Статья по теме: Внедрение элементов диагностико-технологической системы управления педагогическим процессом

Внедрение элементов диагностико-технологической системы управления педагогическим процессом.
В современной начальной школе большое внимание уделяется развивающей направленности образовательного процесса. Особенности развития личности младшего школьника во многом определяют успешность его обучения, специфику овладения им компонентами учебной деятельности, интенсивность формирования у него общеучебных умений и навыков.
Требование учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения – очень давняя традиция, ведь учащиеся по разным показателям отличаются друг от друга.
Развитие ребенка возможно лишь тогда, когда ему дают задания, которые соответствуют уровню его индивидуального развития.
Таким образом, индивидуализация – это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащегося во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются. Под дифференциацией подразумевают учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда они группируются (учащиеся) на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.
В течение всего учебного года я работаю над темой, вытекающей из общешкольной методической темы. Это «Модель дифференцированного обучения в начальной школе как система образования, дающая возможность каждому ученику проявить себя».
Как же проходит работа над этой темой?
В начале учебного года проводится диагностика классного коллектива. Я провожу нулевой замер скорости чтения, письма и вычислений, затем заполняю диагностическую ведомость, где регистрируются результаты. Также провожу контрольные работы по основным предметам, которые тщательно анализирую в дневнике учителя. На основе данных диагностической ведомости провожу дифференциацию учащихся по уровню знаний.
Так как сейчас недопустимо увеличивается наполняемость классов, учитель при всем желании не сможет в полной мере осуществлять индивидуальный подход в обучении; в лучшем случае возможен лишь учет индивидуальных особенностей школьников в коллективных формах работы.
После проведения дифференциации начинаю проводить тренировочные упражнения, опирающиеся на индивидуальные особенности учеников. Это ежеурочные пятиминутные упражнения в начале каждого урока (на уроках математики – совершенствование умножения, на уроках русского и родного языка скорости письма, на уроках литературного чтения и устных предметов – скорости чтения, т.е. наращиваю, совершенствую общеучебные умения до оптимальных значений). Но делать это нужно осторожно, без ущерба для качества этих умений.
Провожу графические и зрительные диктанты для развития памяти, работу по формированию языковых компетентностей, развиваю у детей глазомер и умение копировать, работаю над повышением темпа, осмысленности и выразительности чтения, развиваю познавательный и творческий интерес, активность.
Эта работа продолжается в течение одной четверти. Затем снова провожу повторные замеры. Если за это время скорость чтения, письма и вычислений увеличилась, значит, нет необходимости в специальных упражнениях, если же обнаружатся ученики, у которых нет улучшений, то для них необходима специальная тренировка.
Зачем я провожу такую колоссальную работу? Ведь без достаточно высокого уровня сформированности навыка чтения, письма и вычислений невозможно дальнейшее качественное образование ученика.
Если ребенок хорошо владеет техникой чтения, то и окружающий мир, и география, и литература, и история даются ему хорошо и радостно. Если уровень состояния общеучебных умений учащегося начальных классов высок, то мы не потеряем хороших учеников при переходе из второй ступени обучения в третью, как это часто имеет место из-за удвоения объема изучаемого материала.
Я не претендую на бесспорность моего опыта, это мой опыт и результаты моих учащихся. Меня радуют «пусть пока маленькие» успехи моих учеников, а значит, я верю в наш общий успех.
Невозможно заставить каждого ученика хорошо учиться и быть воспитанным. Надо, чтобы он захотел этого сам. Но для этого ученику нужна цель, ради которой он учится и старается стать Человеком. В этом ему и помогаем мы, учителя.
15