Кабинет педагога-психолога в образовательном учреждении


КАБИНЕТ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ОУ Автор: педагог-психолог Сахарова Е.В. г. Калинингад2017 Источник: И. В. Дубровина. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. — СПб.: Питер,2004. — 592 с.. 2004 Кабинет психолога — это рабочее место специалиста, выполняющего сложную и разностороннюю деятельность, отвечающую определенным целям и задачам. Помещение, в котором работает психолог, должно быть организовано и оснащено таким образом, чтобы обеспечить ему эффективное исполнение профессиональной деятельности. В соответствии с этим рабочее место психолога должно отвечать определенным требованиям. Извлечение из Приказа № 336 от 30.03.2016, с. 12 Общим ориентиром в оформлении могут служить рекомендации, разработанные ЦНИИ «Электроника»: для окрашивания потолка рекомендуется голубой цвет, возможен подвесной светящийся потолок;стены светло-желтые, светло-зеленые (в южных регионах - светло-голубые тона;в оформлении желательно использовать элементы ландшафтотерапии (фотообои, слайды с динамической подсветкой по периметру, панно с изображением пейзажей, естественные краски которых содержат основную гамму цветов от голубого до зеленого, декоративно-художественные композиции из комнатных растений, аквариум);полы со звукоизоляционным слоем: рекомендуется мягкое ковровое покрытие темно-зеленого цвета или других природных цветов (однотонных или в сочетании: песочный, темный беж и т.п.);желательно использовать двойные двери или двери с тамбуром;окна при необходимости (просмотр видеозаписей или слайдов) должны завешиваться шторами из плотной светонепроницаемой ткани в тон стен, что создает зрительное увеличение комнаты;расположенные в кабинете кресла должны быть мягкими или полумягкими, с удобными спинками и подлокотниками, а в зоне релаксации - с подголовниками или высокими спинками;в качестве дополнительных средств дизайна можно использовать перегородки помещения, например цветочные стеллажи, отделяющие различные зоны кабинета.В помещениях для психологической работы не рекомендуется:использовать блестящие поверхности;использовать лампы накаливания (люминесцентные лампы почти не искажают цвет, тогда как излучение ламп накаливания насыщено теплыми тонами, из-за отсутствия в спектре ламп накаливания синего и фиолетового излучения холодные тона окружающей обстановки выглядят серыми и грязными);цветовая подсветка не должна быть яркой и мелькающей;не рекомендуется одновременное использование всех компонентов ландшафто- и фитотерапии, их расположение необходимо продумать таким образом, чтобы они не становились отвлекающими факторами.Стены в кабинете психолога не следует загромождать графиками, таблицами, примерами из текстов и т.п. На них также не должно быть ничего вызывающего, кричащего. На них могут висеть 2- 3 достаточно нейтральные картины, красочный календарь, гравюры. Желательно, чтобы в случае необходимости к этим картинкам, гравюрам можно было бы обратиться в ходе беседы. Время от времени оформление стен кабинета необходимо менять. Кабинет психолога располагается, как правило, в классной комнате или в каком-либо подсобном помещении, состоящем обычно из единственной комнаты. В этом случае помещение кабинета используется как многофункциональное.Перед психологом возникает задача рационального использования пространства и вынужденного объединения рабочих зон, каждая из которых должна выполнять не одну, а несколько функций План кабинета(2017 г.)расположен на 2 этаже типового трехэтажного здания школы   вешалка стул  стол  шкафы, тумбы  «зеленые островки» информационный стенд маркерная доска рабочий стол информационный стенд Источник: И. В. Дубровина. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. — СПб.: Питер,2004. — 592 с.. 2004 Расположение кабинета психологаКабинет психолога должен быть расположен в доступном, удобном месте, так чтобы его можно было легко обнаружить. Целесообразно отвести под кабинет помещение на первом этаже здания. Такое расположение дает возможность оперативно обращаться к психологу, а также позволяет посетителям избежать лишних контактов и при необходимости соблюсти конфиденциальность встречи.Кабинет психолога должен быть территориально изолирован. Он не может быть проходным или смежным помещением (например, быть объединенным с учительской комнатой, кабинетом завуча и пр.). Помимо территориальной важна также достаточная звуковая изоляция. Источник: И. В. Дубровина. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. — СПб.: Питер,2004. — 592 с.. 2004 Организация рабочего пространства кабинетаПространство кабинета должно быть организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности психолога. Исходя из этого, рекомендуется деление кабинета на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку:зона ожидания приема;зона диагностической работы;зона коррекционно-развивающей работы;зона консультативной работы;зона релаксации и снятия эмоционального напряжения;личная зона психолога. Организация рабочего пространства кабинета зона ожидания приема выполняет функцию «приемной», где обращающиеся к психологу дети и взрослые могут удобно разместиться и подождать. Здесь могут находиться информационные стенды, библиотечка специальной психолого-педагогической литературы для родителей, подборка популярных тестов для самодиагностики, красочные детские журналы, настольные игры и другие материалы, позволяющие с пользой провести время ожидания. Организация рабочего