Роль педагога в управлении качеством образования
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа
с. Кировское Марксовского района Саратовской области
413084, Саратовская область, Марксовский район, с. Кировское, ул. Кировская 1.
Телефон: (84567) 6-44-33; e-mail: schkirovskoe@mail.ru
Доклад на тему:
«Роль педагога в управлении качеством образования»
Выполнила:
учитель ОРКСЭ,
русского языка и литературы
Котельникова Оксана Анатольевна
Маркс
2015 год.
Роль педагога в управлении качеством образования.
«Управлять значит, предвидеть,
организовывать, распоряжаться,
координировать и контролировать»
(Анри Файоль)
Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что важнейшим условием обеспечения высокого качества образования является профессионализм учителя. Это один из важнейших критериев позволяющих решить проблему повышения качества образования.
Качество образования – это главный показатель престижности образовательного учреждения любого уровня. Под качеством образования (если оценивать весьма упрощённо) понимается определённый уровень освоения учебной программы, уровень физического, психического, нравственного развития, которого учащийся достигает в соответствии с индивидуальными возможностями и стремлениями. Проблема повышения качества образования остается основной проблемой современной школы. Для решения этой проблемы необходимо создать условия, которые будут способствовать внедрению в образовательный процесс инноваций и мотивировать учителя к профессиональному росту.
В Современном обществе, как и во все времена, считается, что школа начинается с учителя, и в первую очередь обращается внимание на эту ключевую фигуру. В настоящее время роль учителя меняется, время выставляет новые требования к личности педагога. Сегодня в обществе мы слышим две точки зрения о роли учителя в школе. С одной стороны, есть утверждение, что учителя можно с успехом заменить техническими средствами обучения, к тому же современные дети достаточно легко и самостоятельно осваивают новые технологии. С другой стороны, совершенно очевидно, что роль учителя возрастает, но одновременно и меняется – расширяется область его ответственности. Вероятно, эти точки зрения не противоречат друг другу, так как сегодня успешный учитель меньше вмешивается в учебный процесс (внешне), но на самом деле качество этого вмешательства другое.
Современному учителю нужно уметь в команде с коллегами планировать образовательную деятельность, давать профессиональные консультации родителям, уметь работать в поликультурной среде, в виртуальной среде, уметь выстраивать индивидуальные маршруты развития учащихся. Федеральные государственные образовательные стандарты определяют, каким должен быть учитель. Он является ключевой фигурой исполнения Стандарта. В Стандарте обозначен ряд компетентностей, которыми должен владеть учитель на современном этапе развития образования.
1.Компетентность в планировании и подготовке уроков:
высокий темп работы;
концентрация и переключение внимания учеников;
многообразие форм презентации материала: фото, видео, аудио, компьютерные программы.
2. Компетентность в управлении классом:
максимальная включенность всех учеников;
разнообразие форм работы и заданий;
сотрудничество между учителем и детьми.
3. Создание условий и использование методов, обеспечивающих максимальную активность и самостоятельность:
самостоятельная работа в группах и парах;
эмоциональная вовлеченность учеников;
поддержка коммуникации между учениками.
4. Планирование своей деятельности для максимального соответствия потребностям учащихся:
дифференциация заданий по сложности и объему;
индивидуальная работа и обратная связь;
использование творческих заданий.
5. Использование разнообразных методов оценивания:
использование различных инструментов оценивания;
использования оценивания для организации учебного процесса;
партнерское, групповое, индивидуальное оценивание и самооценка.
Действительно, эти компетентности учителя остаются актуальными для повышения качества образования школьников, невзирая на то, что изменяющийся мир, развивающаяся экономика выдвигают новые требования к сфере образования и вызывают обострение проблемы его качества. Управление качеством образования – это не только административная проблема, прежде всего это уровень, на котором происходит взаимодействие учителя и ученика. Именно здесь определяется, будет образование качественным или нет. Нехватка компетентных учителей препятствует достижению высокого качества образования.
"Для кого я работаю?" - каждый учитель общеобразовательной школы, приходя на работу, задает себе такой вопрос. Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса для каждого учителя при его загруженности выливается во внутренний конфликт: работать для того, чтобы получить средний общий результат по качеству образования, то есть максимально подтягивать слабых учеников, или работать на развитие творческих, сильных учеников. Естественно, в идеале учитель должен успеть и то, и другое. Но теперь национальной инициативой определено, что школа должна работать на талантливых учеников. Да, школа оказывается скорее начальным звеном поддержания успешного ребенка, она должна выявить и направить в учреждения, которые могут удовлетворить потребности ребенка в углубленном изучении предмета, но, тем не менее, эта задача перед школой четко определена. И, как следствие, новое требование к качеству работы учителя: ему надо уметь распознать зерна таланта, направить деятельность ребенка в нужное русло, быть осведомленным в области развития образования, сориентировать родителей на те заведения, которые смогут помочь ребенку раскрыться и реализоваться в будущем.
Дети, подростки, в большинстве своём отзывчивы на внимание и общение. Хотим мы того или нет, но если мы будем навязывать учение в качестве ведущего вида деятельности, то у нас ничего хорошего из этого не получится. Командованием, давлением, нажимом, двойками мы ничего не сделаем. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – общение. Позиция, роль учителя сейчас должна быть не такой как 10 -15 лет назад. Учитель уже не является неоспоримым авторитетом, последней инстанцией. Если учителя не станут единой командой, не будут все вместе работать на общий результат, то ни о каком качестве образования говорить не придётся.
Учитель занимает особое место в организации современного образовательного процесса. Его желание раскрыть способности каждого учащегося – это и есть главный ресурс, необходимый для осуществления новых требований к организации учебно-воспитательного процесса. Профессионализм учителя как раз и заключается в его способности меняться, уметь перестраиваться в соответствии с требованием времени.
Источники:
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273;
ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Управление качеством образования современной школы (методиче ские материалы) // автор - состав. Покасов В.Ф., к.и.н. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012. – 145 с.