.
Весной 1941 г. Советская разведка постоянно докладывала Сталину о том, что Германия готовится к на падению на СССР. Сталин этому не верил, т.к. считал, что Гитлер не сможет начать войну пока не разгромит Англию. Он полагал, что война может начаться не ранее лета 1942 г. За оставшееся время предполагалось максимально эффективно подготовиться к боевым действиям. 5 мая 1941г. Сталин взял на себя функции Председателя Совнаркома. Одновременно начала разрабатываться идея превентивного удара по Германии.
Начало войны. (Слайд – 3, 4, 5,6)
(звучит песня «Вставай страна огромная»)
1 чтец:
Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил .
Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,
Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень, ко дну.
Тем, кто навек безымянный канул в фашистском плену,
Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов,
Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.
Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается ...
2 чтец:
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имён не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
Учитель:
В ночь на 22 июня 1941г., когда у советскогокомандования уже не было сомнений о нападении Германии на нашу страну, ввоенные округа была передана директива о приведении войск в боевуюготовность. Однако, директива запаздывала. И пока она передавалась черезштабы, германские войска получили сигнал начать военные действия.
Германия вероломно напала на СССР. Немцы нанесли удары по стратегически важным объектам и крупным городам. В первые часы войны Красная Армия потеряла несколько тысяч танков и самолетов. В первые часы Сталин не понял, что случилось. Он приказал «разгромить немцев, но не переходить на их территорию». Затем Сталин «исчез» на 10 дней. В полдень 22 июня по радио к советскому народу обратился В.М.Молотов. Свое выступление он закончил словами: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!». По всей стране была объявлена мобилизация военнообязанных. 23 июня создается Ставка Верховного Главнокомандования. 30 июня в соответствии с Конституцией был создан Государственный комитет обороны, получивший всю полноту власти в стране. Оба органа возглавил И.Сталин.
(Слайды: 7, 8, 9,10,11)
Германский Генеральный штаб разработал план «Барбаросса» - молниеносный разгром нашей страны в течение 6-8 недель. Немецкая армия была сведена в мощные наступательные группы:
Группа армий «Север» - наступала из Восточной Пруссии на Даугаву, Ленинград, Псков с целью уничтожения советских войск в Прибалтике, захвата портов на Балтийском море;
Группа армий «Центр», самая мощная, - наносила удар в районе Белостока, далее Минск, Смоленск и наступление на Москву;
Группа армий «Юг» - должна была уничтожить войска Красной Армии на Западной Украине, захватить Киев, далее развивать наступление на Харьков, Донбасс, Крым. По плану «Барбаросса» армия вторжения должна была до наступления зимы достичь линии Архангельск - Волга -Астрахань, полностью уничтожить Красную Армию и промышленный комплекс до Урала.
Нечеловеческая сила в одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила земное сбросила с земли,
И никого не защитила вдали обещанная встреча,
И никого не защитила рука, зовущая вдали.
Ученики:
Рассказ о Лопатине А.В. и Кайманове Н.Ф.
( слайд 12, 13,14,15)
Жестокое слово-война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство врывалась она.
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы в войну не играли -
Мы просто дышали войной. (А.Иоффе)
На защиту Родины встали все. Уходили на фронт эшелоны, создавались
партизанские отряды, вставали на трудовую вахту женщины и дети.
Они сражались в партизанских отрядах, работали на военных заводах, собирали тёплые вещи для фронтовиков, выступали с концертами перед раненными в госпиталях. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу
Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и пос лков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Помните!
Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Помните!
Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.
Помните!
Война От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.
Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по- пластунски - 4 года 1418 дней. Помните!
(песня «Солдаты войны»)
Солдаты, солдаты, солдаты войны,
Примите поклон наш до самой земли.
Вы шли на набаты, солдаты-отцы
Вы шли на набаты, солдаты-сыны.
Не вы выбирали, быть - не быть войне,
Но вы умирали на ратной земле
Одни погибали, тараня врага,
Других накрывала морская волна.
Какая нелепость - войну начинать!
Какая жестокость - людей убивать!
Как будто кто вправе их жизни лишать,
Как будто кто вправе сжигать, разрушать.
Но вы убивали во имя страны,
И вас убивали, солдаты войны.
О, сколько на землю тогда полегло,
Фашистскую нечисть сметая с неё.
Вас звали, солдаты, на битву тогда
Сожжённые сёла, дома, города,
Залитые потом и кровью поля,
В воронках и ранах родная земля.
И вы не сломались, солдаты страны,
Весь мир от фашистского ига спасли.
Вы вышли с победой из страшной войны,
И помнить мы это навеки должны.
Неудачи Красной Армии.
(Слайд 16)
- Рассказ учителя. Работа с картой.