пространства кабинета зона диагностической работы Данная часть кабинета предназначена для проведения обследований (в индивидуальной или групповой форме). Здесь ничто не должно отвлекать внимание детей, мешать им сосредоточиться на предлагаемых заданиях. Диагностические материалы, необходимые психологу для работы, должны быть систематизированы и удобно размещены в специальных шкафах, так чтобы ими было удобно воспользоваться зона коррекционно-развивающей и консультативной работы Организация рабочего пространства кабинета Многообразие форм коррекционно-развивающей работы предполагает соответствующее оснащение этой зоны психологического кабинета. Для занятий с детьми здесь могут быть расставлены индивидуальные столы-парты, доска, фланелеграфы, мольберт и пр. Для проведения игровых занятий, сказкотерапии и др., в ходе которых предполагается свободное размещение детей на полу, в кабинете обязательно должен быть ковер (или ковровое покрытие), а также разнообразный игровой материал (мягкие игрушки, куклы-марионетки и т. д.) Лектории, семинары Варианты перепланировки рабочего пространства кабинета для различных видов работ: Групповая работа Рабочее пространство моделируется в зависимости от предстоящей деятельности: занятие (индивидуальное, групповое);тренинг;консультация (индивидуальная, групповая);семинар;лекторий; родительское собрание;классный час и т.д.Мобильность достигается за счет особого комплекта мебели (столы, табуреты, пуфы), которую можно быстро «убирать», переставлять и т.д. Организация рабочего пространства кабинета зона релаксации и снятия эмоционального напряжения Кабинет психолога может служить местом эмоциональной разгрузки как для детей, так и для взрослых (учителей, воспитателей). Выполнение этой функции предполагает создание расслабляющей, успокаивающей обстановки. Естественная зелень комнатных растений, большой аквариум с подсветкой, легкое журчание фонтанчика, негромкое звучание спокойной музыки — все здесь должно способствовать успокоению, снятию накопившейся усталости и раздражения. Большое значение для восстановления душевного равновесия имеет возможность побыть наедине с самим собой, на время отключиться от окружающей действительности. Организация рабочего пространства кабинета В кабинете предусмотрена личная зона психолога, необходимая ему для подготовки к работе (занятиям, консультациям и пр.), обработки данных, хранения материалов обследования, рабочей документации, методической литературы, пособий и пр. личная зона психолога Мебель, оборудованная большим количеством «закрытых» шкафов, позволяет хранить различные рабочие материалы (камни, песок, подушки, материалы для изодеятельности, кисти, краски, пластилин, цветную бумагу и планшеты, приспособления для аромотерапии. На базе кабинета собрана специализированная водео- и аудиотека, библиотека специальной литературы, периодики (газеты, журналы) и полиграфии (буклеты, плакаты, листовки и пр.) тематического содержания. Оформлены информационные стенды для детей и взрослых (родителей, педагогов).Имеется картотека литературы и периодики с абонементом самообслуживания; каталоги тестового и стимульного материала. Организация рабочего пространства кабинета Направления функционирования кабинета Кабинетпсихолога Направления функционирования Библиотека И картотека Консультативный центр Аудио- ивидеотека Служба школьного примирения, СПС База функционирования творческих групп Центр коррекционно-развивающих занятий Рекреационное пространство Консультационный центр База функционирования школьного методического объединения специального (коррекционного) и развивающего обучения (ШМО С(К)иРО) Психологическое сопровождение ОВП и его участников Психолого-информационно-методическое сопровождение (ПИМС) Консультативный центрСистема консультирования ПСИХОЛОГ К О Н С У Л Ь Т И Р О В А Н И Е Индивидуальное Групповое Взрослые Дети Взрослые Дети Психопросвещение Психопрофилактика родители Лектории Циклы кл. часов Сопровождение гр. олимпиадников Работа с НОУ Педагоги Р/собрания Лекторий Консультации Лекторий Консультации Семинары Заседания МО и МЦ ШСНУ Педсоветы Консультации Индивидуальное сопровождение(коррекция имиджа; в период аттестации) Посещение уроков(психологический анализ урока) Консультации Психокоррекция Руководство кабинетом психолога осуществляет педагог-психолог.Педагог-психолог:оформляет паспорт кабинета, план его развития;планирует работу кабинета, в том числе организацию методической работы, работы по сопровождению;максимально использует возможности кабинета для осуществления образовательного, коррекционно-развивающего, воспитательного процесса;выполняет работу по обеспечению сохранности технических средств обучения, пособий, демонстративных материалов, материального фонда кабинета;осуществляет контроль за санитарно-гигиеническим состоянием кабинета;принимает на ответственное хранение материальные ценности учебного кабинета, ведет их учет в установленном порядке;при нахождении воспитанников в кабинете несет ответственность за соблюдение правил техники безопасности, санитарии, за охрану жизни и здоровья детей;ведет опись оборудования учебного кабинета, делает заявки на ремонт, на замену и восполнение средств обучения, а также акты на списание устаревшего и испорченного оборудования;несёт ответственность за соблюдение техники безопасности, чистоты, санитарно- гигиенических требований по режиму проветривания в кабинете. Руководство кабинетом психолога БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