Деятельность педагога — психолога в рамках сопровождения федерального образовательного стандарта в образовательном учреждении
Шестакова Н.В.
магистрант, институт психологии, УрГПУ
г. Екатеринбург
Деятельность педагога - психолога в рамках сопровождения федерального образовательного стандарта в образовательном учреждении.
Аннотация: Деятельность педагога – психолога приобрела новые задачи в связи с введение федерального государственного образовательного стандарта. Теперь педагог – психолог не только консультирует и корректирует, но еще и сопровождает образовательный процесс в новых условиях. Сопровождение такого процесса как развитие универсальных учебных действий у учащихся требует особого внимания со стороны психологии. Активно внедряется такая система как мониторинг, благодаря которой выявляются успехи и трудности освоения учащимися УУД.
Ключевые слова: федеральный образовательный стандарт; мониторинг; универсальные учебные действия; психолого – педагогическое сопровождение образовательного процесса; учащиеся.
Shestakova N. V. Master's Degree Student, Institute of Psychology, Ural State Pedagogical University Yekaterinbu
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Современное общество стремительно развивается. Развитие различных отраслей влечёт за собой развитие системы образования. Необходима подготовка будущего поколения в соответствии с новшествами информационных технологий, с современными взглядами на задачи и их решения. Перемены, характерные для современного этапа развития человечества, обусловливают необходимость ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих как государственные, так и личностные потребности и интересы.
В связи с запросом государства, принят новый Федеральный государственный образовательный стандарт. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [6] представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования. С 2015 года ФГОС активно внедряется на следующей ступени общего образования. В 2015-2016 учебном году пятиклассники осваивают программу средней ступени образования по стандарту нового поколения.
Деятельность школьного психолога с введением ФГОС становится обязательной, конкретной и измеримой, и ведущее ее направление – реализация развивающего потенциала образования.
Основной ролью психолога в условиях сопровождения новых образовательных стандартов заключается в:
сохранении и укреплении психологического здоровья обучающихся;
создание мониторинга возможностей и способностей обучающихся;
выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;
В практической деятельности педагога – психолога появляется психологический мониторинг – это абсолютно новая задача, которая требует индивидуальной подготовки, так как конкретной формы не принято.
Вводится новое понятие в систему образования «универсальные учебные действия». Универсальные учебные действия – это навыки, которые необходимо закладывать на всех уроках в процессе освоения образовательной программой.
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к
самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого
процесса усвоения. Освоение учебными умениями происходит в учебной и внеурочной деятельности.
Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:
1) познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель;
3) учебную задачу;
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) [3].
Как и всем учителям, педагогу-психологу необходимо разрабатывать программу сопровождения всего учебного процесса, а так же особое внимание уделить освоению детьми УУД.
В своей деятельности мы часто используем разработки «Психологический мониторинг уровня развития УУД у обучающихся» составитель И.В. Возняк. В этом сборнике представлены методы, инструментарий, организация оценивания, сводные ведомости, карты индивидуального развития, необходимые для проведения психологического мониторинга уровня развития УУД [3].
Мониторинг осуществляется ежегодно с 1 – 5 классы в начале (стартовая диагностика, октябрь – ноябрь) и в конце учебного года (итоговая диагностика, апрель – май). Промежуточный мониторинг (январь – февраль) осуществляется только в отношении тех обучающихся, которые показали низкий уровень развития УУД.
Для достижения цели психологического сопровождения: создать условия для формирования у учащихся универсальных учебных действий, обеспечивающих готовность ребенка к обучению. Сформированы задачи:
Сформировать условия внутренней позиции школьника и адекватной мотивации учебной деятельности.
Обеспечивать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Развивать коммуникативные качества личности школьника.
Способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся.
Таким образом, психологическое сопровождение становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения.
Столярова С.С. выделяет следующие принципы психолого-педагогического сопровождения в соответствии с ФГОС:
принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности;
принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. Данный принцип основан на идее педоцентризма, которая подразумевает постановку во главу угла психолого-педагогического сопровождения ребенка, полное его принятие и позицию фасилитации (помощи) педагога и психолога;
принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций;
принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности школьников. ;
принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников образовательного процесса в решении задач психолого-педагогического сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, учителя логопеда, педагогов дополнительного образования, администрации и др.;
принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников образовательного процесса;
принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать условия для становления способности обучающихся к саморазвитию;
принцип коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливает совместную деятельность субъектов психолого-педагогического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ;
принцип системности - психолого-педагогическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность,
принцип рациональности.
Системно - деятельностный подход [6] основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. [4]
Психологическое сопровождение традиционно охватывает всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогов, родителей.
Педагог психолог оказывает следующие виды деятельности для учащихся: диагностика, коррекционные мероприятия, индивидуальные и групповые занятия (дети с ОВЗ) развивающая работа; для педагог: психологическое просвещение, информирование о возрастных особенностях детей, выявление детей группы риска (мониторинг УУД), рекомендации; для родителей: консультирование, индивидуальные беседы, проведение родительских собраний, рекомендации «Как помочь ребенка?», «Понять, принять, помочь», информирование о возрастных особенностях детей.
Внедрение Федерального образовательного стандарта невозможно без психолого – педагогического сопровождения, так как учителя? не имеющие специального образования, сталкиваются с рядом вопросов и задач. Педагог- психолог является связующим звеном между реальным и желаемым. Не каждый ученик может овладеть универсальными учебными действиями в полном объеме, так как имею определенные проблемы в интеллектуальном и физическом развитии. Тем самым педагог – психолог является консультантом, экспертом, активным деятелем, помощников в освоении стандарта нового поколения.
Список литературы:
Алехина С.В. Психологический мониторинг – инструмент развития образования // Вестник практической психологии образования.- №1.- январь-март 2007.- С.70-72.
Психологический мониторинг уравня развития учебных учебных действий у обучающихся. Методы, инструментарий, организация освоения. /сост. И.В. Возняк [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2015. – 83 с.
Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя. Под редакцией А. Г. Асмолова. М.: «Просвещение» 2011.
Столярова С.С. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС / Учебно-методическое пособие для общеобразовательных школ. 153 с.
ФГОС НОО Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
15