Значительных успехов немецкие войска достигли на центральном направлении. В результате их стремительного наступления, часть наших войск была окружена в районе Белостока, а затем под Минском. По немецким данным, в плен попало 300 тысяч советских солдат и офицеров. После захвата в конце июня Минска противник начал наступление на Смоленск.
Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?
Пламя ударило в небо - ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь...»
Родина.
Мы от свинцовых розг
Падали в снег с разбега,
Но - поднимались в рост
Звонкие, как победа!
Как продолжение дня,
Шли тяжело и мощно...
Можно убить меня,
Нас убить невозможно!
Учитель:
Но конечно, самую большую тяжесть войны вынесла на своих
плечах женщина – мать.
Знаю, в сердце у тебя тревога-
Нелегко быть матерью солдата!
Знаю, всё ты смотришь на дорогу.
По которой я ушёл когда-то.
Знаю я, морщинки глубже стали
И чуть-чуть сутулей стали плечи.
Нынче насмерть мы в бою стояли,
Мама, за тебя, за нашу встречу.
Мама, тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет.
Тебя вспоминаю такую родную,
Такую хорошую – слов даже нет!
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру,
И пусть между нами сейчас километры,
Ты здесь, ты со мной, родная моя!
(Слайд 17,18,19,20)
Фонограмма колокола.
Чтец 1. Что это? Ты слышишь?
Чтец 2. Это колокола. Колокола памяти...
Чтец 3. Памяти? А разве такие бывают?
Чтец 4. Бывают, смотри!
Фонограмма Альбинони «Адажио».
Выходят девушки в черном со свечами, замирают.
Чтец 5.
Солнце кровавилось в дымчатой мгле.
Красным снарядом било.
Их уже не было на земле, а оно было.
Чтец 6.
Волны неслись от скалы к скале,
Море гранит дробило!
Их уже не было на земле, а оно было.
Чтец 1.
Дерево шло по сырой земле,
Землю корнями рыло!
Их уже не было на земле, а оно было.
(слайд 21,22,23,24)
Чтец 2. 70 лет мы живем без войны и столько лет помним ее, каждый ее день - от первого до последнего. Помним расплавленные камни Бреста и Сталинграда, овраги Дубосекова и поля Прохоровки, пепел Хатыни.
Чтец 3. Во имя вечного продолжения жизни проливали кровь в боях наши отцы и деды, вершился титанический подвиг тыла, во имя того, чтобы горели мартены и колосились хлеба, вставали новые светлые города, чтобы радостнее была наша жизнь.
Чтец 4. Мы помним, кому обязаны жизнью!
Чтец 5. К сожалению, с каждым днем все меньше становится среди нас участников Великой Отечественной войны. В живых остались единицы. И тем трепетнее мы должны проявлять заботу и уважение к живым ветеранам; склонять головы и почитать тех, кто ради нас отдал самое дорогое - свою жизнь.
Чтец 6. Память - не просто дань славному прошлому. Память- это причащение величием истории народа, это принятие всем сердцем ответственности за сохранность и приумножение величия духа и достоинства нации.
Чтец 1. Забыть прошлое - значит предать память о людях, погибших за счастье Родины. Если за каждого погибшего во второй мировой войне объявить минуту молчания, мир молчал бы 50 лет.
Чтец 2. Вечная им память!
(Слайд 25, 26)
Звучит спокойная музыкальная композиция, учитель зажигает свечу.
Чтец 3.
Они к нам не придут, не постучат,
И все ж, хотя нам это всем известно,
Мы за столом для них оставим место,
Нальем бокалы им... Пускай стоят!
Чтец 4.
Мы - внуки их, нам больше повезло,
Мы - будущее их, нас миновало...
Зато как после нам их не хватало
И как без них нам было тяжело!
Чтец 5.
Не ждут их больше матери назад,
Состарились их жены и невесты.
Под мирным небом всходят повсеместно
Цветы и травы, где они лежат.
Чтец 6.
Но памяти о них навек верны,
За счастье жить мечтаем, честь по чести,
И вспомним, не сговариваясь, песни,
Что распевались ими в дни войны.
Учитель.
Всех, кто воевал, кровь, пролитая за справедливое Дело, роднит и связывает друг с другом. У каждого из нас своя группа крови и в этом мы не схожи. Но со своей страной у нас одна, единая группа. Определяется она не медицинскими показателями. Она определяется верностью родной земле, готовностью идти за нее «на труд, на подвиг и на смерть». ДА БУДЕТ ТАК ВСЕГДА!
Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.
Среди нас нет тех,
Кто ушёл на фронт и не вернулся.
Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придёт никогда.
Вспомним!
Прошу всех встать.
Склоним головы перед величием подвига советского солдата.
Почтим память всех погибших минутой молчания.
Минута молчания. (Метроном)
И, всё-таки наступил в войне переломный момент и началось освобождение
оккупированных территорий. Очистив от фашистов территорию нашей страны, наши воины освободили от фашистского ига народы Европы.
Человечество в неоплатном долгу перед теми миллионами людей, которые
погибли, защищая родину от порабощения, неволи, фашизма, грозившего
уничтожить все славянские народы. Благодарные потомки хранят память о
погибших, ухаживая за безымянными могилами и братскими захоронениями,
возлагая цветы к памятникам и обелискам, называя улицы именами героев.
Мы здесь с тобой не потому, что дата,
Как злой осколок память жжёт в груди.
К могиле неизвестного солдата
Ты в праздники и будни приходи.
Он защищал тебя на поле боя.
Упал, ни шагу не ступив назад.
И имя есть у этого героя -
Великой Армии простой солдат.
Тысячи россиян в памятные дни приходят на Пискарёвское кладбище в
Санкт- Петербурге, на Мамаев Курган в Волгограде,(слайд 20) на Сапун- гору в Севастополе, к памятнику сожжённым жителям деревни Красуха в Псковской области и к другим священным местам. Подвиг Советской Армии – освободительницы чтят не только в нашей стране. В Германии в Трептов – парке стоит памятник Воину – освободителю. Это Солдат- победитель, к груди которого доверчиво прильнула спасённая им немецкая девочка.
(Слайд 27, 28)
На рубеже весны четвёртой,
В награду за года тревог,
В дыму и прахе распростёртый
Берлин лежал у наших ног!
Не умолкает гром орудий.
Бушует пламя в дымной мгле, И говорят друг другу люди-
Есть справедливость на Земле!
Сокрушая железо и камень,
Он врага беспощадно разил!
Над Германией победное знамя,
Знамя правды своей водрузил!
Он прошёл через пламя и воду,
Он с пути не свернул своего.
Слава, слава народу – герою!
Слава Армии славной его!
И в Берлине , в праздничную дату,
Был воздвигнут , чтоб стоять в веках,
Памятник- Советскому солдату,
С девочкой спасённой, на руках.
Он стоит, как символ нашей славы.
Как маяк, светящийся во мгле,
Это он – солдат, моей державы,
Охраняет мир на всей Земле!
И вот, наконец, 9 мая 1945 года наступила долгожданная Победа
(Слайд 29,30)
Сияет солнце в День Победы
И будет нам всегда светить.
В боях жестоких наши деды
Врага сумели победить.
Идут колонны ровным строем,
И льются песни там и тут,
А в небе городов-героев
Сверкает праздничный салют!
В этот день в каждом городе нашей страны проходят торжественные митинги. И в первых рядах идут ветераны – те, кто прошёл войну
Носите ордена
И в праздники и в будни.
На строгих кителях
И модных пиджаках.
Носите ордена,
Чтоб видели все люди
Вас, вынесших войну
На собственных плечах.
(слайд 27)
Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойные спят города.
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой.
Ни один пусть не рвётся снаряд,
Ни один не строчит автомат.
Пусть оглашают наши леса
Только птиц и детей голоса.
И пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда!
Песня «Ветеранам минувшей войны»
1. Май, весна и счастливые лица,
День Победы, и нет ей цены.
Низко, низко хочу поклониться
Ветеранам минувшей войны.
Не однажды рискуя собою,
Сколько мужества, сил было в вас.
Два словечка простых "Я прикрою"
Вы в бою повторяли не раз.
Припев:
Сколько павших в боях за Отчизну
Не обняли своих матерей,
Сколько тысяч загубленных жизней
Не вернулись из концлагерей.
Ад войны проплывет пред очами,
И слезой затуманится взгляд.
До сих пор ноет сердце ночами
Или старые раны болят.
2. Тихо вышел во двор на минутку
И, страдая от ноющих ран,
Закурил, как в войну, самокрутку
На крылечке седой ветеран.
Над землею полоска тумана,
Расцветает салют вдалеке.
А у старенького ветерана
Покатилась слеза по щеке.
Использованная литература.
http://www.astromeridian.ru/poetry/scenarij_prazdnika_den_pobedy.html
http://anonado.ru/scenarii-pazdnikov/Scenarij-vospitatelnoe-meroprijatie-ko-Dnju-Pobedy
http://www.uroki.net/scenar/scenar102.htm
www.mp3sort.com
www.fonogramm.net
http://minus-mp3.moy.su
Газета "Первое сентября. Начальная школа» № 13/2003, стр.13.
Радченко И. «В день окончания войны»
Священная война музыка А. Александрова, слова В.Лебедева-Кумача
Журнал «Классное руководство»
Заголовок 215